Контрсанкции

Новые информационные письма Банка России в отношении регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг в целом отличается высокой степенью динамичности, что особенно характерно для периода действия ограничительных мер в отношении российских компаний. 17.05.2022 Банком России были опубликованы новые письма № 010-31-2/4257, № 38-5-3/1414, которые содержат ряд разъяснений применения принятых Президентом РФ Указов от 28.02.2022 №79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее – «Указ 79»), от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – «Указ 95»), от 01.03.2022 №81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее – «Указ 81»).

Данные разъяснения включают в себя, в том числе:
  • определение порядка действий банков в связи с действием моратория на банкротство;
  • уточнение ряда исключений, когда получение разрешений на совершение сделок в соответствии с Указами Президента не требуется;
  • разъяснено регулирование сделок купли-продажи расчетного фьючерсного контракта.

Уточнены действия банков в связи с действием моратория на банкротство

Письмо Банка России от 17.05.2022 № 010-31-2/4257 (направлено в адрес Ассоциации российских банков) разъясняет вопрос о необходимости контролирования банком исполнения должником, на которого распространяется действие моратория на банкротство, выплаты дивидендов, доходов по долям и распределения прибыли между учредителями (участниками) должника (далее – «Мораторий»). Правовая основа Моратория содержится в ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Указанная статья предусматривает, что введение Моратория возможно в исключительных случаях для обеспечения стабильности экономики и по решению Правительства РФ. В связи с введением ряда ограничительных мер Правительство РФ воспользовалось данной возможностью и ввело Мораторий согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» сроком до 01.10.2022. Банк России в указанном выше информационном письме выразил позицию, согласно которой:

«у банка отсутствует обязанность контролировать исполнение должником, на которого распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, запрета на выплату дивидендов, распределение прибыли. Вместе с тем, по мнению ЦБ РФ, банки вправе устанавливать, в том числе во внутренних документах, договорах с клиентами, дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств».

Следовательно, по общему правилу банки не обязаны «замораживать» платежи, направленные на выплату дивидендов, распределение прибыли компаний, в отношении которых действует мораторий на банкротство. Иной порядок взаимодействия банка с клиентом может быть предусмотрен внутренними документами банка.

Уточнен ряд исключений, когда получение разрешений Правительственной комиссии на совершение сделок не требуется

Пп. «а» п. 3 Указа 79 были запрещены валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа. Письмо № 38-5-3/1414 уточнило, что приобретение на вторичном рынке резидентом РФ номинированной в иностранной валюте облигации иностранного эмитента (еврооблигации) не подпадает под вышеуказанное определение валютной операции и разрешено.

Пп. «а» п. 1 Указа № 81 предусматривает, что сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые с лицами иностранных государств, совершающими недружественные действия, могут осуществляться на организованных торгах на основании разрешений, выдаваемых Банком России по согласованию с Минфином и содержащих условия осуществления таких сделок. В то же время Письмо № 38-5-3/1414 содержит разъяснение, что данное разрешение, выдаваемое Банком России и Минфином, распространяется только на сделки на организованных торгах, проводимых российскими организаторами торговли, но не на торгах иностранного организатора торговли.

Как уже было указано ранее, Указ 81 устанавливает особый порядок для совершения сделок с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (и подконтрольными им лицами). П. 12 Указа 95 уточняет, что данное правило не распространяется на иностранных лиц, которые соответствуют одновременно 2 критериям:
  • находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами, и
  • информация о таком контроле раскрыта налоговым органам РФ в соответствии с законодательством РФ.

Тем не менее, ЦБ РФ потребовалось дополнительно разъяснить, что в случае если брокер осуществляет сделки с иностранными ценными бумагами в интересах своих клиентов-резидентов РФ с привлечением вышестоящих иностранных брокеров, которые подпадают под освобождение, предусмотренное п. 12 Указа 95, то на такие сделки особый порядок в соответствии с Указом 81 не распространяется.

Разъяснено регулирование сделок купли-продажи расчетного фьючерсного контракта

Представлено разъяснение и относительно необходимости получения разрешения на заключение ряда фьючерсных контрактов. Письмом № 38-5-3/1414 разъяснено, что Указ 81 не применяется к данным контрактам, поскольку производные финансовые инструменты «не влекут за собой возникновения права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество». В то же время уточнено, что такие сделки осуществляются в соответствии с Указом 95 путем зачисления денежных средств на счет типа «С» (при соблюдении ряда условий), поскольку фьючерсный договор относится к производным финансовым инструментам.

Издание описываемых в настоящем обзоре писем является, на наш взгляд, удачным примером взаимодействия между регулирующим органом и общественными объединениями в деловой сфере. Опубликование указанных писем является весьма своевременным и представляет собой необходимые в настоящих условиях разъяснения контрсанкционного регулирования.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Сергей Трущин – Юрист
Владимир Блинов – Помощник юриста