ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ПАКЕТ САНКЦИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (24.06.2024)
24.06.2024 Совет ЕС объявил о принятии Четырнадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на введение новых запретов в отношении экспорта товаров в Россию и затрагивает энергетический, финансовый, торговый секторы экономики России.
Запрет на совершение сделок с лицами, подающими иски по ст. 248.1 и ст. 248.2 АПК РФ
В соответствии с п. 14 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется статьей 5ab, которая устанавливает запрет для лиц из ЕС прямо или косвенно совершать любые сделки с лицами, которые обратились с иском в российский суд к лицу из ЕС с целью вынесения решения во исполнение ст. 248.1 и ст. 248.2 АПК РФ.
Запрет распространяется только на случаи, если предмет спора вытекает из сделки, совершение которой предопределено распространением санкций ЕС (а именно Регламента Совета ЕС № 269/2014) на истца.
Названный запрет не распространяется на сделки, которые:
Направлены на приобретение, импорт или транспортировку фармацевтической, медицинской, сельскохозяйственной или пищевой продукции, включая пшеницу и удобрения;
Направлены на обеспечение доступа к судебным, административным или арбитражным разбирательствам в государстве-члене ЕС, а также на признание или приведение в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене ЕС;
Направлены на взыскание убытков в соответствии с ч. ч. “a” и “b” ст. 11 Регламента Совета ЕС № 833/2014 и ч. “a” ст. 11 Регламента Совета ЕС № 269/2014.
В соответствии с п. 19 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 вносится новая статья 5t, в соответствии с которой вводится запрет для политических партий, фондов, неправительственных организаций, аналитических центров и поставщиков медиа-услуг на получение финансирования или иной поддержки от:
Правительства России;
Российских юридических лиц, находящихся под контролем России или доля России в уставных капиталах которых составляет более 50%;
Физических или юридических лиц, которые действуют от имени или по указанию Правительства России или государственных компаний.
При этом устанавливается, что компетентные органы государств членов-ЕС могут выдать разрешение на соответствующие операции при соответствии их определенным целям. О выданных разрешениях они обязаны будут сообщать другим государствам-членам ЕС и органам ЕС в течение 2 недель.
В соответствии с п. 6 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 вносятся изменения в ст. 3d Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми устанавливается запрет на авиаперелеты, осуществляемые в интересах лиц из России.
Напомним, что ранее запрет распространялся лишь на воздушные суда, находящиеся в собственности лиц из России. Четырнадцатым пакетом санкций ЕС запрет распространен на любые воздушные суда, которые используются для нерегулярных рейсов и в отношении которых российские лица имеют возможность определять место и время взлета и посадки.
Названный запрет не распространяется на воздушные суда с количеством мест до 4 человек и имеющие максимальную взлетную массу до 2 000 кг в случае, если такие воздушные суда используются для частных некоммерческих полетов, выполняемых на территории ЕС в целях получения лицензии частного пилота.
Продление возможности оказания услуг российским юридическим лицам, находящимся под контролем лиц из ЕС
В соответствии с п. 18 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 вносятся изменения в ст. 5n Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 30.09.2024 продлевается возможность совершения сделок по продаже, поставке, передаче, экспорту товаров, а также оказание услуг, предназначенных исключительно для пользования российскими юридическими лицами, находящимися под контролем лиц из ЕС, Европейской экономической зоны, Швейцарии, Норвегии, Великобритании или Лихтенштейна.
В ст. 5n Регламента Совета ЕС № 833/2014 также был добавлен новый п. 8a, в соответствии с которым запреты также не распространяются на граждан государств-членов ЕС, которые одновременно являются резидентами России, приобрели соответствующий статус до 24.02.2022 и оказывают услуги таким российским юридическим лицам, которые являются их работодателями.
Запрет на приобретение, импорт, передачу и продажу ряда ценностей
В соответствии с п. 13 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 добавляется новая статья 3v, в соответствии с которой накладывается запрет на приобретение, импорт, передачу, продажу, поставку и экспорт украинских культурных ценностей и других предметов археологического, исторического, культурного, научного или религиозного значения в случае, если имеются достаточные основания полагать, что такие предметы были вывезены из Украины без согласия их законных владельцев или вывезены в нарушение законодательства Украины или норм международного права.
При этом названный запрет не применяется в случае, если:
Соответствующие ценности были вывезены из Украины до 01.03.2014;
Товары возвращены их законным владельцам в Украине.
