24.02.2025 Совет ЕС объявил о принятии Шестнадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на противодействие обходу санкций и продление уже введенных санкционных ограничений на новый срок.
Регламент Совета ЕС № 2025/389 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 269/2014, оформляющего блокирующие санкционные ограничения.
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/389 в санкционный список было внесено 48 физических и 35 юридических лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, ответственны за действия, угрожающие территориальной целостности Украины.
В санкционный список были включены следующие физические лица:
·Дронов Евгений Анатольевич (бывший генеральный директор АО «АК «Туламашзавод»); ·Новиков Ян Валентинович (генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»); ·Зюзин Игорь Владимирович (акционер ПАО «Мечел»); ·Леликов Дмитрий Юрьевич (заместитель генерального директора ГК «Ростех»); ·Анцев Иван Георгиевич (генеральный директор-генеральный конструктор АО «НПП «Радар ММС»); ·Деркач Андрей Леонидович (сенатор Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации); ·Нимченко Юрий Петрович (сенатор Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации); ·Карякин Сергей Александрович (сенатор Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации); ·Бровко Василий Юрьевич (директор по особым поручениям ГК «Ростех»); ·Кудряшкин Игорь Геннадьевич (акционер ОАО «УГМК»); ·Чухлебов Эдуард Александрович (акционер ОАО «УГМК»); ·Турчак Анатолий Александрович (акционер АО «Ленинец» - Холдинг»); ·Мокеев Сергей Владимирович (генеральный директор АО «Ново-Вятка»); ·Горшков Алексей Владиславович (генеральный директор АО «НИИВК им. М.А. Карцева»); ·Дрегваль Сергей Георгиевич (генеральный директор ПАО «Интер РАО»); ·Струков Константин Иванович (президент управляющей организации ПАО «ЮГК»); ·Евтушенко Владимир Петрович (акционер ПАО АФК «Система»); ·Барановская Юлия Геннадьевна (российская теле- и радиоведущая); ·Галустян Михаил Сергеевич (российский актер); ·и др.
В санкционный список также были внесены и иные физические лица, в т.ч. иностранные лица – северокорейские военные деятели.
Помимо физических лиц санкционный список был расширен путем добавления в него 35 юридических лиц.
В санкционный список были включены следующие юридические лица:
В санкционный список также были внесены и иные юридические лица.
(2)Регламент Совета ЕС № 2025/390
Регламент Совета ЕС № 2025/390 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 269/2014, оформляющего блокирующие санкционные ограничения.
Расширение оснований для включения в санкционный список
П. 1 ст. 3 Регламента Совета ЕС № 269/2014 был дополнен двумя новыми основаниями для включения в санкционный список. Так, в санкционный список теперь подлежат включению:
·физические или юридические лица, которые владеют, контролируют, управляют или эксплуатируют суда, перевозящие сырую нефть или нефтепродукты, происходящие из России или экспортируемые из России, используя при этом нерегулярные и высокорискованные методы судоходства, как указано в резолюции A.1192(33) Генеральной Ассамблеи Международной морской организации, или которые иным образом оказывают материальную, техническую или финансовую поддержку операциям таких судов; ·физические или юридические лица, являющиеся частью военно-промышленного комплекса России, оказывающие ему материальную или финансовую поддержку или извлекающие из него выгоду, в том числе участвующие в разработке, производстве или поставках военных технологий и оборудования.
Послабления, связанные со строительством Будапештского метрополитена
Ст. “6a” Регламента Совета ЕС № 269/2014 была дополнена положением о допустимости операций с заблокированным АО «НИИП имени В.В. Тихомирова», направленных на реализацию строительства Будапештского метрополитена.
Возможность предоставления лицензий-изъятий для некоторых лиц
Ст. “6b” Регламента Совета ЕС № 269/2014 был обновлена, для ряда подсанкционных физических лиц допущена возможность разблокировки их активов. Речь идет о следующих физических лицах:
·Ротенберг Аркадий Романович; ·Тимченко Геннадий Николаевич; ·Пумпянский Александр Дмитриевич; ·Мельниченко Андрей Игоревич; ·Рашников Виктор Филиппович; ·Ротенберг Борис Романович.
