Санкции

Европейский союз

В период с 25 по 28 февраля Европейским Союзом (ЕС) был принят ряд законодательных актов, предусматривающих беспрецедентно широкий комплекс ограничительных мер в отношении российских юридических и физических лиц.

1. Первый пакет санкций был опубликован 23 февраля 2022 года (Регламент Совета ЕС № 2022/259 от 23 февраля 2022 года. См.: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2022:042I:FULL&from=EN) и содержит отсылку к Регламенту Совета ЕС № 269/2014 от 17 марта 2014 года. (См.:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014R0269&from=FI), предусматривающему следующие санкционные меры:
  • заморозку всех активов, принадлежащих, находящихся во владении у лиц из санкционного списка, также активов, над которыми лица в перечне могут осуществлять контроль;
  • запрет лицам из санкционного списка, равно как и их аффилированным лицам прямо или косвенно извлекать выгоду из принадлежащих им активов.

Санкционный список 2014 года изначально включал 21 физическое лицо (служащих Вооруженных сил РФ и членов Федерального Собрания РФ) и был существенно расширен в связи с последними событиями в феврале 2022 года. Советом ЕС были предприняты следующие меры:

1) Регламент Совета ЕС № 2022/260 от 23 февраля 2022 года дополняет санкционный список рядом физических и юридических лиц, включая:
  • Агентство интернет-исследований;
  • Банк «Россия»;
  • ПАО «Промсвязьбанк»;
  • Государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».

2) Регламент Совета ЕС № 2022/261 от 23 февраля 2022 года содержит самый обширный санкционный список (включает депутатов Государственной Думы, голосовавших за принятие Постановления «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ к Президенту Российской Федерации В.В. Путину о необходимости признания Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики»).

3) Регламент Совета ЕС № 2022/262 от 23 февраля 2022 года запрещает продажу, покупку, инвестиции или иную деятельность, связанную с находящимися в обращении ценными бумагами и инструментами денежного рынка, выпущенными после 9 марта 2022 года:
  • РФ и Правительством РФ;
  • Центральным Банком РФ (Банком России);
  • юридическим лицом, действующим от имени или по указанию перечисленных выше субъектов.
Также наложен запрет на предоставление денежных средств в кредит вышеобозначенным субъектам.

4) Регламентом Совета ЕС № 2022/263 от 23 февраля 2022 года вводятся следующие ограничительные меры в отношении республик ДНР и ЛНР («Запрещенные регионы»):
  • запрет на импорт в ЕС товаров из Запрещенных регионов;
  • любое прямое или косвенное финансирование, страхование или перестрахование, связанное с импортом товаров из Запрещенных регионов.

Более того, Регламентом Совета ЕС № 2022/263 от 23 февраля 2022 года запрещено:
  • приобретать какую-либо недвижимость в Запрещенных регионах;
  • приобретать доли участия в юридических лицах из Запрещенных регионов;
  • предоставлять или участвовать в предоставлении каких-либо кредитов или предоставлять иным образом финансирование в Запрещенные регионы;
  • создавать совместные предприятия в Запрещенных регионах либо с любыми предприятиями, находящимися в Запрещенных регионах;
  • осуществлять инвестирование в вышеуказанные виды деятельности.

Также в Регламенте Совета ЕС № 2022/263 (Приложение II) приводится список товаров (соль, руда, органические химикаты, ряд металлов, водонасосы и др.), которые запрещены к продаже и поставке любым физическим или юридическим лицам из Запрещенных регионов, а также для использования в Запрещенных регионах.



2. Совет ЕС продолжил работу над санкциями, и 25 февраля 2022 г. был опубликован новый ряд законодательных актов. Так, Регламент Совета ЕС № 2022/328 от 25 февраля 2022 года вносит изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года и, вероятно, является, самым «тяжелым» санкционным актом, который вводит, в том числе, следующие ограничительные меры (См.: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32022R0328):
  • запрет на продажу и поставку товаров и технологий двойного назначения любому физическому или юридическому российскому лицу, а также для использования в России (ранее запрет на поставку товаров двойного назначения уже был предусмотрен в Регламенте Совета ЕС № 833/2014, но при этом содержалось уточнение, что такой запрет действует, если только известно о том, что данные товары приобретаются в военных целях), одновременно запрещается оказывать какие-либо услуги, связанные с данными товарами;
  • отдельно в Приложении VII приведен перечень товаров, запрещенных для экспорта в Россию (электроника, компьютеры не для личного пользования, датчики и лазеры, авионики и навигационные приборы, суда, морское оборудование, аэротехника);
  • по общему правилу также запрещено осуществление публичного финансирования, торговли и инвестирования в отношении России (есть ряд исключений, например, финансирование в гуманитарных и медицинских целях, финансирование по соглашениям до 26 февраля 2022 года);
  • принятие в депозиты от российских физических или юридических лиц денежных средств в сумме, превышающей 100 000 евро (по общему правилу под запретом, для данного правила предусмотрен ряд исключений, но в случае принятия в качестве исключения во вклад суммы, превышающей данное ограничение, кредитному учреждению необходимо будет уведомить государство-члена);
  • запрет для лиц, являющихся депозитариями в соответствии с Регламентом ЕС № 909/2014 от 23 июля 2014 года, оказывать услуги российским физическим и юридическим лицам;
  • запрет на продажу ценных бумаг, номинированных в евро и выпущенных после 12 апреля 2022 года либо долей участия в субъектах коллективного инвестирования любым российским юридическим и физическим лицам;
  • запрет на продажу товаров, задействованных в нефтепереработке, любым российским физическим и юридическим лицам, а также для использования в России в соответствии со списком в Приложении X;
  • запрет на приобретение и иные действия, связанные с приобретением ценных бумаг и инструментов денежного рынка, выпущенных после 12 апреля 2022 г. (а также иных ценных бумаг в зависимости от конкретных организаций), вы пущенных рядом крупных российских организаций и подконтрольным им организаций, в том числе АО «Альфа-Банк», ПАО Сбербанк, ПАО «Банк ВТБ», ПАО Банк «ФК Открытие», Банк «Россия», ПАО «Промсвязьбанк»; АО «Россельхозбанк», а также для крупными российскими предприятиями: ПАО «НК Роснефть», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», ГК «Ростех», ПАО «Совкомфлот», АО «Концерн ВКО «Алмаз Антей», ПАО «Камаз», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «ПО «Севмаш», ОАО «ОПК Оборонпром», ОАО «КУМЗ» (Каменск-Уральский металлургический завод) и другими российскими организациями;
  • запрет на предоставление займов организациям, указанным в пункте выше;
  • запрет на продажу и экспорт товаров и технологий, используемых в авиационной и космической промышленности, указанных в Приложении XI, любому физическому или юридическому российскому лицу, а также для использования в России.



3. 28 февраля 2022 года принят Регламент Совета ЕС № 2022/337, которым дополняется список лиц, для которых запрещен въезд на территорию ЕС, а также юридических лиц, активы которых подлежат заморозке (АО «СОГАЗ»)
(См.: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32022D0337).



Все предпринятые санкции можно разделить на следующие направления:
  • запрет на въезд для ряда политических и экономических деятелей;
  • наложение ареста на активы юридических и физических лиц;
  • ограничение оборота ценных бумаг для крупнейших российских кредитных и иных организаций;
  • запрет экспорта и ограничение импорта в Запрещенные регионы.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Екатерина Почтарева – Младший юрист
Европейский союз