23.10.2025 Совет ЕС объявил о принятии 19 пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на противодействие обходу санкций и продление уже введенных санкционных ограничений на новый срок.
Девятнадцатый пакет санкций оформлен следующими актами:
Ниже представлен подробный обзор основных положений 19 пакета санкций ЕС.
(1) Регламент Совета ЕС № 2025/2035
Регламент Совета ЕС № 2025/2035 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 269/2014, оформляющего блокирующие санкционные ограничения.
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/2035 в санкционный список было внесено 22 физических и 42 юридических лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, ответственны за действия, угрожающие территориальной целостности Украины.
В санкционный список были включены следующие физические лица:
В санкционный список также были включены и иные физические лица, в том числе иностранные граждане (например, гражданин КНДР).
В санкционный список были включены следующие юридические лица:
В санкционный список также были включены и иные юридические лица, в том числе зарегистрированные в иностранных юрисдикциях (например, в Кыргызской Республике, КНР, ОАЭ, Великобритании, США).
Напомним, что в силу Регламента Совета ЕС № 269/2014 и Решения Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP подлежат заморозке экономические активы, принадлежащие лицам, включенным в санкционный список, а также лицам, подконтрольным подсанкционными лицами. Кроме того, устанавливается запрет на передачу экономических активов таким лицам.
(2) Регламент Совета ЕС № 2025/2037
Регламент Совета ЕС № 2025/2037 вносит изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014, оформляющего блокирующие санкционные ограничения.
Закрепление определений «владения юридическим лицом» и «контроля»
Согласно п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/2037 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополняется новыми п. п. “i” и “j”.
Так, в соответствии с п. “i” вводится понятие «владения юридическим лицом» (“owninga legal person, entity or body”), под которым предлагается понимать владение 50% или более в уставном капитале юридического лица либо владение контрольным пакетом акций (контрольной долей).
Согласно п. “j” вводится понятие «контроля над юридическим лицом» (“controllinga legal person, entity or body”), под которым предлагается понимать возможность:
Расширение оснований для наложения блокирующих санкций
Согласно п. 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/2037 ст. “3(1)” Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополняется новым п. “n”.
Так, теперь в санкционный список могут быть включены лица, которые, согласно позиции Совета ЕС, ответственны за действия и политику, способствующие депортации, насильственному переселению, насильственной ассимиляции, включая идеологическое или военное обучение несовершеннолетних граждан Украины, а также лица, поддерживающие или осуществляющие такие действия.
(3) Регламент Совета ЕС № 2025/2033
Регламент Совета ЕС № 2025/2033 вносит изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014, оформляющего секторальные санкционные ограничения.
Введение новых терминов: «крипто-активы», «платежные сервисы», «услуги, непосредственно связанные с туристической деятельностью»
Согласно п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 вносятся изменения в ст. 1 Регламента Совета ЕС № 833/2014.
В частности, вводятся следующие термины и их определения:
Крипто-активы – крипто-активы в понимании п. 5 ст. “3(1)” Регламента Европейского Парламента и Совета ЕС № 2023/1114.
Платежные сервисы – сервисы в понимании ст. “4(3)” Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС № 2015/2366.
Услуги, непосредственно связанные с туристической деятельностью – услуги туристических агентств и туроператоров, включая услуги, предоставляемые туристическими агентствами и туроператорами в сфере пассажирских перевозок, и аналогичные услуги; услуги по предоставлению туристической информации, консультаций и планированию поездок; услуги, связанные с организацией туров, проживания, перевозки пассажиров и багажа; услуги по выдаче билетов; услуги туристических гидов; рекламные услуги, связанные с услугами, указанными ранее.
Ограничения на импорт в ЕС сжиженного газа из России
Согласно п. 4 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “3ra”.
Так, с 25.04.2026 устанавливается запрет на прямой или косвенный импорт в ЕС сжиженного природного газа, происходящего из России.
Указанное ограничение будет действовать с 01.01.2027 при условии, что импорт должен быть осуществлен в период с 25.04.2026 в соответствии с договором, срок действия которого не превышает 1 год и который был заключен до 17.06.2025, впоследствии не изменялся.
Кроме того, устанавливается запрет на предоставление технической помощи, посреднических и финансовых услуг, финансирование, а также любых других услуг, связанных с указанным запретом.
Санкции в отношении зон опережающего развития
Согласно п. 10 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “5ah”.