Разблокировка активов возможна при соблюдении следующих условий:
1.активы необходимы для отчуждения и передачи в срок до 30.06.2025 прав собственности, прямо или косвенно принадлежащих одному из указанных лиц, лицам из ЕС; 2.доходы от отчуждения и передачи прав собственности будут заблокированы.
Введение новых механизмов борьбы с «обходом» санкций
Ст. 8 Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополнена п. п. “3a”, 4, согласно которым компетентные органы ЕС вправе осуществлять обмен информацией с компетентными органами США, Японии, Великобритании, Южной Кореи, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии, Лихтенштейна и Исландии о торговле, сделках и операциях с целью предотвращения «обхода» санкционных ограничений.
Уточнение процессуальных процедур
Регламент Совета ЕС № 269/2014 дополнена ст. “11b”, в соответствии с которой если ни один суд государства-члена ЕС не обладает юрисдикцией в соответствии с другими положениями права ЕС или права государства-члена ЕС, суд государства-члена ЕС может, в порядке исключения, рассмотреть иск о возмещении ущерба, поданный в соответствии со ст. “11a”, при условии, что дело имеет достаточную связь с государством-членом ЕС, в котором находится суд.
Распространение ограничений на операции с использованием крипто-активов
Ст. 12 Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополнена п. “c”, согласно которому комиссия Совета ЕС и государства-члены ЕС должны информировать друг друга о мерах и обмениваться любой соответствующей информацией, имеющейся в их распоряжении, в частности информацией в отношении выявленных случаев нарушения, обхода и попыток нарушения или обхода запретов, в том числе с использованием криптоактивов.
Введение ответственности для европейских лиц за действия подконтрольных им лиц
Регламент Совета ЕС № 269/2014 дополнен ст. “15a”, согласно которой физические и юридические лица должны прилагать все усилия для обеспечения того, чтобы любое юридическое лицо, учрежденное за пределами ЕС, которым они владеют или которое они контролируют, не участвовало в деятельности, подрывающей ограничительные меры, предусмотренные санкционным режимом ЕС.
Регламентом Совета ЕС № 2025/395 вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014, которым оформляется режим секторальных санкций в отношении России, а также лиц, связанных с Россией.
Дополнение регулирования, связанного с товарами двойного назначения
До 16 пакета санкций запреты на операции с товарами двойного назначения не распространялись на товары и услуги, необходимые для:
·гуманитарных целей, для целей предотвращения чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения и проч.; ·медицинских или фармацевтических целей; ·временного вывоза предметов для использования СМИ; ·обновления программного обеспечения; ·использования в качестве потребительских коммуникационных устройств; или ·для личного пользования физическими лицами, выезжающими в Россию, или членами их ближайших семей, выезжающих вместе с ними.
Теперь изъятия распространяются на товары и услуги, необходимые для:
·гуманитарных целей, для целей предотвращения чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения и проч.; ·медицинских или фармацевтических целей.
При этом товары не должны быть перечислены в Приложении XL к Регламенту Совета ЕС № 833/2014. Так, изъятие не распространяется на токарные станки, аппаратуру радионавигационного обеспечения, диоды, транзисторы, оптические прицелы и проч.
Кроме того, допускается транзит товаров через территорию РФ в целях, указанных выше.
Также в ст. 2 добавляется новый п. “3b”, согласно которому уполномоченные органы государств-членов ЕС обязаны изложить требования к отчетности, которую должен сдавать экспортер товаров из ЕС в соответствующих целях.
