Контрсанкции

Филиалы (представительства) иностранных компаний, осуществляющих деятельность в области добычи полезных ископаемых и транспортировки газа, могут быть преобразованы в российские хозяйственные общества

Филиалы (представительства) иностранных компаний, осуществляющих деятельность в области добычи полезных ископаемых и транспортировки газа, могут быть преобразованы в российские хозяйственные общества

Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» информирует об актуальных новостях российского правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях санкционного давления недружественных государств. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 14.07.2022 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений» (далее – «Закон»).
Закон предусматривает следующие нововведения:
  • Устанавливаются условия, при одновременном соответствии которым филиал (представительство) иностранного юрлица могут быть преобразованы в ООО;
  • Определяется порядок такого преобразования;
  • Устанавливаются особенности участия иностранных инвесторов в значимых российских хозяйственных обществах;
  • Вносятся изменения в порядок приватизации государственного имущества.
1.                 Устанавливаются условия, при одновременном соответствии которым филиал (представительство) иностранного юридического лица могут быть преобразованы в ООО
В соответствии с Законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению Арбитражного суда Московской области (далее – «АСМО») филиал (представительство) иностранной организации может быть преобразован в ООО. При этом, такая иностранная организация:
·        Является лицом, связанным с недружественным государством (зарегистрировано на территории такого государства, или местом ведения деятельности или преимущественного извлечения прибыли является территория недружественного государства);
·        Имеет не более 50 участников;
·        Не менее 25% долей в уставном капитале такой иностранной организации владеют участники, соответствующие хотя бы одному из следующих критериев:
  •  являются гражданами РФ,
  •   являются российскими юридическими лицами, контролирующими лицами которых либо лицами, распоряжающимися не менее чем 25% голосов в высшем органе управления которых, не являются недружественные иностранные лица,
  •   являются юридическими лицами, находящимся под контролем российского юридического лица, право распоряжаться не менее чем 25% голосов в высшем органе управления которого принадлежит РФ, субъектам РФ или российским гражданам;
·        Не является публичной компанией, акции которой находятся в свободном обращении или торгуются на организованных торгах;
·        Обладает правом (лицензией) на пользование недрами на территории РФ или владеет объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры на территории РФ.
2.                 Закон устанавливает судебный порядок преобразования филиала (представительства) в ООО
Заявление о преобразовании может быть подано в Арбитражный суд одним из следующих лиц:
·        Участники иностранного юридического лица, в совокупности владеющие не менее 25% долей в уставном капитале, при условии, что каждый такой участник соответствует требованиям, указанным в разделе 1 настоящего обзора;
·        Единоличный исполнительный орган иностранного юридического лица либо последний назначенный директор филиала (представительства) такого лица.
Арбитражный суд принимает решение о преобразовании филиала (представительства) в ООО, если иностранным юридическим лицом совершено одно из следующих действий:
·        отказ (уклонение) иностранного юридического лица от использования по целевому назначению принадлежащего ему имущества, если соответствующие действия (бездействие) привели или могут привести к прекращению деятельности филиала (представительства);
·        фактическое прекращение управления деятельностью филиала (представительства) иностранного юридического лица[*];
·        принятие решения о ликвидации филиала (представительства);
·        совершение иностранным юридическим лицом иных действий (бездействие), которые могут привести к прекращению или существенному затруднению деятельности филиала (представительства) по пользованию недрами или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры на территории РФ, включая ограничение рынков сбыта добываемого сырья или неосуществление его поставки, в том числе для использования на территории РФ. К числу таких действий относится деструктивное поведение этих юридических лиц и их участников, в том числе:
  •  публичное заявление о прекращении и (или) приостановлении деятельности на территории РФ и допущение действий (бездействия), связанных с таким заявлением, включая неосуществление прав участника иностранного юридического лица;
  •   расторжение договоров, имеющих существенное значение для осуществления деятельности по пользованию недрами на территории РФ или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры на территории РФ, или совершение действий, свидетельствующих о намерении досрочно прекратить такие договоры или прекратить исполнение своих обязательств по таким договорам;
