ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ПАКЕТ САНКЦИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (24.06.2024)
24.06.2024 Совет ЕС объявил о принятии Четырнадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на введение новых запретов в отношении экспорта товаров в Россию и затрагивает энергетический, финансовый, торговый секторы экономики России.
(Press release // Russia’s war of aggression against Ukraine: comprehensive EU’s 14th package of sanctions cracks down on circumvention and adopts energy measures // 2024-06-24).
Обзор. Часть №1.
Четырнадцатый пакет санкций оформлен следующими основными Регламентами и Решением Совета ЕС:
Ниже представлен подробный обзор основных положений Четырнадцатого пакета санкций ЕС.
(1) Регламент Совета ЕС № 2024/1746
24.06.2024 был принят Регламент Совета ЕС № 2024/1746, которым были внесены изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014.
Расширение санкционного списка юридических лиц
Регламентом Совета ЕС № 2024/1746 был расширен санкционный список юридических лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, задействованы в военно-промышленном производстве РФ, энергетическом, финансовом, торговом и иных секторах экономики РФ.
В санкционный список, в частности, было добавлено 47 новых юридических лиц, среди которых:
Представленный перечень не является исчерпывающим. В санкционный список были добавлены и иные юридические лица.
В санкционный список также было добавлено 69 физических лиц, среди которых:
Представленный перечень не является исчерпывающим. В санкционный список были добавлены и иные физические лица.
Таким образом, санкционный список юридических и физических лиц был расширен путем включения в него компаний, осуществляющих свою деятельность в военно-промышленном, финансовом, торговом и иных секторах, а также физических лиц – должностных лиц, судей, менеджмента крупных российских компаний.
Напомним, что включение в санкционный список приводит, в том числе, к замораживанию активов таких лиц, находящихся под юрисдикцией ЕС.
(2) Регламент Совета ЕС № 2024/1745 и Решение Совета ЕС № 2024/1744
24.06.2024 был принят Регламент Совета ЕС № 2024/1745, которым были внесены изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014.
Кроме того, было принято Решение Совета ЕС № 2024/1744, которым были внесены изменения в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP.
Запрет на использование Системы передачи финансовых сообщений (СПФС)
Регламентом Совета ЕС от 01.03.2022 № 2022/345 было произведено первое отключение ряда российских банков от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT (отключению тогда подверглись такие банки как ОАО Банк «Открытие», АО «Новикомбанк», ПАО «Промсвязьбанк», Банк «Россия», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Внешэкономбанк» и ПАО «ВТБ», позже отключение коснулось и иных банков).
С 2014 года в России действует Система передачи финансовых сообщений, которая была предложена Банком России в качестве аналога международной системе платежей SWIFT. Особое развитие СПФС получила после осуществления вышеназванных отключений.
В соответствии с п. 14 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 добавляется новая статья 5ac, в соответствии с которой вводятся санкции в отношении СПФС и лиц, использующих СПФС.
Введенный запрет на СПФС включает в себя запрет для юридических лиц, созданных в ЕС и осуществляющих свою деятельность за пределами России, напрямую подключаться к СПФС и эквивалентным специализированным сервисам передачи финансовых сообщений, созданным Банком России. При этом, какие именно сервисы подразумеваются под «эквивалентными», в Регламенте не раскрывается.
Кроме того, приводится перечень операций, для осуществления которых запреты не применяются:
В случае, если осуществление операций требуется в соответствии с названными целями, запреты, предусмотренные Регламент Совета ЕС № 2024/1745, не применяются.
Регламентом Совета ЕС № 2024/1745 также устанавливается запрет на осуществление любых прямых или косвенных операций с лицами, которые подпадают под названные критерии (подключены к СПФС или «эквивалентным сервисам»).
Приводится перечень операций, для осуществления которых указанный запрет не применяется:
Важно, что все указанные выше запреты на осуществление операций в любом случае не применяются к исполнению договоров, заключенных с лицами, использующими СПФС, до 24.03.2024, исполнение по которым должно быть осуществлено до 26.09.2024.
Аналогичные положения введены п. 1 Решения Совета ЕС № 2024/1744 в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP.
Послабления для операций с некоторыми категориями товаров
В соответствии с п. 10 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 устанавливаются послабления для продажи, поставки, передачи или экспорта ряда товаров. Соответствующие изменения внесены в ст. 3k Регламента Совета ЕС № 833/2014.