В соответствии с данной статьей запрещается:
Речь идет о следующих зонах:
Часть I
Часть II
Начиная с 25.01.2026 будет запрещено:
При этом подобные запреты не будут действовать в отношении экономических зон из Части II.
Допускается возможность получения лицензии-изъятия для осуществления запрещенной деятельности, если она необходима для гуманитарных, медицинских целей, целей, связанных с прекращением деятельности на территории России.
Санкции в отношении криптовалюты
Согласно п. п. 11, 12 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “5ba”, а ст. “5b” излагается в новой редакции.
Так, запрещается прямо или косвенно предоставлять следующие услуги лицам из России:
С 18.01.2024 запрещено выдавать лицам из России лицензии-изъятия на услуги, связанные с хранением криптовалюты и обслуживанием счетов.
Согласно новой ст. “5ba” запрещается прямо или косвенно участвовать в любых сделках со стейблкоином A7A5 (стейблкоин, привязанный к российскому рублю).
Санкции в отношении банков
Согласно п. 25 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Приложение XIV Регламента Совета ЕС № 833/2014 с 12.11.2025 дополняется 5 новыми банками России:
Напомним, что включение лиц в Приложение XIVРегламента Совета ЕС № 833/2014 приводит к запрету для лиц из ЕС осуществлять какие-либо сделки с ними, а также с лицами, находящимися под их контролем.
Согласно п. 15 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 ст. “5h” Регламента Совета ЕС № 833/2014 дополняется следующим содержанием.
Так, запреты теперь не распространяются на сделки и операции:
Санкции в отношении воздушных и морских судов
Согласно п. 18 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “5u”.
В соответствии с данной статьей запрещается в течение 5 лет после продажи или заключения любого договора аренды в отношении воздушных или морских судов, которые прямо или косвенно эксплуатировались Правительством России или лицами, учрежденными в России, гарантировать или заключать любой договор, приводящий к переносу рисков, связанных со страховым покрытием таких воздушных или морских судов.
Расширение перечня товаров, запрещенных к экспорту из ЕС в Россию
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/2033 Приложение XXIIIк Регламенту Совета ЕС № 833/2014 дополнено новыми товарами, запрещенными к экспорту из ЕС в Россию.
Речь идет о следующих товарах:
Полный перечень запрещенных к экспорту из ЕС в Россию товаров указан в Приложении XXIII к Регламенту Совета ЕС № 833/2014.
Расширение санкционного списка «теневого флота»
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/2033 Приложение XIIк Регламенту Совета ЕС № 833/2014 дополнено новыми судами, которые, согласно позиции Совета ЕС, относятся к «теневому флоту» России.
Так, в санкционный список были добавлены следующие морские суда:
Напомним, что включение морских судов в названный перечень приводит к ограничением для таких морских судов на пользование морскими портами и территориальными водами государств-членов ЕС.
В рамках 19 пакета санкций были приняты также и иные ограничения. Например, новый пакет санкций затрагивает передвижение российских дипломатов, расширение списка запрещенных к импорту в ЕС из России товаров (в частности, ациклические насыщенные углеводороды). Кроме того, был расширен перечень лиц, осуществляющих поставки товаров двойного назначения (в него были включены компании из России, Индии, Таиланда, КНР).
***
Таким образом, 19 пакет санкций ЕС направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией. Кроме того, регламент направлен на борьбу с обходом уже введенных санкционных ограничений.
Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!
Ксения Степанищева (советник)
Павел Кусмаев (юрист)
Девятнадцатый пакет санкций оформлен следующими актами:
- Регламент Совета ЕС № 2025/2035, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014.
- Регламент Совета ЕС № 2025/2037, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014.
- Регламент Совета ЕС № 2025/2033, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014.
Ниже представлен подробный обзор основных положений 19 пакета санкций ЕС.
(1) Регламент Совета ЕС № 2025/2035
Регламент Совета ЕС № 2025/2035 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 269/2014, оформляющего блокирующие санкционные ограничения.
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/2035 в санкционный список было внесено 22 физических и 42 юридических лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, ответственны за действия, угрожающие территориальной целостности Украины.