  •  со ссылкой на затруднения в исполнении договоров, имеющих существенное значение для осуществления деятельности по пользованию недрами на территории РФ или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры на территории РФ, или невозможность исполнения таких договоров уведомление о приостановлении исполнения таких договоров, если есть основания полагать, что это связано с ограничениями, введенными недружественными государствами;
  •  направление уведомления более одной трети работников филиала (представительства) иностранного юридического лица о сокращении численности (штата) работников филиала (представительства);
  •    допущение действий (бездействия), направленных на соблюдение ограничительных мер, введенных недружественными государствами, и (или) допущение ненадлежащего исполнения своих обязанностей, в том числе вытекающих из корпоративных и (или) иных аналогичных договоров, и (или) создание невозможности деятельности иностранного юридического лица либо его филиала (представительства) в РФ или существенного ее затруднения, и (или) сообщение другим участникам (акционерам) иностранного юридического лица о возможном совершении ими соответствующих действий (бездействия) в будущем.
АСМО также вправе  принять срочные обеспечительные меры в целях сохранения деятельности филиала (представительства). Соответствующее определение о принятии обеспечительных мер или об отказе в их принятии АСМО выносит на основании заявлений участников дела.
Обеспечительными мерами могут быть:
·        Запрещение филиалу (представительству) совершать сделки по приобретению или отчуждению имущества, стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости активов иностранного юридического лица по данным бухотчетности по состоянию на последнюю отчетную дату до принятия обеспечительных мер;
·        Запрещение филиалу (представительству) увольнять работников;
·        Запрещение филиалу (представительству) или иностранному юридическому лицу расторгать либо приостанавливать исполнение по договорам, имеющим существенное значение для осуществления деятельности филиала (представительства);
·        Запрещение филиалу (представительству) и иностранному юридическому лицу принимать решения, направленные на прекращение деятельности филиала (представительства);
·        Возложение на иностранное юридическое лицо, его участников и других лиц обязанности совершать действия, направленные на предотвращение причинения значительного ущерба деятельности филиала (представительства) на территории РФ;
·        Арест на денежные средства (в т.ч. в будущем поступающие на счет) или иное имущество, принадлежащее иностранному юридическому лицу;
·        Иные меры.
Иностранное юридическое лицо имеет право обратиться в АСМО с ходатайством о прекращении производства по делу и обязательством возобновить (продолжить) деятельность на территории РФ.
По результатам рассмотрения дела АСМО удовлетворяет заявление о преобразовании филиала (представительства) иностранного юридического лица в ООО либо отказывает в удовлетворении. Такое заявление АСМО рассматривает в течение одного месяца без предварительного судебного заседания.
Если Арбитражный суд все же вынесет решение о предобразовании филиала (представительства) в ООО, то судебный акт будет являться основанием для регистрации ФНС вновь образованного хозяйственного общества (внесения записи в ЕГРЮЛ). Имущество, иные объекты гражданских прав и обязанности иностранного юридического лица передаются вновь образуемому ООО.
Законом устанавливаются следующие правила и требования к вновь образуемому ООО на основании судебного акта:
·        Арбитражный суд определяет размер уставного капитала 10 тыс. рублей, если заявитель не подаст ходатайство о большем размере;
·        Арбитражный суд определяет содержание устава вновь образуемого ООО;
·        Местом нахождения ООО будет являться место регистрации филиала (представительства);
·        Единоличным исполнительным органом назначается действующий директор (руководитель) филиала;
·        Участниками вновь образованного ООО будут являться участники иностранного юридического лица, указанные в судебном решении, с сохранением долей участия (в процентах) аналогично участию соответствующих лиц в уставном капитале такого иностранного лица;
·        Судебный акт АСМО о преобразовании в ООО является основанием для внесения записей о переходе к новому ООО прав на результаты интеллектуальной деятельности, лицензий, исключительных прав и иных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности.
В течение одного года с даты вступления в силу судебного акта о преобразовании филиала (представительства) иностранного лица в ООО участники общества не вправе принимать решений о его ликвидации или реорганизации.
3.                 Закон предусматривает особенности участия иностранных инвесторов в значимых российских хозяйственных обществах
Если российское хозяйственное общество обладает следующими характеристиками, то к иностранным инвесторам может быть применено особое правовое регулирование:
·        Имеет не более 50 участников;
·        Не является публичным обществом, акции которого находятся в свободном обращении или торгуются на организованных торгах;