Так, запреты не применяются на операции со следующими товарами в случае, если такие операции требуются для исполнения контрактов, заключенных до 25.06.2024, до 26.09.2024:
Кроме того, компетентным органам предоставляется право допускать продажу, поставку, передачу или экспорт следующих товаров:
Для целей развития проекта «Сахалин-2» и обеспечения энергетической безопасности Японии, уполномоченные органы также вправе выдавать разрешения на операции со следующими товарами:
В дополнение к вышеизложенному, разрешения могут выдаваться на операции со следующими товарами, если такие товары предназначены для личного домашнего использования:
В отношении следующих товаров разрешения могут выдаваться в случае, если они используются исключительно для производства продуктов питания для потребления человеком в России:
Аналогичные положения введены п. 14 Решения Совета ЕС № 2024/1744 в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP.
Компенсаторный механизм
В соответствии с п. 24 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется двумя новыми статьями: ст. 11a и ст. 11b. Указанные статьи являются ответом на статьи российского арбитражного процессуального кодекса: ст. 248.1 и ст. 248.2 АПК РФ, а также Указ Президента РФ от 25.04.2023 № 302.
Напомним, что в соответствии со ст. 248.1 АПК РФ к исключительной компетенции арбитражных судов относятся дела по спорам с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.
Напомним, что в соответствии со ст. 248.2 АПК РФ лицо, в отношении которого инициировано разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории России, по спорам, указанным в ст. 248.1 АПК РФ, или при наличии доказательств того, что такое разбирательство будет инициировано, вправе обратиться в арбитражный суд субъекта России по месту своего нахождения или месту жительства с заявлением о запрете инициировать или продолжать такое разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории России, в порядке, установленном настоящей статьей.
Введенная ст. 11a в Регламент Совета ЕС № 833/2014 предоставляет лицам из ЕС право на возмещение в судебном порядке в судах ЕС любых убытков, включая судебные издержки, понесенные такими лицами вследствие исков, поданных в суды третьих стран, при условии, что такие лица не имеют эффективного доступа к средствам защиты в рамках соответствующих юрисдикций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25.04.2023 № 302 установлена возможность введения специальной экономической меры в виде временного управления имуществом, ценными бумагами, долями в уставных (складочных) капиталах российских компаний и имущественными правами.
Введенная ст. 11b в Регламент Совета ЕС № 833/2014 предоставляет лицам из ЕС право подать в суд государства-члена ЕС по месту своего нахождения иск к лицам, получившим в России право на их активы вследствие применения Указа Президента РФ от 25.04.2023 № 302.
Важно, что одного только факта введения внешнего управления будет недостаточно для взыскания убытков в пользу лиц из ЕС. Для удовлетворения иска им необходимо будет доказать отсутствие иных правовых средств защиты, а также то, что решение о введении внешнего управления является незаконным по смыслу международных правовых норм или двусторонних инвестиционных договоров, заключенных между государством-членом ЕС и Россией.
***
Продолжение Обзора: Часть №2
Павел Кусмаев (младший юрист)
24.06.2024 Совет ЕС объявил о принятии Четырнадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на введение новых запретов в отношении экспорта товаров в Россию и затрагивает энергетический, финансовый, торговый секторы экономики России.
(Press release // Russia’s war of aggression against Ukraine: comprehensive EU’s 14th package of sanctions cracks down on circumvention and adopts energy measures // 2024-06-24).
Обзор. Часть №1.
Четырнадцатый пакет санкций оформлен следующими основными Регламентами и Решением Совета ЕС:
- Решение Совета ЕС № 2024/1744, которым вносятся изменения в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP;
- Регламент Совета ЕС № 2024/1745, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014;
- Регламент Совета ЕС № 2024/1746, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014.
Ниже представлен подробный обзор основных положений Четырнадцатого пакета санкций ЕС.
(1) Регламент Совета ЕС № 2024/1746
24.06.2024 был принят Регламент Совета ЕС № 2024/1746, которым были внесены изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014.
Расширение санкционного списка юридических лиц
Регламентом Совета ЕС № 2024/1746 был расширен санкционный список юридических лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, задействованы в военно-промышленном производстве РФ, энергетическом, финансовом, торговом и иных секторах экономики РФ.