При этом был расширен перечень целей, в которых в РФ могут быть переданы товары двойного назначения после получения разрешения компетентных органов государств-членов ЕС. В частности, речь идет о товарах и технологиях, передаваемых в целях:
·межправительственного сотрудничества в области космических программ; ·эксплуатации, технического обслуживания, переработки топлива и обеспечения безопасности гражданского ядерного потенциала, а также сотрудничества в области ядерной промышленности, в частности в области исследований и разработок; ·безопасности на море; ·развития гражданских сетей электронных коммуникаций, которые не являются собственностью организации, находящейся под государственным контролем или имеющей более 50% государственной собственности; ·исключительного использования организациями, находящимися в собственности или под единоличным или совместным контролем юридического лица, организации или органа, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена или страны-партнера; ·дипломатических представительств ЕС, государств-членов и стран-партнеров, включая делегаций, посольств и миссий; ·обеспечения кибербезопасности и информационной безопасности физических и юридических лиц в России, за исключением ее правительства и организаций, прямо или косвенно контролируемых этим правительством; ·обновления программного обеспечения; ·использования в качестве потребительских коммуникационных устройств; или ·медицинских или фармацевтических целях.
Необходимость дополнительного согласования транзакций с товарами двойного назначения, передаваемыми в РФ с названными целями, требуется, если указанные товары перечислены в Приложении XL к Регламенту Совета ЕС № 833/2014.
Конкретизировано, что понимается под ограничениями, связанными с товарами и технологиями двойного назначения
·оказывать техническую помощь, брокерские услуги или другие услуги, связанные с товарами и технологиями двойного назначения, а также с предоставлением, производством, обслуживанием и использованием этих товаров и технологий, прямо или косвенно любому физическому или юридическому лицу перечисленным в Приложении IV к Регламенту Совета ЕС № 833/2014; ·предоставлять финансирование или финансовую помощь, связанную с товарами и технологиями двойного назначения, для любой продажи, поставки, передачи или экспорта этих товаров и технологий или для предоставления соответствующей технической помощи, брокерских услуг или других услуг, прямо или косвенно любому физическому или юридическому лицу, перечисленным в Приложении IV к Регламенту Совета ЕС № 833/2014; ·продавать, лицензировать или передавать любым другим способом права интеллектуальной собственности или коммерческие тайны, а также предоставлять права на доступ или повторное использование любых материалов или информации, защищенных с помощью прав интеллектуальной собственности или составляющих коммерческие тайны, относящихся к товарам и технологиям двойного назначения и к предоставлению, производству, обслуживанию и использованию этих товаров и технологий, прямо или косвенно любому физическому или юридическому лицу, перечисленным в Приложении IV к Регламенту Совета ЕС № 833/2014.
Установление необходимости получения специального разрешения на совместные проекты с Россией
В соответствии со ст. “2e” Регламента Совета ЕС № 833/2014 устанавливается запрет на предоставление государственного финансирования или финансовой помощи для торговли с Россией или осуществления инвестиций в российскую экономику.
При этом если раньше исключением из указанного требования являлось предоставление государственного финансирования или финансовой помощи на общую сумму до 10 000 000 евро на проект в интересах малых и средних предприятий, зарегистрированных в ЕС, то теперь предоставление такого финансирования и финансовой помощи возможно исключительно после получения специального разрешения уполномоченного органа государства-члена ЕС.
Запрет на поставку программного обеспечения в РФ
Согласно п. 6 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/395 вносятся изменения в ст. 3 Регламента Совета ЕС № 833/2014, согласно которым запрет на поставку на территорию в РФ распространяется на некоторое программное обеспечение для разведки нефтяных и газовых месторождений.
В частности, запрещается продавать, поставлять, передавать, экспортировать или предоставлять, прямо или косвенно, следующее программное обеспечение любому физическому или юридическому лицу в России, включая ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, или для использования в России, включая ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф:
·ПО для разведки залежей; ·ПО для расчета, обработки и анализа сейсмических данных; ·ПО для геологического визуального контроля; ·ПО для бурения и процессов бурения; ·ПО для инерциальных навигационных систем для бурения; ·ПО для мониторинга скважин в реальном времени; ·наблюдательное и охранное ПО.
При этом запрет на поставку такого ПО не распространяется на передачу в срок до 26.05.2025 ПО во исполнение контрактов, заключенных до 25.02.2025, а также вспомогательных контрактов.
Возможность получения лицензии-изъятия на добычу некоторых полезных ископаемых
Согласно п. 7 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/395 ст. “3a” Регламента Совета ЕС № 833/2014 дополняется новым п. “3b”, согласно которому компетентные органы могут разрешить деятельность по добыче полезных ископаемых и разработке карьеров, которая направлена на добычу любого из ископаемых и химических элементов, перечисленных в Приложении XXX к Регламенту Совета ЕС № 833/2014.