В санкционный список были включены следующие физические лица:
- Осипов Олег Сергеевич (помощник заместителя председателя Совета Безопасности РФ);
- Устинский Андрей Александрович (директор ГБОУ ЛНР «Республиканский казачий кадетский корпус имени маршала авиации Александра Ефимова»);
- Адаменко Светлана Викторовна (уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае);
- Арламенкова Екатерина Юрьевна (председатель совета регионального отделения общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Республики Крым);
- Домогацкий Константин Игоревич (уполномоченный по правам ребенка в Орловской области);
- Кривонос Максим Юрьевич (директор департамента образования и науки города Севастополя – член Правительства Севастополя);
- Голубович Михаил Артемович (министр молодежной политики ЛНР);
- Болтенко Надежда Николаевна (уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области);
- Величко Юлия Сергеевна (министр молодежной политики ЛНР);
- Анисимов Никита Юрьевич (ректор НИУ ВШЭ);
- Беляев Алексей Александрович (генеральный директор АО «Сарапульский электрогенераторный завод»);
- Соколов Максим Юрьевич (президент АО «Автоваз»);
- Титков Роман Владимирович (генеральный директор ПАО «Дальприбор»);
- и др.
В санкционный список также были включены и иные физические лица, в том числе иностранные граждане (например, гражданин КНДР).
В санкционный список были включены следующие юридические лица:
- АО «Красмаш» (ОГРН: 1082468060553);
- АО «НИИ Стали» (ОГРН: 1027739081556);
- АО «Соликамский Завод «Урал» (ОГРН: 1115919002561);
- ГУП ЛНР «Луганские коммуникации» (ОГРН: 1229400032839);
- ПАО «Полюс» (ОГРН: 1068400002990);
- ПАО «ОДК-Уфимское мотостроительное производственное объединение» (ОГРН: 1020202388359);
- АО «Автоваз» (ОГРН: 1026301983113);
- ООО Завод «Буммаш» (ОГРН: 1181832022250);
- ПАО «Дальприбор» (ОГРН: 1022502117505);
- АО «Сарапульский электрогенераторный завод» (ОГРН: 1021800992190);
- ООО «Максима Лигал» (ОГРН: 1089847079630);
- АО «Сарапульский радиозавод» (ОГРН: 1021800992124);
- АО «Вольский механический завод» (ОГРН: 1106441000951);
- ПАО «Энергия» (ОГРН: 1024800789408);
- ООО «ССК «Звезда» (ОГРН: 1152503000539);
- ООО «Максима Лигал» (ОГРН: 1089847079630);
- и др.
В санкционный список также были включены и иные юридические лица, в том числе зарегистрированные в иностранных юрисдикциях (например, в Кыргызской Республике, КНР, ОАЭ, Великобритании, США).
Напомним, что в силу Регламента Совета ЕС № 269/2014 и Решения Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP подлежат заморозке экономические активы, принадлежащие лицам, включенным в санкционный список, а также лицам, подконтрольным подсанкционными лицами. Кроме того, устанавливается запрет на передачу экономических активов таким лицам.
(2) Регламент Совета ЕС № 2025/2037
Регламент Совета ЕС № 2025/2037 вносит изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014, оформляющего блокирующие санкционные ограничения.
Закрепление определений «владения юридическим лицом» и «контроля»
Согласно п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/2037 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополняется новыми п. п. “i” и “j”.
Так, в соответствии с п. “i” вводится понятие «владения юридическим лицом» (“owninga legal person, entity or body”), под которым предлагается понимать владение 50% или более в уставном капитале юридического лица либо владение контрольным пакетом акций (контрольной долей).
Согласно п. “j” вводится понятие «контроля над юридическим лицом» (“controllinga legal person, entity or body”), под которым предлагается понимать возможность:
- i.осуществлять полномочия, назначать или отстранять большинство членов органов управления или контроля юридического лица;
- ii.осуществлять своим единоличным решением большинство членов органов управления или контроля юридического лица;
- iii.осуществлять единоличное управление юридическим лицом в соответствии с заключенным между участниками юридического лица корпоративного договора;
- iv.осуществлять доминирующее влияние на юридическое лицо в соответствии с соглашением, заключенным с этим юридическим лицом, учредительным документом, если законодательство допускает подчинение юридического лица такому соглашению или положениям;
- v.осуществлять доминирующее влияние, указанное в п. “iv” выше, иным образом (в т.ч. косвенное влияние);
- vi.распоряжаться всеми или частью активов юридического лица;
- vii.осуществлять управление группой компаний в соответствии с опубликованной консолидированной отчетностью;
- viii.совместно или единолично нести финансовые обязательства юридического лица, гарантировать их.
Расширение оснований для наложения блокирующих санкций
Согласно п. 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/2037 ст. “3(1)” Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополняется новым п. “n”.
