Меры поддержки бизнеса

Изменения регулирования СПИК

23 марта 2022 года опубликовано Постановление Правительства РФ от 22 марта 2022 года № 437 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 года № 708» (далее – «Постановление № 437»). Постановлением № 437 в Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 года «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» № 708 (далее – «Постановление № 708») был внесен ряд изменений касательно заключения, действия и прекращения специальных инвестиционных контрактов (далее – «СПИК»).

В частности, были предусмотрены следующие поправки:
  • изменен порядок действия СПИКов в связи с введением ограничительных мер;
  • скорректировано положение о межведомственной комиссии по СПИКам (далее – «Комиссия»);
  • изменена типовая форма СПИКа.

1. Регулирование СПИК в период действия ограничительных мер
Постановление № 437 содержит ряд мер, которые связаны с регулированием СПИКов в период действия ограничительных мер. Ранее в Федеральный закон от 02.08.2019 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» были внесены изменения Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 57-ФЗ, предусматривающие, что при введении в отношении России, инвестора или иных указанных в СПИКе лиц мер ограничительного характера, препятствующих реализации инвестиционного контракта, возможно продление срока СПИК. При этом общий срок СПИКа не может быть более чем 12 лет. Данный Федеральный закон был принят в рамках второго пакета мер поддержки бизнеса и граждан. Анализ всех 12 законов второго пакета мер поддержки см. в нашем обзоре от 17 марта 2022 года (ссылка).
Постановление № 437 уточняет, что при расчете данного максимального срока действия СПИКа срок выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль не учитывается. Также Постановлением № 437 предусмотрено, что изменение или расторжение СПИКа в случае введения ограничительных мер осуществляется по инициативе инвестора в порядке, предусмотренном Постановлением № 708, в случаях:
  • если в отношении России либо в отношении инвестора и (или) иных лиц, указанных в заключенном с участием России СПИКе, иностранным государством, государственным объединением, союзом или государственным учреждением иностранного государства или государственного объединения или союза, были установлены односторонние меры ограничительного характера, препятствующие реализации инвестиционного проекта в соответствии с СПИК; либо
  • если односторонние меры ограничительного характера, установленные иностранным государством, государственным объединением, союзом или государственным учреждением иностранного государства или государственного объединения или союза, приводят к невозможности полного или частичного исполнения обязательств инвестора, промышленного предприятия или привлеченных лиц в соответствии со СПИКом, в том числе в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) третьими лицами обязательств в отношении инвестора или иных привлеченных лиц.

2. Порядок функционирования Комиссии
Был внесен ряд изменений, связанных с функционированием Комиссии, состоящей из представителей федеральных органов власти и формируемой в целях принятия решений о возможности заключения и изменения условий СПИКов и целесообразности их расторжения. В частности, предусмотрено, что:
  • при определении кворума Комиссии могут быть учтены отсутствовавшие члены Комиссии, представившие письменные мнения, а принятие Комиссией решения может осуществляться путем дистанционного голосования или заочного голосования с использованием бюллетеней;
  • сокращается срок для уведомления о заседании Комиссии с одного месяца до 14 календарных дней;
  • сокращается срок для оформления заседания протокола Комиссии с 10 до 5 рабочих дней, предусматривается, что протокол заседания Комиссии подписывает только председатель, а не все члены Комиссии, как ранее.
Сокращение формальностей в функционировании Комиссии должно ускорить процесс осуществления инвестиций в промышленное производство в РФ.

3. Налоги
Положения налогового законодательства, регулирующие увеличение либо отмену пониженных налоговых ставок, установленных для участников СПИКов, или изменение условий налоговых льгот, не будут применяться к данным налогоплательщикам до наступления наиболее ранней из двух дат:
  • даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;
  • даты окончания сроков действия соответствующих налоговых ставок, льгот, порядка исчисления налогов и пр., установленных на дату заключения СПИК.
Таким образом, налоговые ставки будут зафиксированы для участников СПИК на период действия контрактов.

4. Изменение типовой формы СПИК
Скорректирована типовая форма СПИКа, закрепленная в Постановлении № 708 и представляемая инвестором в уполномоченный орган (Минпромторг, Минсельхоз, Минэнерго). В данную типовую форму были внесены следующие корректировки:
  • форма СПИКа дополнена указанием на то, что срок действия СПИК может быть продлен в случае введения ограничительных мер;
  • в ряде обстоятельств (существенное изменение условий реализации проекта, непреодолимая сила и др.) возможно одностороннее расторжение или изменение СПИКа (ранее даже при наступлении вышеуказанных обстоятельств одностороннее расторжение/изменение допускалось только по решению суда);
  • введение ограничительных мер считается обстоятельством непреодолимой силы, которое, по смыслу типовой формы СПИК в редакции Постановления № 708, может предоставлять право на одностороннее изменение/расторжение договора.

Многие из вышеперечисленных мер направлены на более тщательное урегулирование действия СПИКов в период ограничительных мер, в первую очередь, на упрощение порядка «выхода» из СПИКа в случае введения данных мер.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Сергей Трущин – Юрист
Екатерина Почтарева – Младший юрист