Речь идет о следующих ископаемых и химических элементах: алюминий (включая бокситы), хром, кобальт, медь, железная руда, минеральные удобрения (включая калийные и фосфатные удобрения), молибден, никель, палладий, родий, скандий, титан, ванадий, тяжелые редкоземы (диспрозий, эрбий, европий, гадолиний, гольмий, лютеций, тербий, тулий, иттербий, иттрий), легкие редкоземельные металлы (церий, лантан, неодим, празеодим, самарий).
Запреты для российских авиаперевозчиков
Согласно п. 8 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/395 вносятся изменения в ст. “3d” Регламента Совета ЕС № 833/2014, в частности, ст. “3d” расширяется путем включения в нее п. “1b”.
Согласно новому п. “1b” авиаперевозчикам, выполняющим внутренние рейсы в пределах России или экспортирующим, прямо или косвенно, воздушные суда российскому авиаперевозчику или для полетов в пределах России, а также любой организации, находящейся в собственности или под контролем такого авиаперевозчика, запрещается совершать посадку на территории ЕС, взлетать с нее или пролетать над ней.
Допущения на ввоз российского первичного алюминий в ЕС
Согласно п. 9 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/395 вносятся изменения в ст. “3i” Регламента Совета ЕС № 833/2014, в частности, в статью добавляются п. п. “3cg”, “3ch”.
По общему правилу, установлен запрет на приобретение и ввоз на территорию ЕС ряда товаров, которые приносят России значительные доходы. Перечень таких товаров закреплен в Приложении XXI к Регламенту Совета ЕС № 833/2014.
Согласно новым пунктам, названные запреты не применяются к ввозу на территорию ЕС российского первичного алюминия, а также к необходимым в связи с этим финансовым и техническим услугам, при условии, что ввоз осуществляется в отношении 275 000 тонн такого алюминия в период с 25.02.2025 по 26.02.2026.
Запреты также не распространяются на исполнение контрактов о ввозе на территорию ЕС российского первичного алюминия, заключенных до 25.02.2025, при условии, что ввоз должен осуществиться в отношении не более чем 50 000 тонн первичного алюминия в период с 26.02.2026 до 31.12.2026.
Допущения на ввоз товаров, необходимых для поддержания функционирования трубопровода «Дружба»
В ст. “3i” Регламента Совета ЕС № 833/2014 также вносятся дополнения, связанные с возможностью поставки из России некоторых товаров, необходимых для обеспечения бесперебойных поставок сырой нефти по трубопроводу «Дружба».
Речь идет о следующих товарах:
·приборы и аппаратура для измерения или проверки расхода, уровня, давления или других параметров жидкостей или газов, например, расходомеры, уровнемеры, манометры, теплосчетчики; ·приборы и аппаратура для физического или химического анализа, например, поляриметры, рефрактометры, спектрометры, приборы для анализа газов или дыма; приборы и аппаратура для измерения или контроля вязкости, пористости, расширения, поверхностного натяжения и т.п.; приборы и аппаратура для измерения или контроля количества тепла, звука или света, включая экспонометры; микротомы; ·измерительные или контрольные приборы, устройства и машины, не указанные в других разделах 90 Приложения XXI к Регламенту Совета ЕС № 833/2014; профильные проекторы.
В соответствии с новым пунктом устанавливается, что запреты на экспорт в Россию некоторых товаров не применяются к исполнению до 26.05.2025 контрактов, заключенных до 25.02.2025. Речь идет о следующих товарах:
·сырой доломит; ·магнезия; ·штукатурки, состоящие из кальцинированного гипса или сульфата кальция, окрашенные или неокрашенные; ·ниобиевые, танталовые, ванадиевые или циркониевые руды и концентраты; ·нитрат калия; ·и проч.
Кроме того, добавлены новые п. п. “5f” и “5g”, согласно которым компетентные органы государств-членов ЕС вправе выдавать лицензии-изъятия на экспорт в Россию товаров, указанных выше в разделе «Допущения на ввоз товаров, необходимых для поддержания функционирования трубопровода «Дружба».
