Ниже представлен обобщенный обзор изменений в санкционную политику Канады в отношении России.
(1)Персональные санкции
Блокирующие санкции Канады были введены как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц.
Физические лица
Общее количество физических лиц, в отношении которых были введены блокирующие санкции, составляет – 28. Среди физических лиц следует выделить в том числе, но не ограничиваясь:
а)Политические деятели:
Антон Андреевич Алиханов (министр промышленности и торговли РФ);
Евгений Андреевич Шестаков (министр иностранных дел Республики Беларусь);
Александр Геннадьевич Сидякин (депутат Государственной думы РФ, руководитель ЦИК партии «Единая Россия»);
Борис Всеволодович Громов (член Совета Федерации РФ).
б)Общественные деятели:
Максим Анатольевич Шугалей (президент «Фонда защиты национальных ценностей»);
Екатерина Михайловна Мизулина (директор Ассоциации «Лига безопасного интернета», дочь Елены Борисовны Мизулиной).
в)СМИ:
Арам Ашотович Габрелянов (создатель проекта «Life» и газеты «Жизнь»);
Александра Владимировна Костерина (главный редактор телеканала «НТВ»);
Вероника Юрьевна Крашенинникова (генеральный директор автономной некоммерческой организации «Институт внешнеполитических исследований и инициатив», советник генерального директора МИА «Россия сегодня»);
Александр Александрович Малькевич (генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург», председатель правления «Фонда развития новых медиа»).
г)Воздушные грузоперевозки: Владимир Владимирович Михейчик (генеральный директор ОАО «224 ЛО» (ИНН: 7718763393)).
д)Морские грузоперевозки: Владимир Иванович Шастин (генеральный директор ООО «Судоходная компания «Азиа» (ИНН: 2540195189)).
е)Государственныеслужащие:
Андрей Николаевич Егоров (руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу);
Дмитрий Иванович Цымбаленко (заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу);
Дмитрий Викторович Шароватов (заместитель начальника управления делам ФСИН России);
Сергей Анатольевич Мороз (начальник Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний Российской Федерации по городу Москва).
Таким образом, санкции затронули государственных служащих, политических и общественных деятелей, а также руководителей крупных предприятий различных секторов российской экономики.
Юридические лица
Общее количество юридических лиц, в отношении которых были введены блокирующие санкции составляет – 22. Среди юридических лиц следует выделить в том числе, но не ограничиваясь:
а)Наземные перевозки:
ООО «Севертракс» (ИНН: 1400023124);
АО «Совфрахт» (ИНН: 7702059030).
б)Воздушные перевозки и авиауслуги:
ООО «Авиакомпания Победа» (ИНН: 9705001313);
ОАО «224 ЛО» (ИНН: 7718763393).
в)Морские перевозки:
ПАО «Новошип» (ИНН: 2315012204);
ООО «Марин транс шиппинг» (ИНН: 3025037914);
ООО «Судоходная компания «Азиа» (ИНН: 2540195189).
г)СМИ:
«Фонд развития новых медиа» (ИНН: 5504151417);
АО «Издательство «Российская газета» (ИНН: 7714010896);
АО «ГАТР» - телеканал «Санкт-Петербург» (ИНН: 7841320717).
д)Военно-промышленный комплекс: АО НПО «Электромашина» (ИНН: 7449044990).
е)Технологический сектор:
АО «Элеконд» (ИНН: 1827003592);
АО «Электроавтоматика» (ИНН: 2636008464);
АО «Электроагрегат» (ИНН: 5401103595).
ж)Страхование: АО «РНПК» (ИНН: 7706440687).
По мнению Министерства иностранных дел Канады сфера грузоперевозок России сосредоточена в настоящий момент на сотрудничестве с КНДР в целях приобретения военного оружия. Таким образом, санкции затронули различные сферы российской экономики, в частности, СМИ и технологический сектор, а в особенности – сферу грузоперевозок.
(2)Торговые санкции
Как было отмечено ранее, рассматриваемые санкционные пакеты включают в себя также торговые санкции.
Канада запретила к экспорту, поставке или отправке российским лицам, в том числе следующего технического и производственного оборудования:
Технические центры для обработки металла, код (HS codes): 8457.10;
Горизонтальные токарные станки с числовым программным управлением (включая токарные центры) для снятия металла, код (HS codes): 8458.11;
Токарные станки с числовым программным управлением (включая токарные центры) для снятия металла, кроме горизонтальных токарных станков, код (HS codes): 8458.91;
Фрезерные станки по металлу с числовым программным управлением, кроме токарных станков (токарных центров) с кодом (HS code): 8458;
Части и принадлежности для использования исключительно или преимущественно с машинами с кодами (HS codes): 8456-8461.
Запрещены к импорту и приобретению гражданами Канады следующие ювелирные изделия российского происхождения вне зависимости от страны импортирования:
Несортированные бриллианты, весом от 0,5 карата и более, вне зависимости от обработки, однако без оправы;
Алмазы непромышленного назначения, весом от 0,5 карата и более, необработанные, распиленные, колотые, однако без оправы;
Алмазы непромышленного назначения, весом от 0,5 карата и более, без оправы, за исключением необработанных, просто распиленных или колотых.
Запрещены к импорту и приобретению гражданами Канады следующие ювелирные изделия из России:
Несортированные бриллианты, весом менее 0,5 карата, вне зависимости от обработки, но без оправы;
Алмазы непромышленного назначения, весом менее 0,5 карата, необработанные, распиленные, колотые, однако без оправы;
Алмазы непромышленного назначения, весом менее 0,5 карата, без оправы, за исключением необработанных, распиленных или колотых.
С учетом изложенного торговые санкции Министерства иностранных дел Канады коснулись различных товаров российского происхождения.
***
Таким образом, рассматриваемые санкционные ограничения затронули такие отрасли российской экономики, как грузоперевозки (воздушные, наземные, морские), СМИ, покупку технологического / производственного оборудования и продажу ювелирных изделий российской экономики, учитывая запрет на экспорт / поставку или отправку российским лицам товаров технического характера, а также запрет на импорт / приобретение ювелирных изделий российского происхождения, указанные в п. (2) настоящего обзора.
Кроме того, следует также не забывать и о «правиле 50 %», согласно которому персональные санкции в отношении определенного лица также автоматически применяются и к бизнесу, который на 50 % и более принадлежит подсанкционному лицу, следовательно, те же персональные санкции в отношении российских промышленников применимы и к тому бизнесу, которым такие лица владеют на 50 % и более.