Так, теперь в санкционный список могут быть включены лица, которые, согласно позиции Совета ЕС, ответственны за действия и политику, способствующие депортации, насильственному переселению, насильственной ассимиляции, включая идеологическое или военное обучение несовершеннолетних граждан Украины, а также лица, поддерживающие или осуществляющие такие действия.
(3) Регламент Совета ЕС № 2025/2033
Регламент Совета ЕС № 2025/2033 вносит изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014, оформляющего секторальные санкционные ограничения.
Введение новых терминов: «крипто-активы», «платежные сервисы», «услуги, непосредственно связанные с туристической деятельностью»
Согласно п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 вносятся изменения в ст. 1 Регламента Совета ЕС № 833/2014.
В частности, вводятся следующие термины и их определения:
Крипто-активы – крипто-активы в понимании п. 5 ст. “3(1)” Регламента Европейского Парламента и Совета ЕС № 2023/1114.
Платежные сервисы – сервисы в понимании ст. “4(3)” Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС № 2015/2366.
Услуги, непосредственно связанные с туристической деятельностью – услуги туристических агентств и туроператоров, включая услуги, предоставляемые туристическими агентствами и туроператорами в сфере пассажирских перевозок, и аналогичные услуги; услуги по предоставлению туристической информации, консультаций и планированию поездок; услуги, связанные с организацией туров, проживания, перевозки пассажиров и багажа; услуги по выдаче билетов; услуги туристических гидов; рекламные услуги, связанные с услугами, указанными ранее.
Ограничения на импорт в ЕС сжиженного газа из России
Согласно п. 4 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “3ra”.
Так, с 25.04.2026 устанавливается запрет на прямой или косвенный импорт в ЕС сжиженного природного газа, происходящего из России.
Указанное ограничение будет действовать с 01.01.2027 при условии, что импорт должен быть осуществлен в период с 25.04.2026 в соответствии с договором, срок действия которого не превышает 1 год и который был заключен до 17.06.2025, впоследствии не изменялся.
Кроме того, устанавливается запрет на предоставление технической помощи, посреднических и финансовых услуг, финансирование, а также любых других услуг, связанных с указанным запретом.
Санкции в отношении зон опережающего развития
Согласно п. 10 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “5ah”.
В соответствии с данной статьей запрещается:
- Приобретать долю или увеличивать имеющуюся долю в уставном капитале юридических лиц, зарегистрированных в качестве резидентов специальных экономических, инновационных или преференциальных зон России.
- Создавать новые совместные предприятия, открывать представительства и филиалы в таких зонах или создавать совместное предприятие с лицом, указанным в пункте выше.
- Заключать какие-либо договоры о поставке товаров, которые могут быть использованы в таких зонах.
Речь идет о следующих зонах:
Часть I
- Алабуга;
- Технополис Москва.
Часть II
- Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк»;
- Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти»;
- Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Людиново»;
- Особая экономическая зона «Санкт-Петербург»;
- Особая экономическая зона «Дубна»;
- Особая экономическая зона «Иннополис»;
- Портовая особая экономическая зона «Ульяновск»;
- Сколково;
- Свободный порт Владивосток.
Начиная с 25.01.2026 будет запрещено:
- Сохранять участие в уставном капитале любого юридического лица, зарегистрированного в экономической зоне из Части I;
- Сохранять любое совместное предприятие в экономической зоне из Части I либо с любым юридическим лицом, зарегистрированным в экономической зоне из Части I;
- Сохранять любые договоры о поставке товаров, которые могут быть использованы в экономических зонах из Части I.
При этом подобные запреты не будут действовать в отношении экономических зон из Части II.
Допускается возможность получения лицензии-изъятия для осуществления запрещенной деятельности, если она необходима для гуманитарных, медицинских целей, целей, связанных с прекращением деятельности на территории России.
Санкции в отношении криптовалюты
Согласно п. п. 11, 12 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “5ba”, а ст. “5b” излагается в новой редакции.
Так, запрещается прямо или косвенно предоставлять следующие услуги лицам из России:
- Услуги, связанные с криптовалютой по смыслу Регламента Совета ЕС № 2023/1114;
- Выпуск платежных инструментов, прием платежных транзакций, услуги по инициированию платежей по смыслу Директивы ЕС № 2015/2366;
- Эмиссия электронных денег по смыслу Директивы ЕС № 2009/110/ЕС
С 18.01.2024 запрещено выдавать лицам из России лицензии-изъятия на услуги, связанные с хранением криптовалюты и обслуживанием счетов.