В санкционный список, в частности, было добавлено 47 новых юридических лиц, среди которых:
- АО «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОГРН: 1147746324340);
- АО «Научно-производственное предприятие «Исток» им. А.И. Шокина» (ОГРН: 1135050007400);
- ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр институт прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова Российской академии наук» (ОГРН: 1025203020193);
- ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» (ОГРН: 1149102030770);
- ФГУП «Железные дороги Новороссии» (ОГРН: 1239300005988);
- ОАО АК «Уральские авиалинии» (ОГРН: 1026605388490);
- ООО «Волга-Днепр-Москва» (ОГРН: 1027700590521);
- ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр» (ОГРН: 1077328004841);
- ООО «Инкотех» (ОГРН: 1167847076825);
- АО «Аэроэлектромаш» (ОГРН: 1027700055877);
- АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (ОГРН: 1027301160798);
- АНО «Институт развития интернета» (ОГРН: 1147799015231);
- ПАО «Совкомфлот» (ОГРН: 1027739028712);
- и проч.
Представленный перечень не является исчерпывающим. В санкционный список были добавлены и иные юридические лица.
В санкционный список также было добавлено 69 физических лиц, среди которых:
- Яковенко Вадим Владимирович (Руководитель Росимущества);
- Моргун Олег Валерьевич (Мэр Мариуполя);
- Лузянин Александр Владимирович (Генеральный директор НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина);
- Дронов Ярослав Юрьевич (Российский музыкальный исполнитель “Shaman”);
- Казаков Андрей Викторович (Исполняющий обязанности генерального директора ФГУП «Железные дороги Новороссии»);
- Аксенов Игорь Борисович (Генеральный директор ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр»);
- Костин Игорь Владимирович (Судья Южного окружного военного суда);
- Мордовин Александр Александрович (Судья Апелляционного военного суда);
- Егоров Олег Александрович (Судья Апелляционного военного суда);
- Манучаров Вячеслав Рафаэлевич (Российский актер театра и кино);
- Мезенцев Дмитрий Федорович (Государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси);
- Киселева Мария Александровна (Депутат Московской городской думы);
- Клычков Андрей Евгеньевич (Губернатор Орловской области);
- Болатаева Людмила Сергеевна (Министр Министерства социального развития Московской области);
- Алтушкин Игорь Алексеевич (Российский предприниматель, основатель АО «Русская медная компания»);
- Гагарина Полина Сергеевна (Российская музыкальная исполнительница);
- Охлобыстин Иван Иванович (Российский актер театра и кино);
- Тонковидов Игорь Васильевич (Генеральный директор ПАО «Совкомфлот»);
- и проч.
Представленный перечень не является исчерпывающим. В санкционный список были добавлены и иные физические лица.
Таким образом, санкционный список юридических и физических лиц был расширен путем включения в него компаний, осуществляющих свою деятельность в военно-промышленном, финансовом, торговом и иных секторах, а также физических лиц – должностных лиц, судей, менеджмента крупных российских компаний.
Напомним, что включение в санкционный список приводит, в том числе, к замораживанию активов таких лиц, находящихся под юрисдикцией ЕС.
(2) Регламент Совета ЕС № 2024/1745 и Решение Совета ЕС № 2024/1744
24.06.2024 был принят Регламент Совета ЕС № 2024/1745, которым были внесены изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014.
Кроме того, было принято Решение Совета ЕС № 2024/1744, которым были внесены изменения в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP.
Запрет на использование Системы передачи финансовых сообщений (СПФС)
Регламентом Совета ЕС от 01.03.2022 № 2022/345 было произведено первое отключение ряда российских банков от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT (отключению тогда подверглись такие банки как ОАО Банк «Открытие», АО «Новикомбанк», ПАО «Промсвязьбанк», Банк «Россия», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Внешэкономбанк» и ПАО «ВТБ», позже отключение коснулось и иных банков).
С 2014 года в России действует Система передачи финансовых сообщений, которая была предложена Банком России в качестве аналога международной системе платежей SWIFT. Особое развитие СПФС получила после осуществления вышеназванных отключений.
В соответствии с п. 14 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 в Регламент Совета ЕС № 833/2014 добавляется новая статья 5ac, в соответствии с которой вводятся санкции в отношении СПФС и лиц, использующих СПФС.
