Меры поддержки бизнеса

Новые правила законодательства о закупках в условиях санкций

Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» информирует об изменения правового регулирования госзакупок. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом вносится ряд поправок в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Закон 223-ФЗ») и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон 44-ФЗ»).


Нововведения заключаются в следующем:
  • Устанавливаются общие правила о сроке оплаты заказчиком поставленного товара (оказанных услуг);
  • Закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ»;
  • Правительство РФ наделяется новыми полномочиями в регулировании процедуры закупок для отдельных видов юридических лиц;
  • Изменяются правила о недобросовестных поставщиках, в том числе добавляются новые основания для включения контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков;
  • Из госзакупок вытесняется иностранная валюта. Меняются критерии отнесения заказчика к категории заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранных государств;
  • Расширяется перечень заказчиков, для которых становятся доступны закрытые конкурентные способы определения поставщиков. Изменение норм о возможности запроса котировок по Закону 44-ФЗ;
  • До конца года продляется возможность не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.


I. Устанавливаются правила о сроках оплаты заказчиком поставленного товара.
Теперь Законом 223-ФЗ предусматривается общее правило о семидневном сроке оплаты, если иное не установлено конкурсной документацией. В таком случае сведения об иных сроках оплаты должны быть отражены в положении о закупке.
Закон 44-ФЗ, в свою очередь, предусматривает условие о том, что госконтракты, заключенные с 01.01.2022 по 30.04.2022 по результатам определения поставщика, если извещение о закупке размещено в ЕИС, должны быть оплачены заказчиком в течение 15 дней, а заключенные с 01.05.2022 – в течение 7 дней. Исключения из данного правила могут быть предусмотрены только, если:
  • Иной срок не установлен законодательством РФ или Правительством РФ;
  • Оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС, при этом срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней;
  • В соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты не должен составлять более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке.


Ранее подобные правила о семидневном сроке оплаты закупки были установлены для контрактов, заключенных с субъектами среднего и малого предпринимательства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 417.
Данные изменения помогут защитить поставщиков от необоснованного затягивания сроков оплаты заказа. Срок, по-прежнему, отсчитывают с даты, когда заказчик подписал документ о приемке.


II. Закрепляется возможность закупать работы по строительству объекта «под ключ». То есть заказчики смогут закупать у одного поставщика:
  • Работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта;
  • Оборудование, предусмотренное в такой проектной документации и  необходимое для обеспечения эксплуатации строящегося объекта.


Для Закона 223-ФЗ данные нововведения являются бессрочными, в то время как для Закона 44-ФЗ эти правила применяются до 01.01.2024. При этом в госконтракте должны быть указаны следующие условия:
  • Стоимость работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта;
  • Стоимость поставки оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта.
Благодаря данным поправкам упростится процедура осуществления закупок в сфере строительства, а также контроль за их осуществлением ввиду того, что выполнять капитальный ремонт и поставлять оборудование будет одно и то же лицо. К тому же это позволяет осуществить одну закупку вместо нескольких.


III. Правительству РФ предоставляется право устанавливать особенности включения закупок в план закупки товаров, работ, услуг (в т.ч. лекарственных средств, инновационной и высокотехнологической продукции) в рамках Закона 223-ФЗ, если эти закупки касаются:
  • государственной тайны,
  • гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники,
  • разработки, производства и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры,
  • закупок, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.

IV. Вносятся изменения в правовое регулирование статуса недобросовестных поставщиков.
В реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом 223-ФЗ теперь будут включаться:
  • Участники закупок, уклонившиеся от заключения договоров;
  • Поставщики, с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров;
  • Поставщики, от исполнения договора с которыми в одностороннем порядке отказался заказчик в связи с принятием санкций в отношении заказчика и в связи с существенным нарушением поставщиками договоров.


В Закон 44-ФЗ вносится правило о том, что Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению случаев, при которых к поставщикам применяется обязательное требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.
Также вносятся изменения в перечень оснований включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Закона 44-ФЗ. Согласно поправкам в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок:
  • уклонившихся от заключения контрактов, или
  • не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

V. Предусматривается запрет на использование иностранной валюты при определении начальной цены госконтракта с единственным поставщиком. Такой запрет не коснется заказчиков, которые ведут деятельность на территории иностранного государства.
Также исключается возможность определения начальной цены при помощи информации с иностранных бирж.
При этом, для Закона 44-ФЗ исключается такое основание отнесения лица к заказчикам, осуществляющих деятельность на территории иностранных государств, как регистрация на территории иностранного государства. Данное нововведение связано со спецификой деятельности ряда российских заказчиков.
Указанные меры направлены на исключение возможности колебаний цены госзаказа из-за курса иностранной валюты.

VI. Расширяется перечень оснований для применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков в соответствии с Законом 44-ФЗ.
Закрытые конкурентные способы определения поставщиков будут распространятся на случаи, если заказчик находится под санкциями недружественных государств. Ведение перечня лиц, попавших под санкции недружественных государств, будет осуществлять Правительство РФ.
При проведении закрытой закупки по ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ заказчики станут публиковать информацию о ней, а также сведения о заключении и исполнении договора по ее итогам в закрытой части ЕИС без размещения на сайте системы.
В то же время расширяются возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан. Напоминаем, что ранее Правительство РФ позволило осуществлять закупки медицинских изделий через запрос котировок в Постановлении от 06.03.2022 № 297.

VII. В Закон 44-ФЗ вводится положение о том, что до 31.12.2022 заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.


Вышеописанные меры направлены поддержку участников правоотношений, связанных с закупками, а также предотвращение возможных негативных последствий для российской экономики, связанных использованием иностранной валюты.




Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Кристина Севеева – Юрист
Владимир Блинов – Помощник юриста