Согласно новой ст. “5ba” запрещается прямо или косвенно участвовать в любых сделках со стейблкоином A7A5 (стейблкоин, привязанный к российскому рублю).
Санкции в отношении банков
Согласно п. 25 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Приложение XIV Регламента Совета ЕС № 833/2014 с 12.11.2025 дополняется 5 новыми банками России:
- НКО «Истина» (АО) (ОГРН: 1237700314224);
- ООО «Земский банк» (ОГРН: 1156300000141);
- АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) (ОГРН: 1027700024560);
- ПАО «МТС-Банк» (ОГРН: 1027739053704);
- АО «Альфа-Банк» (ОГРН: 1027700067328).
Напомним, что включение лиц в Приложение XIVРегламента Совета ЕС № 833/2014 приводит к запрету для лиц из ЕС осуществлять какие-либо сделки с ними, а также с лицами, находящимися под их контролем.
Согласно п. 15 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 ст. “5h” Регламента Совета ЕС № 833/2014 дополняется следующим содержанием.
Так, запреты теперь не распространяются на сделки и операции:
- Необходимые для экспорта фармацевтических, медицинских или сельскохозяйственных пищевых продуктов, включая пшеницу и удобрения;
- Необходимые для обеспечения доступа к судебным, административным и арбитражным разбирательствам в государстве-члене ЕС;
- Необходимые для гуманитарных целей;
- и проч.
Санкции в отношении воздушных и морских судов
Согласно п. 18 Регламента Совета ЕС № 2025/2033 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “5u”.
В соответствии с данной статьей запрещается в течение 5 лет после продажи или заключения любого договора аренды в отношении воздушных или морских судов, которые прямо или косвенно эксплуатировались Правительством России или лицами, учрежденными в России, гарантировать или заключать любой договор, приводящий к переносу рисков, связанных со страховым покрытием таких воздушных или морских судов.
Расширение перечня товаров, запрещенных к экспорту из ЕС в Россию
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/2033 Приложение XXIIIк Регламенту Совета ЕС № 833/2014 дополнено новыми товарами, запрещенными к экспорту из ЕС в Россию.
Речь идет о следующих товарах:
- Луковицы, клубни, клубневые корни, корневища, корневые почки и корневища;
- Рододендроны и азалии;
- Розы;
- Листва, ветви и другие части растений, без цветов или цветочных бутонов, а также травы, мхи и лишайники, являющиеся товарами, пригодными для букетов или для декоративных целей;
- Соль, сера, земля и камни, штукатурные материалы, известь и цемент;
- Уголь;
- Фейерверки, сигнальные ракеты;
- Кремы для обуви и мебели;
- Биде, унитазы, сливные бачки;
- Хлориды, оксиды хлоридов и гидроксиды хлоридов, бромиды и оксиды бромидов, сульфаты и сульфиты;
- и проч.
Полный перечень запрещенных к экспорту из ЕС в Россию товаров указан в Приложении XXIII к Регламенту Совета ЕС № 833/2014.
Расширение санкционного списка «теневого флота»
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/2033 Приложение XIIк Регламенту Совета ЕС № 833/2014 дополнено новыми судами, которые, согласно позиции Совета ЕС, относятся к «теневому флоту» России.
Так, в санкционный список были добавлены следующие морские суда:
- MILLEROVO (IMO: 9035541);
- GELOR (IMO: 9185528);
- CAROLINE BEZENGI (IMO: 9224439);
- FIRN (IMO: 9224441);
- PRIMORYE (IMO: 9236743);
- LONGEVITY 7 (IMO: 9240885);
- и проч.
Напомним, что включение морских судов в названный перечень приводит к ограничением для таких морских судов на пользование морскими портами и территориальными водами государств-членов ЕС.
В рамках 19 пакета санкций были приняты также и иные ограничения. Например, новый пакет санкций затрагивает передвижение российских дипломатов, расширение списка запрещенных к импорту в ЕС из России товаров (в частности, ациклические насыщенные углеводороды). Кроме того, был расширен перечень лиц, осуществляющих поставки товаров двойного назначения (в него были включены компании из России, Индии, Таиланда, КНР).
***
Таким образом, 19 пакет санкций ЕС направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией. Кроме того, регламент направлен на борьбу с обходом уже введенных санкционных ограничений.
Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!
Ксения Степанищева (советник)
Павел Кусмаев (юрист)