Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

Корпоративный дайджест. 25.10.2024

Корпоративный дайджест
На 25.10.2024 в Госдуме РФ находятся на рассмотрении два законопроекта, вносящие изменения в текущее корпоративное законодательство РФ:
  • Законопроект № 724347-8 о внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (Закон об АО) и статью 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Закон об ООО) (Законопроект № 1);
  • Законопроект № 653507-8 о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца тридцать второго части первой статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Законопроект № 2).
1. Законопроект № 1
Законопроект № 1 направлен на урегулирование правового положения выбывших членов совета директоров в Законах об АО и об ООО. Законопроект № 1 внесен на рассмотрение Государственной думы РФ в сентябре 2024 года и ожидает рассмотрения в первом чтении.
На текущую дату ни Закон об АО, ни Закон об ООО не содержит полноценного регулирования института выбывших директоров. В Законе об АО указано лишь, что при принятии корпоративных решений указанные лица не обладают правом голоса. Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27, в свою очередь, содержит примерный открытый перечень оснований, в силу которых член совета директоров может быть признан выбывшим, например, признание члена совета директоров недееспособным в судебном порядке.
В Законопроекте № 1 содержатся следующие ключевые новеллы:
А) Вводится законодательное определение понятия «выбывший директор».
Таковым является член совета директоров при наличии одного из следующих обстоятельств:
  • его смерти;
  • вступления в силу судебного акта о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, о назначении ему наказания в виде запрета занимать определенные должности, о назначении административного наказания в виде дисквалификации;
  • завершения в отношении его предусмотренных Законом о банкротстве процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, процедуры внесудебного банкротства;
  • письменного уведомления общества об отказе от своих полномочий;
  • в иных предусмотренных законом случаях.
Важно, что указанным положением также предлагается установить, что только закон может определять основания «выбытия» члена совета директоров. В настоящее время вопрос о наличии такого основания находится полностью на судебном усмотрении.
Б) Устанавливается, что в момент признания члена совета директоров выбывшим, его полномочия считаются прекращенными.
Необходимость более основательного законодательного регулирования института выбывших членов совета директоров вызвана возникновением ряда практических вопросов к данной категории лиц, в том числе связанных с санкциями. Упрощение замещения позиции члена совета директоров в особенности важно для компаний, где по-прежнему указанную должность занимают иностранные граждане.
Законопроект № 1 в случае его принятия вступает в силу с даты опубликования.
2. Законопроект № 2
В сентябре 2024 года в первом чтении Государственной Думы РФ принят Законопроект № 2, направленный на регулирование разграничения полномочий органов управления общества по принятию решений об участии общества в ассоциациях (союзах) и иных объединениях коммерческих организаций.
Законопроектом № 2 предлагается в Законах об ООО и об АО установить прямо, что указанные выше полномочия могут быть переданы от общего собрания в совет директоров либо коллегиальный исполнительный орган. Реализуется это путем внесения правок в пп. 18 п. 1 ст. 48, пп. 17.1 п. 1 ст. 65 Закона об АО, пп. 4 п. 2.1 ст. 32, пп. 1 п. 2 ст. 33 Закона об ООО.
Например, пп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО предлагается изложить в следующей редакции:
«принятие решений о создании ассоциаций (союзов) и иных объединений коммерческих организаций и об участии в ассоциациях (союзах) и иных объединениях коммерческих организаций, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа общества;»
Предлагаемые поправки по существу не меняют какие-либо нормы в действующих редакциях Законов об АО и об ООО и даже вносят в них некоторые противоречия. Это объясняется следующим.
Право делегировать указанные полномочия совету директоров в АО и ООО, а также коллегиальному исполнительному органу только в АО уже следует из действующих норм Законов об АО и об ООО, в которые Законопроектом № 2 не вносятся правки.
Так, согласно действующей редакции абз. 2 п. 2.1 ст. 48 Закона об АО уставом может быть предусмотрена передача для решения совету директоров или коллегиальному исполнительному органу общества вопросов, отнесенных Законом об АО к компетенции общего собрания акционеров, за исключением некоторых вопросов (в число которых не входит вопрос об участии общества в ассоциациях, т.е. вопрос принятия решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций может быть делегирован другим органам управления).
Согласно действующей редакции абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрена передача вопросов компетенции общего собрания участников общества для решения совету директоров (в т.ч. решение вопроса об участии Общества в ассоциациях) или коллегиальному исполнительному органу общества (за исключением в том числе вопроса об участии общества в ассоциациях).
Таким образом, действующий закон об ООО разрешает передавать указанные полномочия совету директоров, но запрещает их передавать коллегиальному исполнительному органу. Такой запрет формально противоречит Законопроекту № 2, поскольку Законопроект № 2 не вносит изменения в абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО.
Также Законопроект №2 расширяет саму формулировку данного полномочия, включая в нее также создание ассоциаций и иных организаций, помимо принятия решения об участии в них.
Представляется, что внесение Законопроекта № 2 на рассмотрение в Госдуму РФ осуществлено в соответствии с общей тенденцией законодателя на более четкое разграничение полномочий между общим собранием, советом директоров и коллегиальным исполнительным органом, исключение противоречий между Законами об АО, об ООО и Гражданским кодексом РФ. Также, в рамках данной тенденции недавно был принят, например, Федеральный закон от 08.08.2024 № 305-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Но с учетом особенностей Законопроекта № 2, изложенных выше, мы не исключаем его корректировку во втором и третьем чтениях Государственной Думы РФ либо приостановление его рассмотрения.
Законопроект № 2 в случае его окончательного принятия вступает в силу с даты опубликования.
Авторы:
Ксения Степанищева (советник)
Владислава Кириченко (юрист)
Корпоративное право Ксения Степанищева