Законодательство

Проведены реформы аудита хозяйственных обществ, а также обращения ценных бумаг российских эмитентов на иностранных биржах

Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» информирует об актуальных законах, разработанных Правительством РФ и изменяющих порядок проведения аудиторских проверок в публичных и непубличных хозяйственных обществах. Основные нововведения:
  • освобождение непубличных обществ от проведения ежегодной аудиторской проверки;
  • запрет публичным акционерным обществам и непубличным акционерным обществам, подпадающим под обязательный аудит на основании законодательства, назначать индивидуального аудитора;
  • решение о проведении аудита в непубличных акционерных обществах будет принимать совет директоров, если он образуется;
  • определение круга лиц, имеющих право инициировать проведение аудита;
  • производится делистинг депозитарных расписок российских эмитентов на иностранных биржах;
  • Минфин РФ наделяется правом приобретать привилегированные акции российских кредитных организаций.

На официальном интернет-портале правовой информации 16.04.2022 опубликованы федеральный законы № 99-ФЗ «О внесении изменения в статью 671 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон 1») и № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон 2»), совместно именуемые далее «Законы». Законами вносятся следующие изменения:

1. Освобождение непубличных обществ от проведения ежегодной аудиторской проверки
В рамках реализации дорожной карты программы «Трансформации делового климата», утвержденной Правительством Российской Федерации в Распоряжении от 02.07.2020 № 1723-р, Законами предлагается освободить непубличные акционерные общества от обязанности проводить ежегодный обязательный аудит финансовой отчетности. Законы предусматривают такую обязанность только для публичных акционерных обществ и непубличных акционерных обществ, подпадающих под критерии для проведения обязательного аудита, например, застройщики или микрофинансовые организации. Такое нововведение существенно упростит деятельность небольших компаний, а также уменьшит их финансовую нагрузку.

До принятия Законов ежегодный обязательный аудит проводили даже те акционерные общества, которые находятся в процедурах банкротства.

При этом стоит отметить, что в соответствии с п. 1.1 Кодекса профессиональной этики аудиторов, п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в интересах кредиторов компаний и общества в целом. В таком случае в связи с отменой обязательного аудита может возникнуть конфликт интересов между компаниями и отдельными кредиторами, которые могут быть заинтересованы в результатах аудита общества. Однако, такой эффект может нивелироваться в рамках взаимоотношений хозяйственного общества и кредиторов.

II. Запрет публичным акционерным обществам и обществам, подпадающим под критерии для проведения обязательного аудита, назначать индивидуального аудитора
Законом 1 в п. 5 ст. 671 ГК РФ вносится положение, обязывающее публичные акционерные общества и непубличные общества, подпадающие под критерии для проведения обязательного аудита, привлекать для проведения аудита только аудиторские организации. Закон 2 предусматривает аналогичные изменения в п. 31 ст. 86 Закона об АО, а также в п. 2 ст. 48 Закона об ООО.

Предполагается, что только аудиторская организация сможет качественно и в относительно короткие сроки провести аудит финансовой отчетности ввиду большого объема документации и сложности производимых такими организации транзакций.

Ограничения, установленные для обязательного годового аудита публичных акционерных обществ в виде запрета его проведения индивидуальными аудиторами, могут быть оценены неоднозначно, поскольку лишают общество и его акционеров права выбора аудитора.


III. Решение о проведении аудита в непубличных акционерных обществах будет принимать совет директоров, если он образуется в обществе
Закон 2 дополняет п. 3 ст. 54 Закона об АО положением, согласно которому совет директоров, если он образуется в непубличном акционерном обществе, будет принимать решение о проведении аудиторской проверки. Однако назначение аудитора по-прежнему будет относиться к полномочиям общего собрания акционеров, если уставом не предусмотрено иное.

Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 86 Закона об АО.

IV. Установление правил о лицах, имеющих право инициировать проведение аудита
Закон 1 в абз. 2 п. 5 ст. 671 ГК РФ устанавливает порог владения акциями в 10% для предъявления акционерами требования о проведении аудита.

В абз. 2 п. 4 ст. 671 ГК РФ вносятся изменения, предоставляющие любому участнику общества с ограниченной ответственностью право предъявить требование к обществу о проведении аудита финансовой отчетности.

В соответствии с нововведениями Закона 2 в п. 3 ст. 48 Закона об ООО, оплата услуг аудитора, оказанных таким образом, осуществляется за счет участника, инициировавшего процедуру. Расходы, понесенные участником, могут быть возмещены обществом по решению общего собрания участников.