Введенный запрет на СПФС включает в себя запрет для юридических лиц, созданных в ЕС и осуществляющих свою деятельность за пределами России, напрямую подключаться к СПФС и эквивалентным специализированным сервисам передачи финансовых сообщений, созданным Банком России. При этом, какие именно сервисы подразумеваются под «эквивалентными», в Регламенте не раскрывается.
Кроме того, приводится перечень операций, для осуществления которых запреты не применяются:
- Операции, необходимые для прямого или косвенного приобретения, импорта или транспортировки природного газа, титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железной руды из России или через Россию в ЕС, страну, входящую в Европейскую экономическую зону, Швейцарию или на Западные Балканы;
- Операции, необходимые для прямого или косвенного приобретения, импорта или транспортировки нефти, включая нефтепродукты, из России или через Россию;
- Операции, необходимые для приобретения, импорта или транспортировки фармацевтической, медицинской или сельскохозяйственной и пищевой продукции, включая пшеницу и удобрения;
- Операции, необходимые для погашения долга, причитающегося гражданину государства-члена ЕС или юридическому лицу, учрежденному в ЕС;
- Операции, необходимые для осуществления пенсионных выплат лицам из ЕС;
- Операции, необходимые для выплат от Конференции по материальным претензиям евреев к Германии (Jewish Claims conference) или в ее пользу.
В случае, если осуществление операций требуется в соответствии с названными целями, запреты, предусмотренные Регламент Совета ЕС № 2024/1745, не применяются.
Регламентом Совета ЕС № 2024/1745 также устанавливается запрет на осуществление любых прямых или косвенных операций с лицами, которые подпадают под названные критерии (подключены к СПФС или «эквивалентным сервисам»).
Приводится перечень операций, для осуществления которых указанный запрет не применяется:
- Операции, необходимые для приобретения, экспорта, поставки, продажи, передачи и транспортировки фармацевтической, медицинской или сельскохозяйственной и пищевой продукции, включая пшеницу и удобрения;
- Операции, необходимые для обеспечения доступа к судебным, административным или арбитражным разбирательствам в государстве-члене ЕС, а также для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене ЕС;
- Операции, необходимые для гуманитарных целей, таких как доставка или содействие доставки помощи, включая медицинские препараты, продовольствие, а также транспортировку гуманитарных работников или иной соответствующей помощи, а также операции, необходимые для мероприятий по эвакуации;
- Операции, необходимые для погашения долга, причитающегося гражданину государства-члена ЕС или юридическому лицу, учрежденному в ЕС;
- Операции для предоставления корреспондентских банковских услуг;
- Операции, необходимые для осуществления платежа гражданином государства члена-ЕС или юридическим лицом, учрежденным в ЕС, по кредитному договору, заключенному государством-членом ЕС.
Важно, что все указанные выше запреты на осуществление операций в любом случае не применяются к исполнению договоров, заключенных с лицами, использующими СПФС, до 24.03.2024, исполнение по которым должно быть осуществлено до 26.09.2024.
Аналогичные положения введены п. 1 Решения Совета ЕС № 2024/1744 в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP.
Послабления для операций с некоторыми категориями товаров
В соответствии с п. 10 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 устанавливаются послабления для продажи, поставки, передачи или экспорта ряда товаров. Соответствующие изменения внесены в ст. 3k Регламента Совета ЕС № 833/2014.
Так, запреты не применяются на операции со следующими товарами в случае, если такие операции требуются для исполнения контрактов, заключенных до 25.06.2024, до 26.09.2024:
- Марганцевые руды и концентраты, включая железистые марганцевые руды и концентраты, с содержанием марганца более чем 20%;
- Клапаны для труб, корпусов котлов, резервуаров, баков, чанов и т.п.;
- Некоторые части и принадлежности моторных транспортных средств.
