Контрсанкции

Изменения регистрации воздушных судов и правил допуска иностранных судов в российские порты

1. Приостановление действия соглашения с Бермудами о сертификатах летной годности
Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2022 года № 503-р (ссылка) приостановлено действие Соглашения между Правительством России и Правительством Бермуд по поводу передачи функций и обязанностей по надзору (28 сентября - 7 октября 1999 года).
Приостановление действия Соглашения обусловлено действиями авиационных властей Бермуд в отношении авиакомпаний РФ по аннулированию сертификатов летной годности на гражданские воздушные суда и невыполнению технического обслуживания гражданских воздушных судов.
Ранее Управление гражданской авиации Бермудских островов (BCAA) заявило, что международные санкции в отношении авиационного сектора оказали значительное влияние на способность осуществлять надзор за безопасностью полетов самолетов российских авиакомпаний, имеющих бермудскую прописку. Власти Бермуд в этой связи аннулировали сертификаты летной годности всех российских самолетов, которые были там зарегистрированы.
Приостановление действия соглашения с Бермудами вынудило Правительство РФ принять меры по регистрации прав на иностранные гражданские самолеты в РФ (см. ниже).



2. Регистрация прав на иностранные гражданские самолеты в РФ
14 марта 2022 года опубликован Федеральный закон № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ссылка). Документ разработан в рамках второго пакета мер поддержки бизнеса и граждан. Анализ всех 12 законов второго пакета мер поддержки см. в нашем обзоре (ссылка).
Правительство наделяется правом принимать в 2022 году решения, предусматривающие:
  • особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов.
  • особенности государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.
Детализируется, что обязательная сертификация гражданских воздушных судов осуществляется с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий. Минтранс России утверждает требования к сертификационным центрам и испытательным лабораториям, порядок аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий.
Также дополнительно сокращен срок регистрации прав на воздушные суда с 1 месяца до 10 дней.

В развитие данного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2022 года № 412 (ссылка) вводятся обязанности для лизингополучателей иностранных воздушных судов, принадлежащих на праве собственности недружественным лицам:
  • эксплуатация иностранных воздушных судов и авиационных двигателей осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, утверждёнными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 ноября 2020 года № 519 (ссылка).
  • техническое обслуживание и ремонт иностранных воздушных судов, авиационных двигателей осуществляется в организациях, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных Минтрансом России в соответствии с п. 3 ст. 8 ВК РФ.
  • страхование иностранных воздушных судов (и перестрахование таких рисков) в российских страховых организациях осуществляется на эквивалентных условиях, предусмотренных договором, за исключением условия об уровне кредитного рейтинга страховой организации по международной шкале.

Вывоз таких иностранных воздушных судов за пределы Российской Федерации осуществляется с учётом запретов и ограничений, устанавливаемых Указом Президента РФ от 8 марта 2022 года № 100 (ссылка). Постановлением Правительства РФ от 09 марта 2022 года № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 года № 100» (ссылка) вывоз (экспорт) самолетов запрещен.

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2022 года № 411 (ссылка) устанавливаются правила регистрации прав на иностранные воздушные суда, используемые российскими лизингополучателями и принадлежащие на праве собственности лизингодателям иностранных государств:
  • приём заявлений осуществляется через «Госуслуги» или через официальный сайт Росавиации;
  • к заявлению прикладываются копии договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды в отношении гражданских воздушных судов;
  • если лизингополучатель получил от уполномоченного органа иностранного государства уведомление о прекращении или приостановлении действия сертификата летной годности, то он не должен предоставлять документ, подтверждающий исключение из реестра гражданских воздушных судов иностранных государств;
  • Росавиация рассматривает заявление и принимает решение о внесении воздушного судна в реестр либо в отказе от внесения в срок не более 5 рабочих дней. Заявитель информируется о результатах рассмотрения заявления по адресу электронной почты не позднее 24 часов с момента принятия решения.

Данные меры направлены на сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов в РФ в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации в рамках принятия «антисанкционных мер».



3. Порядок допуска иностранных судов в российские порты
С 31 марта 2022 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 23 марта 2022 года № 418 (ссылка).

Правительство РФ в рамках ответных мер на санкции, введённые недружественными государствами, устанавливает порядок допуска отдельных судов из таких стран.

В соответствии с установленным порядком ограничивается вход в российские порты следующим категориям морских судов:
  • плавающих под флагом недружественного государства;
  • зарегистрированных в реестре судов недружественного государства;
  • эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с недружественным государством.

Данные ограничения являются зеркальными, то есть распространяются только на те государства, которые установили такие же ограничения для таких же категорий российских морских судов.

Устанавливается, что Правительство РФ будет принимать распоряжения о введении таких ограничений и (или) об их отмене на основании информации Минтранспорта РФ, полученной от МИД РФ, подтверждающей введение и (или) отмену подобных мер со стороны недружественных государств.

Подготовка проекта распоряжения Правительства РФ о введении и (или) снятии ответных ограничительных мер возлагается на Минтранспорта РФ в срок не более 5 рабочих дней с момента поступления в министерство соответствующих сведений. В проекте распоряжения Правительства указывается:
  • наименование иностранного государства;
  • перечень вводимых и (или) отменяемых ограничений.

Проект распоряжения подлежит согласованию с МИД РФ, Минобороны РФ, а также с ФСБ РФ.

Данные меры направлены на продолжение политики зеркальных контрсанкций, предусматривающих соответствующие меры, направленные исключительно против тех государств, которые ввели соответствующие ограничения против Российской Федерации, её граждан, а также российских юридических лиц.

Ранее подобная мера уже была введена Росавиацией РФ в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских воздушных судов, эксплуатирующихся российскими авиаперевозчиками и/или зарегистрированных в России (ссылка).



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Сергей Трущин – Юрист
Владимир Блинов – Помощник юриста