Введение терминов «некоммерческая организация» и «перегрузочная операция»
В соответствии с п. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 добавляются определения терминов некоммерческая организация (non-governmental organisation) и перегрузочная операция (transshipment operation).
Под некоммерческой организацией понимается добровольное самоуправляемое объединение или организация, созданная для достижения некоммерческих целей ее учредителей или членов.
Под перегрузочной операцией понимается:
a)Передача с судна на судно, которая представляет собой одновременно операцию по разгрузке или перегрузке с непосредственной передачей СПГ (сжиженный природный газ);
b)Передача с судна на судно, которая включает в себя выгрузку СПГ с судна в резервуар терминала складирования СПГ и перегрузку на судно (такая деятельность может быть предпринимательской или являться частью комплекса услуг).
Запреты в секторе автотранспортных перевозок
В соответствии с п. 11 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в ст. 3l Регламента Совета ЕС № 833/2014 вносятся новые пункты, в соответствии с которыми любому юридическому лицу, созданному в ЕС, которое на 25% или более принадлежит российскому физическому или юридическому лицу, запрещается быть допущенным к деятельности в качестве автотранспортного предприятия, осуществляющего автомобильные перевозки грузов по территории ЕС, в том числе транзитные.
Ограничения не применяются в случае, если граждане РФ, владеющие более 25% в уставных капиталах автотранспортных предприятий, зарегистрированных в ЕС, также одновременно являются гражданами государств-членов ЕС.
В соответствии с п. 12 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в ст. 3p Регламента Совета ЕС № 833/2014 были внесены некоторые изменения в части запрета на импорт алмазов, происходящих из России, в ЕС.
Так, введенный в рамках Двенадцатого пакета санкций ЕС запрет на импорт алмазов не распространяется на те из них, которые находились в ЕС или в любой третьей стране, за исключением России, либо были огранены или произведены в любой третьей стране, за исключением России, до вступления в силу запрета.
Импортеры, при этом, должны в момент ввоза алмазной продукции в ЕС предоставить доказательства того, что продукция была первоначально ввезена в третью страну до даты применения соответствующего запрета.
В соответствии с п. 5 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в ст. 3c Регламента Совета ЕС № 833/2014 вносится дополнительный абзац, в соответствии с которым компетентным органам ЕС предоставлено право выдавать разрешения на экспорт из ЕС продукции, подпадающей под код CN 9026 00 00 (приборы и аппаратура для измерения или проверки расхода, уровня, давления и других параметров жидкостей или газов (например, расходомеры, уровнемеры, манометры, тепломеры)).
Разрешения на экспорт будут выдаваться в случае, если такой экспорт необходим для технического обслуживания или ремонта, или предоставления соответствующей технической помощи, брокерских или иных услуг, страхования или перестрахования, финансирования или финансовой помощи, опосредующих функционирование проекта «Сахалин-2» в целях обеспечения энергетической безопасности Японии.
Борьба с обходом введенных санкционных ограничений
Совет ЕС продолжает вводить регулирование, направленное на борьбу с обходом уже введенных санкционных ограничений.
Так, в соответствии с п. 14 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 вносится новая статья 5ad, в соответствии с которой устанавливается запрет на совершение сделок с лицами, учрежденными за пределами ЕС и являющимися кредитными, финансовыми учреждениями или организациями, предоставляющими услуги криптоактивов, которые прямо или косвенно способствуют экспорту, продаже, поставке, передаче или транспортировке в Россию товаров и технологий двойного назначения, высокоприоритетных товаров, а также огнестрельного оружия и боеприпасов.
Кроме того, в соответствии с п. 28 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 добавляется новая статья 12ga, в соответствии с которой лица из ЕС, которые совершают отчуждение или иным образом передают права на объекты интеллектуальной собственности или промышленный ноу-хау для производства некоторых товаров, должны, начиная с 26.12.2024, включать в договоры оговорку “No-Russia clause”, в соответствии с которой товары, произведенные при помощи таких объектов интеллектуальной собственности, не будут экспортироваться в Россию.
Указанный запрет не распространяется на исполнение договоров, которые были заключены до 25.06.2024, до 26.06.2025 или истечения срока их действия.
Ограничения, связанные с правами на объекты интеллектуальной собственности
В соответствии с п. 19 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 вносится новая статья 5s, в соответствии с которой ведомства по объектам интеллектуальной собственности и другие компетентные учреждения, создаваемые в государствах-членах ЕС, не должны принимать:
Новые заявки на регистрацию товарных знаков, патентов, промышленных образцов, полезных моделей, охраняемых наименований мест происхождения товаров и географических указаний, поданные российскими лицами;
Любые запросы или представления, поданные российскими лицами в ходе регистрационных процедур.
