Постановлением вносятся изменения в Постановление Правительства РФ от 12.04.2022 № 353 (см. подробнее) в части урегулирования особенностей получения разрешений в сфере авиации.
Нововведения заключаются в следующем:
- Устанавливаются условия допуска к эксплуатации иностранных воздушных судов, а также иностранных компонентов в составе воздушных судов российского производства;
- Смягчаются правила оформления сертификатов летной годности (далее – «СЛГ») и оценки летной годности для воздушных судов иностранного производства;
- Упрощаются процедуры подтверждения соответствия правилам ВК РФ лиц, осуществляющих разработку, изготовление и техобслуживание воздушных судов;
- Продлевается выполнение функций специалистов авиаперсонала по техобслуживанию гражданских воздушных судов иностранного производства;
- Устанавливаются сроки исполнения Росавиацией процедур, связанных с выдачей разрешения на эксплуатацию авиатранспорта и комплектующих.
1. Допускается эксплуатация гражданских воздушных судов иностранного производства при наличии одного или нескольких документов:
- СЛГ;
- Разрешение на бортовые радиостанции;
- Удостоверение о годности гражданских воздушных судов по шуму на местности;
- Эквивалентный им документ, выдаваемый авиационными администрациями иностранных государств.
- эксплуатационно-технической документации;
- летно-эксплуатационной документации;
- программного обеспечения;
- навигационных баз данных;
- баз данных земной поверхности и искусственных препятствий;
2. Для иностранных воздушных судов, внесенных с 01.03.2022 по 31.12.2022 в Государственный реестр гражданских воздушных судов (далее – «Реестр») и имеющих СЛГ, выданные административными органами иностранных государств, оформление российских СЛГ и оценка летной годности осуществляется без привлечения аккредитованных Росавиацией организаций и выдаваемых ими заключений летной годности.
Также оценка летной годности и включение в сертификат эксплуатации гражданских воздушных судов допускается, если их типовая конструкция была изменена до 01.03.2022 на основании документации, одобренной государствами разработчиков этих судов или профильными министерствами США, ЕС, Турции, Израиля, Великобритании и еще 15 стран, указанных в пп. «г» п. 1 Постановления.
Постановлением устанавливается пятидневный срок оформления Росавиацией СЛГ для иностранных воздушных судов.
При этом, срок действия СЛГ, выданных Росавиацией иностранным воздушным судам с 01.03.2022, продлевается до 31.12.2022 в случае окончания срока их действия в период с 01.03.2022 по 31.12.2022.
3. Установка иностранных компонентов на гражданские воздушные суда, внесенные в Реестр, допускается при наличии талонов годности компонентов или эквивалентных им документов, выданных в соответствии с правилами профильных министерств США, ЕС, Турции, Израиля, Великобритании и еще 15 государств, в соответствии с пп. «д» п. 1 Постановления.
Если соответствующий компонент имеет статус «Prototype», то его установка на самолет российского производства допускается только по решению разработчика этого воздушного судна.
4. Подтверждение соответствия лиц, осуществляющих разработку, изготовление и техобслуживание гражданских воздушных судов, претендующих на получение документов об их соответствии требованиям федеральных авиационных правил, установленных п. 3 ст. 8 ВК РФ, осуществляется без проведения выездной проверки и допускается на основании сертификатов (одобрений) или эквивалентных им документов, выданных до 01.04.2022 профильными ведомствами США или Европы.
A. Если юридическое лицо, намеревающееся осуществлять разработку и изготовление авиатехники, имеет сертификат (одобрение) или эквивалентный документ, выданный до 01.04.2022 Авиационным Агентством США (FAA) или Европейским агентством безопасности полетов (EASA), то подтверждение соответствия данного лица требованиям федеральных авиационных правил, установленных п. 3 ст. 8 ВК РФ, производится без проведения выездной проверки. В таком случае данное подтверждение выдается в срок, не превышающий 5 рабочих дней.
B. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеют сертификаты (одобрения), выданные ранее в соответствии с требованиями Европейского агентства безопасности полетов (EASA) или Бермудскими авиационными властями (BCAA), то подтверждение соответствия данных лиц требованиям федеральных авиационных правил, установленных п. 3 ст. 8 ВК РФ для осуществления техобслуживания гражданского воздушного транспорта, также производится без проведения выездной проверки. Срок выдачи Росавиацией данного подтверждения в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся за пределами РФ, не может превышать 10 рабочих дней со дня подачи заявки.
5. Специалисты, имеющие свидетельства специалистов авиационного персонала и эквивалентные им документы, выданные в соответствии с требованиями Европейского агентства безопасности полетов (EASA) или Бермудскими авиационными властями (BCAA), имеют право выполнять функции специалистов авиаперсонала по техобслуживанию иностранных воздушных судов, внесенных в Реестр, с 01.03.2022 по 31.12.2022.
Также до конца 2022 года продлеваются сроки периодической подготовки следующих специалистов авиаперсонала:
- Пилот;
- Внешний пилот;
- Штурман;
- Бортрадист;
- Бортинженер (бортмеханик);
- Летчик-наблюдатель;
- Бортпроводник;
- Бортоператор;
- Диспетчер управления воздушным движением;
- Специалист по техническому обслуживанию воздушных судов;
- Сотрудник по обеспечению полетов;
- Сотрудник службы авиационной безопасности.
6. Устанавливается тридцатидневный срок выдачи Росавиацией одобрения второстепенного изменения, одобрения на установку комплектующего изделия, сертификата разработчика и сертификата изготовителя, выдаваемых в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со ст. 8 и 37 ВК РФ
Таким образом, Правительство РФ продолжает осуществление политики по сохранению авиапарка воздушных судов и обеспечению авиаперелетов в пределах РФ.
Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Кристина Севеева – Юрист
Владимир Блинов – Помощник юриста