Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЙ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СООБЩЕСТВ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ

Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» информирует об актуальном законопроекте в области гражданского и корпоративного права, предлагающем закрепить в Гражданском кодексе РФ (далее – «ГК РФ») возможность проводить общие собрания онлайн.

Основные предложения законопроекта:
  • Дистанционные общие собрания будут отнесены к очным собраниям;
  • Для заочных собраний будет установлен кворум;
  • Унифицируются и расширяются требования к составлению протоколов собраний;
  • Термин «собрание» будет заменен на термин «заседание».

На официальном портале законотворческой деятельности 26.04.2021 опубликован законопроект №1158774-7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о дистанционном участии в собраниях) (далее – «Законопроект»).

Законопроект предлагает внести следующие изменения.

1. В абзаце 2 пункта 1 статьи 181.2 ГК РФ предлагается закрепить возможность участвовать в собраниях гражданско-правовых сообществ «дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, и позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Такие способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица».
Законопроект не ограничивает способы дистанционного участия в собраниях, представляя гражданско-правовым сообществам возможность самостоятельно выбрать и определить для себя наиболее удобную интернет-платформу, однако такая платформа должна обеспечивать реализацию участниками своего права на управление корпорацией – то есть должна позволять (1) определить участвующее в собрании лицо и его полномочия, (2) участвовать уполномоченному лицу в собрании и (3) выражать свое волеизъявление по вопросам повестки дня. Необходимость проведения собраний в онлайн-формате давно назрела в сфере бизнеса и может быть обеспечена современными цифровыми технологиями.

2. Законопроект предлагает установить требования к кворуму заочных собраний и дополнить статью 181.2 ГК РФ пунктом 1.1 о том, что при заочном голосовании решение собрания может быть принято посредством отправки не менее чем 50% от общего числа участников документов, содержащих сведения об их голосовании, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств. При этом из указанной нормы следует, что заочное голосование может осуществляться не только посредством бюллетеней, но и с помощью интернет-технологий.

3. Законопроект предлагает дополнить статью 181.2 ГК РФ пунктом 1.2. и закрепить возможность совмещения двух форм проведения собраний – очной и заочной. Ранее использование смешанной формы общих собраний допускалось только в силу разъяснений пункта 105 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Совмещение голосования должно быть предусмотрено законом, единогласным решением собрания или уставом.

4. Законопроект также существенно меняет правила составления протоколов собраний. В новой редакции пункта 3 статьи 181.2 ГК РФ предлагается разрешить составление протоколов в электронной форме, а также закрепить возможность выбора иного способа подтверждения принятия решения собрания в силу закона, единогласного решения участников собрания или устава. При использовании иного способа подтверждения принятия решения должно обеспечиваться хранение и воспроизведение сведений, которые должны содержаться в протоколе.

5. Законопроект предлагает унифицировать требования, предъявляемые к протоколам очных и заочных собраний (признать пункт 5 статьи 181.2 ГК РФ утратившим силу) и объединить их в одном пункте (пункт 4 статьи 181.2 ГК РФ). Помимо сведений, которые должны содержаться в протоколе в силу действующей редакции статьи 181.2 ГК РФ, Законопроект предлагает указывать в протоколе также следующие сведения:
1)     способ дистанционного участия членов гражданского-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования – способ отправки документов, содержащих сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
2)     сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол.

6. Законопроект предлагает заменить термин «собрание» термином «заседание» применительно к очным собраниям гражданско-правовых сообществ, в связи с чем Законопроектом вносятся корреспондирующие терминологические изменения в статьи 66.3, 67.1, 123.20-2, 181.4 и 181.5 ГК РФ. По мнению авторов Законопроекта, изменение терминологии позволит устранить путаницу между общим собранием как органом юридического лица и формами принятия решений общим собранием: посредством проведения заседания (очного собрания) и посредством проведения заочного голосования.

Таким образом, после принятия Законопроекта станет возможным проводить общие собрания в хозяйственных обществах, равно как и иные собрания во всех гражданско-правовых сообществах, онлайн с составлением протоколов собраний в электронной форме, что минимизирует потребности в личном присутствии как самих участников, так и уполномоченных на составление протоколов лиц. При этом законодателю в дальнейшем дополнительно потребуется внести корреспондирующие изменения в специальные законы о хозяйственных обществах.
Предполагается, что Законопроект вступит в силу с 1 июля 2021 года и будет применяться, в том числе, к собраниям, сообщения (извещения) о проведении которых были направлены участникам соответствующих гражданско-правовых сообществ после его вступления в силу.
09 июня 2021 года Законопроект был принят Государственной Думой РФ в третьем чтении.
Кроме того, в Государственной Думе РФ в настоящее время на рассмотрении находится законопроект № 1059849-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования формы проведения общего собрания). Указанный законопроект также предлагает закрепить возможность проведения общих собраний хозяйственных обществ в дистанционном формате, в том числе без определения места проведения собрания, но такая возможность должна быть предусмотрена в уставе. По законопроекту № 1059849-7 голосование осуществляется бюллетенями, в том числе, направляемыми путем заполнения страницы на сайте в сети Интернет, а не с помощью интернет-платформ, как предлагается Законопроектом. Данным законопроектом предусматриваются также более радикальные поправки в Закон об акционерных обществах – в части «потерянных акционеров», а именно акционерному обществу разрешается не направлять сообщения о проведении собраний и не распределять дивиденды акционеру, который ранее два года подряд не получал сообщения о собраниях и не получал дивиденды.
Движение законопроекта № 1059849-7 в Государственной Думе РФ заморожено с 12.04.2021.

Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Кристина Севеева – Юрист
2021 Ксения Степанищева Кристина Севеева Аналитика Корпоративное право