·        Обладает правом (лицензией) на пользование недрами на территории РФ или владеет объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры на территории РФ.
АСМО вправе принять решение о приостановлении корпоративных прав в отношении значимых российских компаний для иностранных инвесторов, связанных с недружественными государствами и владеющих не менее 25% голосов на общем собрании участников, если ими осуществляется хотя бы одно из следующих действий:
·        Отказ (уклонение) от добросовестного исполнения обязанностей и (или) от осуществления прав участника значимого хозяйственного общества в случае, если соответствующие действия (бездействие) привели или могут привести к нарушению бесперебойного функционирования значимого хозяйственного общества;
·        Совершение действий (бездействия), направленных на создание препятствий для управления значимым хозяйственным обществом или осуществления им обычной хозяйственной деятельности;
·        Совершение иностранным инвестором иных действий (бездействия), которые могут привести к прекращению или приостановлению деятельности, ликвидации или банкротству значимого хозяйственного общества (действия перечислены в разделе 2 обзора и дополнительно принятие действий, свидетельствующих о намерениях досрочно прекратить договоры со значимыми обществами, имеющие значение для осуществления уставной деятельности такого общества).
Заявление о приостановлении корпоративных прав иностранных инвесторов могут подать:
·        Участники, в совокупности владеющие не менее 25% долей в уставном капитале соответствующего значимого хозяйственного общества;
·        Член совета директоров или единоличный исполнительный орган значимого хозяйственного общества.
Приостановка осуществления корпоративных прав предполагает следующие последствия:
·        Приостановление осуществления прав участников на общем собрании участников. Общее число голосов на общем собрании участников определяется без учета голосов по долям в уставном капитале, права на которые приостановлены;
·        Приостановление полномочий единоличного исполнительного органа, членов правления, членов совета директоров, назначенных по предложению этого иностранного инвестора;
·        Приостановка выплаты дивидендов иностранным инвесторам и приостановка выплаты распределенной части чистой прибыли в доле иностранного инвестора;
·        Приостановка прав по распоряжению долями в уставном капитале;
·        Российские участники значимого хозяйственного общества, и само общество освобождаются от ответственности перед иностранным инвестором за неисполнение обязательств по корпоративному договору;
·        В случае отсутствия уполномоченного на созыв общего собрания участников значимого хозяйственного общества лица такое действие может совершить любой участник, владеющий более 10% голосующих долей в уставном капитале.
4.                 Закон вносит изменения в правила приватизации государственного имущества, предусмотренные Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества»
A.    Правительство РФ наделяется новыми правами:
·        Устанавливает порядок формирования и утверждения перечня федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, а также внесения изменений в указанный перечень;
·        Определяет федеральный орган исполнительной власти, утверждающий перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период. Такой перечень утверждается на срок от 1 до 3 лет.
B.    Устанавливаются новые правила приватизации федерального имущества:
·        Имущество, общей собственности более 100 млн. рублей – подлежит включению в перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
·        В отношении имущества, включаемого в перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период – устанавливается принцип его целостности и единства, разделение (дробление) объектов на части не допускается.
C.    Допускается заключение договора приватизации с единственным участником аукциона.
Ранее, в соответствии с законодательством, аукцион, в котором принимал участие только один участник, признавался несостоявшимся. С 25.07.2022 аукцион будет признаваться несостоявшимся только в случае отказа лица, признанного единственным участником аукциона, от заключения договора.

Таким образом, принятый законодательный акт позволит реализовать контрсанкционную политику, направленную на обеспечение защиты важнейших российских секторов экономики от недобросовестных действий лиц, связанных с недружественными государствами посредством в том числе сохранения имущества недобросовестных иностранных юридических лиц (по критериям Закона) в пользу российских правопреемников указанных лиц. Помимо этого, арбитражный суд Московской области становится судебным органом, рассматривающим совершенно новые виды заявлений о преобразовании филиалов иностранных организации в хозяйственные общества и о приостановлении осуществления иностранными инвесторами своих прав.

[*] Управление деятельностью филиала (представительства) считается прекращенным в том числе в случае, если руководитель филиала (представительства) в период после 24.02.2022 покинул территорию РФ или фактически прекратил исполнение своих обязанностей и осуществление полномочий.