Законодательство

Новые поправки в закон о закупках

Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» информирует о новых изменениях законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд.
На официальном интернет-портале правовой информации опубликованы Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «160-ФЗ») и Постановление Правительства РФ от 09.06.2022 № 1051 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084» (далее – «Постановление»).
Принятые нормативные акты устанавливают следующие правила для участников госзакупок:
  • с 09.06.2022 – руководителям ГУПов и МУПов, внебюджетных фондов РФ, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения разрешается до 31.12.2022 принять решение о проведении госзакупок без учета цен, определенных в рамках нормирования; руководители федеральных органов исполнительной власти смогут увеличить нормативы цен на ряд электротехнических товаров и связанных с ними услуг;
  • с 01.07.2022 любые члены закупочных комиссий, а также руководители заказчиков, руководители и работники контрактных служб, контрактный управляющий должны предотвращать конфликт интересов; уточняется перечень лиц, которые не могут быть членами закупочной комиссии;
  • с 01.01.2023 – уточняется перечень лиц, которые не смогут быть участниками закупок, в том числе в целях минимизации конфликта интересов.
1.                 Новые полномочия руководителей отдельных видов заказчиков
Постановлением устанавливается, что руководителям государственного или муниципального органа, органа управления внебюджетного фонда РФ, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения можно проводить госзакупки без учета цен, определенных в рамках нормирования, при проведении закупок. Эта норма применяется до 31.12.2022.
Данное послабление не действует в отношении предельных цен, устанавливаемых Правительством РФ для закупок товаров (работ, услуг) для федеральных нужд государственных органов и для федеральных нужд государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос».
Напоминаем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926, цены единиц планируемых к закупке товаров, работ, услуг не могут быть выше предельных цен, устанавливаемых в ведомственных перечнях, а предельные цены таких товаров (работ, услуг) не могут превышать предельные цены, установленные при утверждении нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов местного самоуправления, указанных ранее госкорпораций и подведомственных им организаций.
Минфином РФ в целях уточнения порядка применения Постановления было опубликовано Информационное письмо от 20.06.2022 № 24-01-09/58114 «О нормировании в сфере закупок в 2022 году», в соответствии с которым, заказчики, по-прежнему, обязаны обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную сумму цен единиц товаров, работ, услуг. Данные правила установлены ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «44-ФЗ»).
Тем не менее, для отдельных видов товаров введен свой механизм индексации предельных цен для закупок указанными государственными и муниципальными структурами. Так, в соответствии с нормативами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084, по решению руководителей федеральных государственных органов цены приобретения ноутбуков, планшетов, услуг связи и транспортных средств могут быть изменены, но не более чем на индекс потребительских цен на товары и услуги по данным Росстата за период действия указанных нормативов. При этом, необходимо учитывать следующие правила:
·                   В случае принятия решения об изменении нормативов цены приобретения средств связи и расходов на услуги связи допускается увеличение указанных нормативов путем их умножения на 1,49;
·                   В случае принятия решения об изменении нормативов цены приобретения планшетных компьютеров и расходов на услуги связи допускается увеличение указанных нормативов путем их умножения на 1,084;
·                   В случае принятия решения об изменении нормативов цены приобретения транспортных средств допускается увеличение указанных нормативов путем их умножения на 1,855.
2.                 Обязанность предотвращения конфликта интересов у членов закупочных комиссий
160-ФЗ возлагает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов для следующих субъектов закупочных отношений, предусмотренных 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «223-ФЗ»):
·        всех членов закупочной комиссии;
·        руководителей заказчиков, руководителей контрактных служб, работников контрактных служб, контрактных управляющих.
Понятие конфликта интересов закреплено в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – «237-ФЗ»), в соответствии с которой под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. В число таких лиц входят госслужащие, работники организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, иные лица, предусмотренные законодательством, в том числе и 160-ФЗ.
При этом под личной заинтересованностью в 237-ФЗ понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (например, родители, супруги, дети), гражданами или организациями, с которыми это должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В 273-ФЗ указывается порядок предотвращения конфликта интересов:
·        Со стороны должностного лица (работник) – немедленное уведомление работодателя (нанимателя) о конфликте интересов или о возможности его возникновения и самоотвод, или отказ его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
·        Со стороны работодателя (нанимателя) – изменение служебного положения должностного лица вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.
Отдельно отметим, что согласно п. 71 ч. 1 ст. 81 ТК РФ непредотвращение работником конфликта интересов является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
3.                 Корректируется перечень лиц, которые могут быть членами закупочных комиссий по 44-ФЗ и 223-ФЗ
160-ФЗ установил следующие требования к членам закупочных комиссий:

Законы о закупках

44-ФЗ

223-ФЗ

Не могут быть членами закупочной комиссии

1.                Физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
2.                Физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, в том числе:
·         физические лица, подавшие заявки на участие в закупке,
·         физические лица, состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки,
·          либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке.
1.                Эксперты, проводившие экспертную оценку извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, заявок на участие в конкурсе;
2.                Должностные лица следующих органов:
·         ФАС России;
·         Казначейство России;
·         органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Иные лица, определенные в положении о закупке.


4.                 Уточняется перечень лиц, которые не смогут быть участниками закупок по 44-ФЗ
C 01.01.2023 должностное лицо заказчика, а также его близкие родственники и иные лица, указанные п. 2 ст. 2 160-ФЗ, не могут являться:
·        участниками закупки;
·        руководителями, ЕИО, членами КИО, учредителями, членами коллегиальных органов управления организаций (выгодоприобретателями корпораций[*]) - участников закупки.
Напоминаем, что в соответствии с п. 10 «Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016, контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, ничтожен.
Таким образом, законодателем существенно ужесточаются антикоррупционные требования к участникам отношений, связанных с госзакупками, посредством введения ряда ограничительных норм, призванных не допустить конфликта интересов и возможности влияния на процесс закупок со стороны субъектов данных правоотношений.

[*] Выгодоприобретателем является физическое лицо, напрямую или косвенно (например, через юридическое лицо или группу лиц) владеющее более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества или долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.