Новые ограничения для автотранспортных корпораций, зарегистрированных в ЕС
Согласно п. 11 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2025/395 вносятся изменения в п. “1b” ст. “3l” Регламента Совета ЕС № 833/2014. Указанный пункт теперь излагается в новой редакции.
Ранее формулировка пункта была следующей: «Не допускается, чтобы любое юридическое лицо, созданное в ЕС, которое на 25% и более принадлежат российскому физическому или юридическому лицу, было допущены к участию в автотранспортном предприятии, осуществляющем автомобильные перевозки грузов по территории Союза, в том числе транзитом».
Теперь, дополнительно к указанному выше, добавляется, что любому юридическому лицу, созданному в Союзе до 08.04.2022 и уже являющемуся автотранспортным предприятием, осуществляющим автомобильные перевозки грузов по территории ЕС, в том числе транзитные, запрещается вносить изменения в структуру капитала, увеличивающие процентную долю, принадлежащую российскому физическому или юридическому лицу, если после такого изменения эта процентная доля не останется ниже 25%».
Допущения на транзит нефтепродуктов между Словакией и Венгрией
Согласно п. 12 Регламента Совета ЕС № 2025/395 вносятся изменения в ст. “3m(8)” Регламента Совета ЕС № 833/2014, согласно которым, начиная с 25.02.2025, в порядке отступления от запретов, компетентные органы Словакии и Венгрии могут разрешить, на таких условиях, которые они сочтут необходимыми, продажу, поставку, передачу или экспорт из Словакии в Венгрию или из Венгрии в Словакию определенных нефтепродуктов, перечисленных в Приложении XXXI к Регламенту Совета ЕС № 833/2014, которые получены из сырой нефти, импортированной из России, после определения, что эти продукты предназначены исключительно для использования в этих двух государствах-членах
Речь идет о следующих нефтепродуктах:
·газойль; ·топливо; ·керосин; ·и проч.
Запрет хранения нефти и нефтепродуктов из России на территории ЕС
Согласно данной статье, запрещается временное хранение сырой нефти и нефтепродуктов, перечисленных в Приложении XXV к Регламенту Совета ЕС № 833/2014, на территории ЕС, если нефть и нефтепродукты происходят из России или импортируются из России.
При этом указанный запрет не распространяется на нефть и нефтепродукты, которые находятся на территории ЕС по состоянию на 25.02.2025 и до 26.05.2025.
Запрет взаимодействия с некоторыми морскими портами и шлюзами России
Согласно новой статье, запрещается прямое или косвенное взаимодействие с некоторыми портами и шлюзами России, которые используются:
·для передачи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) или ракет, связанных с ними технологий или их компонентов, используемые в рамках специальной военной операции на территории Украины; ·для перевозки товаров и технологий, используемых в секторе обороны и безопасности, из России или в Россию, для использования в России или для осуществления специальной военной операции на территории Украины; ·для морской перевозки сырой нефти или некоторых нефтепродуктов, которые происходят из России или экспортируются из России судами, осуществляющими нерегулярные и высокорискованные методы судоходства; ·а также в некоторых других целях.
При этом предусматривается ряд исключений из запрета. Так, взаимодействие с морскими портами и шлюзами допускается, если это необходимо для прямой или косвенной закупки, импорта или транспортировки природного газа, титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железной руды из России или через Россию в ЕС, страну, входящую в Европейскую экономическую зону, Швейцарию или на Западные Балканы; для закупки, импорта или транспортировки фармацевтической, медицинской, сельскохозяйственной и пищевой продукции, включая пшеницу и удобрения, импорт, закупка и транспортировка которых разрешены в соответствии с Регламентом Совета ЕС № 833/2014; а также для некоторых других случаев.
Регламентом Совета ЕС № 2025/395 также вносятся и иные изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014, в том числе, связанные с операциями с сжиженным газом, порядком ввоза драгоценных металлов и проч.
***
Таким образом, Шестнадцатый пакет санкций ЕС направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией, лиц, использующих технологии, произведенные на территории России.
Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!