О ходе реализации инициативы практически ничего не сообщалось, и 11 апреля «Известия» даже сообщили о заморозке законопроекта https://iz.ru/1318624/2022-04-11/vlasti-rf-zamorozili-proekt-o-vneshnem-upravlenii-v-inokompaniiakh).
Однако на следующий день в Госдуму, все-же, был внесен этот законопроект (https://sozd.duma.gov.ru/bill/104796-8) – Федеральный закон «О внешней администрации по управлению организацией».
Мы проанализировали проект закона и выделили в нем следующие ключевые положения относительно предполагаемой новой процедуры – Введение в организации внешней администрации (ВА).
1. В какой организации можно ввести ВА (необходимо наличие обоих признаков, одновременно)
- контролирующим лицом или владельцем не менее 25% акций (долей) организации является иностранное лицо, которое связано с недружественными государствами. Связь может выражаться, например в обладании гражданством недружественного государства;
- организация имеет существенное значение для экономики и гражданского оборота РФ.
* в наличии этого критерия – существенное отличие от первоначально обсуждавшегося проекта. Законодатель сужает круг предприятий, в отношении которых можно ввести ВА.
2. В какой ситуации в организации можно ввести ВА (необходимо наличие одного из указанных оснований)
- менеджмент уклоняется от управления организацией. В частности, в законопроекте описывается следующая ситуация: руководство после 24.02.2022 покинуло территорию России, оставив организацию без управления вопреки её интересам или допустило бездействие, повлекшие существенное уменьшение стоимости имущества организации или неспособность организации исполнять свои обязательства;
- организация (менеджмент) прекратила или приостановила деятельность на территории РФ. О прекращении (приостановке) деятельности, согласно законопроекту, могут свидетельствовать соответствующие публичные заявления, сделанные после 24.02.2022, расторжение важных для организации договоров, сокращение численности штата работников, существенное сокращение объемов производства и выручки.
3. О согласовании необходимости введения ВА
3.1. Инициаторами введения ВА могут выступать:
- межведомственная комиссия при Минэкономразвития;
- руководитель федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность организация (см. Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р);
- высшее должностное лицо субъекта РФ, в котором зарегистрирована или на территории которого осуществляет деятельность организация.
3.2. ФНС России является конечным исполнителем, который под контролем межведомственной комиссии осуществляет всю необходимую процессуальную активность - в частности, обращается в суд с заявлением о введении ВА, публикует сведения о таком обращении и т.д.
4. Кто и как непосредственно вводит ВА
Исключительно Арбитражный суд города Москвы уполномочен на рассмотрение заявлений о введении ВА – он принимает итоговое решение.
Важно отметить, что на этапе рассмотрения заявления ФНС России в суде возможно:
- введение обеспечительных мер по ходатайству ФНС России. Такие меры направлены на «заморозку» состояния организации и на предотвращение принятия отдельных решений её руководством;
- рассмотрение ходатайства собственников организации об отказе во введении ВА. В ходатайстве необходимо обосновать, что участники организации предприняли действия по возобновлению работы на российском рынке.
5. Кто будет исполнять функции ВА
По общему правилу функции ВА выполняет «ВЭБ.РФ».
Межведомственная комиссия вправе назначить также иную организацию, исполняющую функции ВА.
Правом на предложение соответствующих кандидатур обладают лица, указанные в п. 2.1 данного комментария выше.
В случае споров относительно кандидатуры ВА итоговое решение принимает Правительство РФ.
6. Законопроект предусматривает 2 вида полномочий ВА (суд назначит ВА с определением одного из этих видов полномочий)
Два этих вида между собой отличаются передаваемыми ВА полномочиями:
6.1. Первый вид полномочий. Передача акций (долей) организации в доверительное управление ВА.
Данный вид полномочий обеспечивает ВА возможность осуществлять только общий контроль за деятельность организации.
Полагаем, данный вид полномочий может быть предоставлен ВА в ситуации, когда нет необходимости вмешиваться в оперативную деятельность организации.
Важно отметить некоторые особенности данной модели:
- ВА не вправе голосовать по вопросам принятия решения о ликвидации или реорганизации, изменения уставного капитала;
- ВА не вправе отчуждать акции (доли), находящиеся в её доверительном управлении. Такие сделки будут являться ничтожными;
- выгодоприобретателем доверительного управления являются участники организации;
- участник организации вправе получить доход от управления акциями (долями) только после завершения доверительного управления.
Данный вид полномочий предполагает, что ВА возьмет на себя функции по руководству оперативной деятельностью организации, в частности, получит возможность:
- распоряжаться имуществом и денежными средствами организации;
- принимать меры по обеспечению возобновления и продолжения деятельности организации. Для этих целей ВА вправе, в частности, финансировать организацию посредством предоставления организации займа (кредита) за счет собственных средств;
- принимать меры по обеспечению сохранности имущества организации и рабочих мест.
Комментируемая модель деятельности также предусматривает возможность проведения процедуры замещения активов организации. Суть указанной процедуры заключается в следующем:
- на базе имущества организации создается одно хозяйственное общество, единственным участником которого становится организация. Такому хозяйственному обществу передается все имущество организации;
- акции (доли) вновь созданного хозяйственного общества включаются в состав имущества организации;
- акции (доли) вновь созданного хозяйственного общества продаются на торгах.
ВА с полномочиями руководителя вправе по решению межведомственной комиссии обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации или банкротстве организации.
При этом соответствующие процедуры осуществляются в ускоренном порядке – без оспаривания сделок и привлечения к ответственности руководства должника.
7. Важно - о сроках указанных судебных и внесудебных процедур, связанных с введением и работой ВА
Законопроект предусматривает решение ключевых вопросов в кратчайшие сроки:
- согласование решения о введении ВА на уровне межведомственной комиссии и иных заинтересованных лиц – максимум 3 дня;
- направление решения межведомственной комиссии и пакета приложенных документов в адрес ФНС России – 1 день;
- подача ФНС России пакета документов в суд – 1 день;
- принятие судом заявления ФНС России – вопрос решается в день поступления заявления;
- рассмотрение обоснованности заявления ФНС России судом – от 5 до 7 дней.
8. Возможность возврата контроля над организацией
Для этого участники организации должны обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о досрочном прекращении полномочий ВА.
В заявлении участники указывают на принятие ими обязательств по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ВА, в том числе в связи с планируемым отчуждение акций (долей) организации лицам, которые не связаны с недружественными государствами.
О возможности воспрепятствования введения ВА мы указывали ранее в п. 4 данного комментария выше.
Авторы:
Иван Коршунов – Старший юрист
Александр Байбутлов – Юрист