В соответствии с п. 13, а также п. 18 Решения Совета ЕС № 2024/1744 устанавливаются ограничения на некоторые операции с СПГ на территории ЕС. Под запретом оказались следующие операции:
Перегрузка на территории ЕС для целей перевалочных операций СПГ, происходящего из России или экспортируемого напрямую из России;
Оказание технической помощи, брокерских услуг, финансирования и финансовой помощи, связанных с операциями, указанными в предыдущем подпункте.
Для государств-членов ЕС установлена возможность принятия национального регулирования, связанного с установленным запретом. Не позднее 26.12.2024 компетентные органы государств-членов ЕС обязаны проинформировать органы ЕС о принятом национальном регулировании или о том, что они не намерены устанавливать дополнительное национальное регулирование.
Кроме того, установлено, что запреты не распространяются до 26.03.2025 на исполнение договоров, заключенных до 25.06.2024.
Юридические лица, которые осуществляют разгрузочные операции СПГ, происходящего из России или экспортируемого напрямую из России, должны до 26.07.2024 и каждый последующий месяц информировать компетентные органы государств-членов ЕС обо всех разгрузочных операциях и импорте в ЕС соответствующего СПГ. В отчетность должна включаться информация об объемах СПГ.
Запреты не применяются в случае, если судно нуждается в экстренном заходе в порт, а также к услугам по перегрузке, необходимым для бункеровки (заправки) судов, заправка которых осуществляется СПГ.
Ограничения в отношении морского транспорта
В соответствии с п. 13 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 добавляется новая статья 3s, в соответствии с которой вводятся санкции в отношении морских судов, которые:
Осуществляют перевозку товаров, используемых в секторе обороны и безопасности России, из России или в Россию, для использования в России или для ведения Россией специальной военной операции;
Осуществляют перевозку сырой нефти или нефтепродуктов, которые происходят из России или экспортируются напрямую из России;
Эксплуатируются с целью развития и расширения энергетического сектора России;
Эксплуатируются с целью, которая, согласно позиции Совета ЕС, угрожает продовольственной безопасности Украины;
Осуществляют перевозку некоторых товаров, происходящих из ЕС или экспортируемых напрямую из ЕС (реактивное топливо и проч.), а также товаров, происходящих из России или импортируемых напрямую из России в ЕС (тракторы, прожекторы, компасы и прочие навигационные приборы), которые, согласно позиции Совета ЕС, могут принести вред Украине;
и проч.
В отношении таких морских судов запрещается прямо или косвенно:
Предоставлять доступ к портам, якорным стоянкам и шлюзам на территории ЕС;
Их нахождение на территории ЕС, совершение сделок по приобретению и передаче таких судов на территории ЕС;
Совершать сделки по отчуждению, фрахтованию таких судов;
Эксплуатировать или укомплектовывать экипажи таких судов;
Обеспечивать регистрацию судов;
и проч.
Перечень морских судов, в отношение которых введены соответствующие санкции, закреплен в Приложении XLII к Регламенту Совета ЕС № 833/2014. Среди них, например, Angara (рег. номер: 9179842), Maria (рег. номер: 8517839), SaamFSU (рег. номер: 9915090), Koryak FSU (рег. номер: 9915105), Hana (рег. номер: 9353113), Canis Power (рег. номер: 9289520), Andromeda Star (рег. номер: 9402471), NS Lotus (рег. номер: 9339337), NS Spirit (рег. номер: 9318553), NS Stream (рег. номер: 9318541), а также ряд иных судов.
Освобождение от санкций АЭС «Пакш-2»
В соответствии с п. 21 Решения Совета ЕС № 2024/1744 в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP добавляется новая статья 5c, в соответствии с которой устанавливается нераспространение санкционных ограничений на деятельность, опосредующую создание, эксплуатацию, техническое обслуживание, поставку топлива, необходимые для завершения строительства ядерных установок, при условии, что лица, задействованные в обслуживании АЭС «Пакш-2», уведомили о своей деятельности компетентные органы государства-члена ЕС в течение 2 недель с момента ее начала.
Таким образом, Четырнадцатый пакет санкций направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией, лиц, использующих технологии, произведенные на территории России. Кроме того, регламент направлен на борьбу с обходом уже введенных санкционных ограничений.
Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!