Кроме того, компетентным органам предоставляется право допускать продажу, поставку, передачу или экспорт следующих товаров:
- Трубы, шланги и фитинги для них, например, соединения, колена, фланцы, из пластмасс;
- Центрифуги, включая центробежные сушилки (за исключением тех, которые предназначены для разделения изотопов); фильтрующие или очищающие машины и аппараты, для жидкостей или газов; их части;
- Автоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для транскрибирования данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки таких данных;
- Диски, ленты, твердотельные энергонезависимые запоминающие устройства, «смарт-карты» и прочие носители, включая матрицы и устройства для производства дисков;
- Электрическое оборудование для коммутации или защиты электрических цепей, или для соединения с электрическими цепями или в них, например, переключатели, реле, предохранители, подавители перенапряжения, вилки, розетки, держатели ламп и распределительные коробки, напряжение которых <= 1 000 В;
- Изолированные (в т.ч. эмалированные или анодированные) провода, кабели (в т.ч. коаксиальные) и другие изолированные электрические проводники, снабженные или не снабженные соединителями; оптические волоконные кабели, состоящие из волокон в индивидуальной оболочке, собранные или не собранные с электрическими проводниками или снабженные соединителями.
Для целей развития проекта «Сахалин-2» и обеспечения энергетической безопасности Японии, уполномоченные органы также вправе выдавать разрешения на операции со следующими товарами:
- Воздушные или вакуумные насосы, воздушные или другие газовые компрессоры и вентиляторы; вентиляционные или рециркуляционные вытяжки, включающие вентилятор, оснащенные или не оснащенные фильтрами; газонепроницаемые шкафы биологической безопасности, оснащенные или не оснащенные фильтрами;
- Приборы и аппаратура для измерения или проверки расхода, уровня, давления или других параметров жидкостей или газов (например, расходомеры, уровнемеры, манометры, теплосчетчики).
В дополнение к вышеизложенному, разрешения могут выдаваться на операции со следующими товарами, если такие товары предназначены для личного домашнего использования:
- Печи хлебопекарные, включая печи кондитерские;
- Краны и клапаны, предназначенные для систем водопровода, отопления, вентиляции или кондиционирования воздуха;
- Медные трубы, трубки и трубопроводная арматура, имеющие внутренний диаметр до 50 мм.
В отношении следующих товаров разрешения могут выдаваться в случае, если они используются исключительно для производства продуктов питания для потребления человеком в России:
- Колбасные оболочки.
Аналогичные положения введены п. 14 Решения Совета ЕС № 2024/1744 в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP.
Компенсаторный механизм
В соответствии с п. 24 Регламента Совета ЕС № 2024/1745 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется двумя новыми статьями: ст. 11a и ст. 11b. Указанные статьи являются ответом на статьи российского арбитражного процессуального кодекса: ст. 248.1 и ст. 248.2 АПК РФ, а также Указ Президента РФ от 25.04.2023 № 302.
Напомним, что в соответствии со ст. 248.1 АПК РФ к исключительной компетенции арбитражных судов относятся дела по спорам с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.
Напомним, что в соответствии со ст. 248.2 АПК РФ лицо, в отношении которого инициировано разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории России, по спорам, указанным в ст. 248.1 АПК РФ, или при наличии доказательств того, что такое разбирательство будет инициировано, вправе обратиться в арбитражный суд субъекта России по месту своего нахождения или месту жительства с заявлением о запрете инициировать или продолжать такое разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории России, в порядке, установленном настоящей статьей.
Введенная ст. 11a в Регламент Совета ЕС № 833/2014 предоставляет лицам из ЕС право на возмещение в судебном порядке в судах ЕС любых убытков, включая судебные издержки, понесенные такими лицами вследствие исков, поданных в суды третьих стран, при условии, что такие лица не имеют эффективного доступа к средствам защиты в рамках соответствующих юрисдикций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25.04.2023 № 302 установлена возможность введения специальной экономической меры в виде временного управления имуществом, ценными бумагами, долями в уставных (складочных) капиталах российских компаний и имущественными правами.
Введенная ст. 11b в Регламент Совета ЕС № 833/2014 предоставляет лицам из ЕС право подать в суд государства-члена ЕС по месту своего нахождения иск к лицам, получившим в России право на их активы вследствие применения Указа Президента РФ от 25.04.2023 № 302.
Важно, что одного только факта введения внешнего управления будет недостаточно для взыскания убытков в пользу лиц из ЕС. Для удовлетворения иска им необходимо будет доказать отсутствие иных правовых средств защиты, а также то, что решение о введении внешнего управления является незаконным по смыслу международных правовых норм или двусторонних инвестиционных договоров, заключенных между государством-членом ЕС и Россией.
***
Продолжение Обзора: Часть №2
Павел Кусмаев (младший юрист)