набор стажёров и помощников.
Close

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

19.07.2018 опубликован и вступил в силу Федеральный закон (далее – «Закон» ) № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

19.07.2018 опубликован и вступил в силу Федеральный закон (далее – «Закон» ) № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОМ:

1. ЗА СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ СОВЕТОМ) ЗАКРЕПЛЕНО ПРАВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМИТЕТОВ
  • ЗАКОН ЗАКРЕПИЛ ЗА СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ ПРАВО ФОРМИРОВАТЬ КОМИТЕТЫ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ И ПРОРАБОТКИ ВОПРОСОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОСТАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗА СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕСТВА. СОЗДАНИЕ КОМИТЕТОВ РАНЕЕ РЕКОМЕНДОВАЛ КОДЕКС КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. В РАМКАХ КОМИТЕТОВ ДОЛЖНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО РАССМАТРИВАТЬСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ СОЗДАНИЕ СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ КОМИТЕТА ПО АУДИТУ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С КОНТРОЛЕМ ЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА О ФОРМИРОВАНИИ КОМИТЕТОВ ВСТУПЯТ В СИЛУ С 01.07.2020, И К ТОМУ ВРЕМЕНИ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПОЯВЯТСЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.
2. ЗАЩИТА ДЕРЖАТЕЛЕЙ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ АКЦИЙ
  • СОГЛАСНО ЗАКОНУ РАЗМЕР ДИВИДЕНДА И ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ ПО ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМ АКЦИЯМ БУДУТ СЧИТАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ, ЕСЛИ В УСТАВЕ УКАЗАН ИХ МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР, В ТОМ ЧИСЛЕ В ПРОЦЕНТАХ ОТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ОБЩЕСТВА. ЕСЛИ БУДЕТ УКАЗАН МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР, ТО ДИВИДЕНД НЕ БУДЕТ СЧИТАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ АКЦИЙ СМОГУТ ПОЛУЧАТЬ ДИВИДЕНДЫ НАРАВНЕ С ВЛАДЕЛЬЦАМИ ОБЫКНОВЕННЫХ АКЦИЙ
  • ЗАКОН НАДЕЛЯЕТ АКЦИОНЕРОВ-ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ АКЦИЙ ПРАВОМ ГОЛОСА ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ПРАВА АКЦИОНЕРОВ - ВЛАДЕЛЬЦЕВ АКЦИЙ ДАННОГО ТИПА, ВКЛЮЧАЯ СЛУЧАИ УМЕНЬШЕНИЯ РАЗМЕРА ДИВИДЕНДОВ ИЛИ ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ, ПРИЧИТАЮЩИХСЯ АКЦИОНЕРАМ - ВЛАДЕЛЬЦАМ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ АКЦИЙ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТИПА.
    3. УТОЧНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ
    • ЗАКОН ЗАКРЕПЛЯЕТ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ АКЦИОНЕРАМ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ, ВКЛЮЧАЯ ГОДОВУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ (ФИНАНСОВУЮ) ОТЧЕТНОСТЬ, АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ ПРОВЕРКИ ОТЧЕТНОСТИ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА, СВЕДЕНИЯ О КАНДИДАТАХ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ОБЩЕСТВА, СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ, СЧЕТНУЮ КОМИССИЮ, ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ ОБЩЕСТВА, ПРОЕКТЫ ВНУТРЕННИХ ДОКУМЕНТОВ ОБЩЕСТВА, ПРОЕКТЫ РЕШЕНИЙ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ.
    • В ПОВЕСТКУ ДНЯ ГОДОВОГО ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВКЛЮЧЕНЫ ВОПРОСЫ ОБ ИЗБРАНИИ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕСТВА, УТВЕРЖДЕНИИ АУДИТОРА ОБЩЕСТВА, УТВЕРЖДЕНИЕ ГОДОВОГО ОТЧЕТА, ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫПЛАТА ДИВИДЕНДОВ) И УБЫТКОВ ОБЩЕСТВА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОТЧЕТНОГО ГОДА, А ТАКЖЕ ВОПРОС ОБ ИЗБРАНИИ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ОБЩЕСТВА, ЕСЛИ НАЛИЧИЕ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ОБЩЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА ИЛИ УСТАВА.
    • У СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ С 01.09.2018 ПОЯВИТСЯ ПРАВО (ЕСЛИ ЭТО ПРЕДУСМОТРЕНО УСТАВОМ) ВКЛЮЧАТЬ ВОПРОСЫ В ПОВЕСТКУ ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ, А ТАКЖЕ ВКЛЮЧАТЬ КАНДИДАТОВ В СПИСОК КАНДИДАТУР ДЛЯ ИЗБРАНИЯ В ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРАВО СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ НА ВНЕСЕНИЕ КАНДИДАТУР ОГРАНИЧЕНО КОЛИЧЕСТВОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КОТОРЫЕ НЕ ВНЕСУТ АКЦИОНЕРЫ.
    • СРОК НАПРАВЛЕНИЯ СООБЩЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ ИЗМЕНЕН С 20 НА 21 ДЕНЬ.
      4. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ – НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
      • СОГЛАСНО ЗАКОНУ, НАЛИЧИЕ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ТЕПЕРЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПО УМОЛЧАНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТОЛЬКО ДЛЯ НЕПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ (УСТАВОМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДУСМОТРЕНО ИНОЕ). ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ЕЁ НАЛИЧИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ЕСЛИ ЭТО ПРЕДУСМОТРЕНО УСТАВОМ. ДАННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ, ПОСКОЛЬКУ ОБРАЗОВАНИЕ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ МЕНЕЕ ОПРАВДАННО В ПУБЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ДЕЙСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯ О ПУБЛИЧНОМ ВЕДЕНИИ ДЕЛ. ИЗ ЗАКОНА СЛЕДУЕТ, ЧТО, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ В ОБЩЕСТВЕ НЕ СОЗДАЕТСЯ РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ, В НЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРГАНИЗОВАН ВНУТРЕННИЙ АУДИТ.
        5. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОМПЛАЕНСА
          Письмо Банка России № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» от 10.04.2014; Письмо Банка России № ИН-015-52/66 «О положениях о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества» от 15.09.2016
          Письмо Банка России № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» от 10.04.2014; Приказ Росимущества № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации» от 04.07.2014
          Письмо Банка России 6-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» от 10.04.2014
          Распоряжение Правительства РФ № 1315-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование корпоративного управления» от 25.06.2016
          КСЕНИЯ СТЕПАНИЩЕВА
          СТАРШИЙ ЮРИСТ, АДВОКАТ
          АРИНА МАКАРОВА
          МЛАДШИЙ ЮРИСТ