Ввиду того, что в Законе об АО не освещается вопрос о порядке оплаты услуг аудитора, полагаем, что данный вопрос будет решаться по аналогии закона, то есть расходы будет нести акционер, потребовавший проведение аудита.

V. Запрещается размещение депозитарных расписок российских эмитентов за рубежом
В соответствии со ст. 6 Закона 2 с 27.04.2022 запрещается размещение и организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.

Акции российских эмитентов не могут напрямую обращаться на иностранных биржах. До 27.04.2022 российские акции на иностранных биржах представляют депозитарные расписки.

Ранее российские эмитенты заключали договоры с зарубежными банками-депозитариями, которые и осуществляли выпуск депозитарных расписок. Теперь они обязаны до 04.05.2022 расторгнуть эти договоры и предоставить информацию о расторжении Банку России. Следует отметить, что полномочиями по расторжению договора наделяется единоличный исполнительный орган общества, при этом согласия совета директоров или общего собрания акционеров не потребуется.

После расторжения договора банк, осуществлявший эмиссию депозитарных расписок, должен уведомить держателей расписок об их делистинге. Те владельцы, которые продолжат держать расписки вплоть до делистинга, получат взамен российские акции. На получение акций российских эмитентов в результате их списания со счета депо не распространяются нормы российского законодательства:
  • О получении предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций банка;
  • О получении согласия ФАС на осуществление сделки с акциями банка;
  • О приобретении 30 и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.

Важно понимать, что данные правила распространяются только на эмитентов, зарегистрированных в России, то есть делистингу могут подлежать, например, депозитарные расписки ПАО «Газпром» или ПАО «Лукойл», но не акции Petropavlovsk PLC или TCS Group.

С 27.04.2022 в отношении акций российских эмитентов, обращение которых запрещается за рубежом вводятся следующие ограничения:
  • Запрещается их зачисление на счета депозитарных программ, открытые до 27.04.2022;
  • Учтенные на счетах депо депозитарных программ акции не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не выплачиваются дивиденды.

Тем не менее, дивиденды могут быть востребованы. Российская компания будет обязана выплатить дивиденды при соблюдении следующих условий:
  • Лицо, требующее выплаты дивидендов было держателем депозитарных расписок этой компании по состоянию на 27.04.2022;
  • Акции данного лица получены в результате погашения депозитарных расписок;
  • Требование к российской компании направлено не позднее 3-х лет c даты принятия решения о выплате дивидендов.

Стоит отметить, что Правительство РФ может разрешить дальнейшее обращение уже выпущенных расписок российских эмитентов за рубежом, в том числе, если об этом попросят сами эмитенты. Правила принятия решения о дальнейшем продолжении обращения расписок установлены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 672.

Непосредственно такое решение принимается Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – «Комиссия»).

Для получения данного разрешения российский эмитент должен до 04.05.2022 включительно направить в Минфин РФ заявление о продолжении обращения ценных бумаг за пределами РФ. Минфин РФ, в свою очередь, на следующий день после принятия заявления направляет его в профильный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность заявитель, или в Банк России.

Профильный орган или Банк России не позднее 2 рабочих дней направляют в Минфин РФ заключение по вопросу целесообразности продолжения обращения депозитарных расписок эмитента за пределами РФ.

Максимальный срок рассмотрения Комиссией заявления составляет 5 рабочих дней с даты подачи. При этом, заявление может быть рассмотрено при участии представителя заявителя или в его отсутствие.


VI. Минфин РФ наделяется правом приобретать привилегированные акции российских кредитных организаций
Для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы документ наделяет Минфин России на основании отдельных решений Правительства РФ правом приобретать за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированные акции кредитных организаций.

На приобретение таких акций не нужно будет получать предварительное или последующее согласие Банка России, а также согласие ФАС. Для сделок с такими акциями также не нужно соблюдать порядок раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах и привлекать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для определения цены размещения акций кредитной организации.

Стоит отметить, что данная мера уже применялась ранее, в августе 2014 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2014 № 839 Минфином РФ были выкуплены привилегированные акции ВТБ и Россельхозбанка на общую сумму 239,04 млрд рублей.

Вывод
Принятые Законы будут способствовать снижению финансовых и управленческих издержек непубличных акционерных обществ путем отмены обязательного аудита и передачи полномочий по принятию решений о проведении добровольного аудита от общего собрания акционеров совету директоров. Данные правила вступят в силу с 01.01.2023.
Касательно мер, ограничивающих обращение депозитарных расписок на иностранных биржах, полагаем, что Правительство РФ в большинстве случаев будет допускать возможность обращения таких расписок на Гонконгской, Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых биржах.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Владимир Блинов – Помощник юриста