В соответствии с положениями 286-ФЗ в действующее антимонопольное законодательство вносятся следующие изменения:
- В 2022 году сделки с долями (акциями) и имуществом коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов составляет более 800 млн. рублей, но не более 2 млрд. рублей, не требуют предварительного согласования с ФАС России. Аналогичное правило предусматривается для финансовых организаций;
- В 2022 году государственная или муниципальная преференция для отдельных видов деятельности предоставляется без предварительного согласия с ФАС России;
- В 2022 и 2023 годах устанавливается ряд особенностей в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
По общему правилу, сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций в случае, если:
1. суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд. рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. рублей;
2. суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц составляет более 800 млн. рублей,
требуют предварительного согласования с ФАС России (ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
В таком случае, следующие сделки будут подлежать разрешительному режиму:
· Приобретение следующего количества голосующих акций АО – 25, 50, 75%;
· Приобретение следующих размеров долей в ООО – 1/3, 1/2, 2/3;
· Приобретение 20% активов компании, если покупатель получает право определять ее хозяйственную деятельность;
· Соглашение о совместной деятельности (например, в форме корпоративного договора) при условии, если стороны такого соглашения осуществляют конкурирующую деятельность;
· Приобретение более, чем 50% голосующих акций юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.
Для финансовых организаций, стоимость активов которых по последнему балансу превышает размеры, установленные Правительством РФ в Постановлении от 18.10.2014 № 1072 и в Постановлении от 27.09.2021 № 1621 (в зависимости от вида финансовой организации), предусматривается аналогичное более мягкое регулирование.
В соответствии с 286-ФЗ в 2022 году стороны описанных выше сделок обязаны уведомить ФАС России в течение 30 дней после их совершения. Таким образом, разрешительный порядок заменяется на уведомительный.
2. Государственная или муниципальная преференция для отдельных видов деятельности в 2022 году предоставляется без предварительного согласия с ФАС России
В соответствии с п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции – это предоставление органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
По общему правилу, государственные и муниципальные преференции предоставляются с предварительного согласия ФАС России, однако в соответствии с 286-ФЗ такие преференции могут быть предоставлены с последующим уведомлением ФАС России в срок, не превышающий 30 дней, для следующих видов деятельности:
· Обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;
· Социальное обеспечение населения;
· Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
При направлении в ФАС России уведомления, необходимо приложить следующий комплект документов:
· акт, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера преференции;
· перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, которому предоставлена государственная или муниципальная преференция, в течение двух лет, предшествующих дате подачи уведомления;
· наименования видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, которому предоставлена государственная или муниципальная преференция, в течение двух лет, предшествующих дате подачи уведомления;
· бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, которому предоставлена государственная или муниципальная преференция, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате предоставления преференции;
· перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, которому предоставлена государственная или муниципальная преференция, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;
· нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.
Если антимонопольный орган установит, что предоставление такой преференции привело или может привести к устранению или недопущению конкуренции, то он должен принять решение о введении ограничения в отношении данной преференции. Ограничения могут затрагивать:
· предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции;
· круг лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция;
· размер государственной или муниципальной преференции;
· цели предоставления государственной или муниципальной преференции;
· иные параметры, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
3. В 2022 и 2023 годах устанавливается ряд особенностей в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций
A. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе определить следующие условия в договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций:
· случаи предоставления в 2022 и 2023 годах отсрочки осуществления платежей (не более одного года);
· случаи снижения в 2022 году размера платежей (размер платежа не может стать менее ½ размера, установленного договором, а также не может устанавливаться на срок более одного года).
B. Лица, заключившие договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2023 вправе обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору, предусматривающего пролонгацию срока действия такого договора (не более одного года), независимо от наличия или отсутствия задолженности. В таком случае ответственный государственный или муниципальный орган должен заключить такое дополнительное соглашение без проведения торгов в срок не позднее пяти рабочих дней.
Орган местного самоуправления должен продлить срок выдачи разрешения на размещение рекламной конструкции, предусмотренной договором, на срок, указанный в дополнительном соглашении. При этом такое продление срока не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, принятые нововведения позволят существенно облегчить совершение сделок купли-продажи крупного бизнеса в 2022 году, а также проведение рекламных кампаний в 2022 и 2023 годах.