16.12.2024 Совет ЕС объявил о принятии Пятнадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на противодействие обходу санкций и продление уже введенных санкционных ограничений на новый срок.
Пятнадцатый пакет санкций оформлен следующими Регламентами и Решениями Совета ЕС:
Ниже представлен подробный обзор основных положений Пятнадцатого пакета санкций ЕС.
(1) Решение Совета ЕС № 2024/3182
Решением Совета ЕС № 2024/3182, принятым 16.12.2024, был расширен санкционный список физических и юридических лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера (блокирующие санкции).
В санкционный список было включено 54 физических лица, среди которых:
Представленный список не является исчерпывающим. Санкционные ограничения также были распространены и на иных лиц, в том числе, лиц, входящих в 22-ю гвардейскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, северокорейских граждан и проч.
Кроме того, впервые в санкционный список лиц, связанных с Россией, был включен подданный Нидерландов - Niels Oscar Troost, который, согласно позиции Совета ЕС, осуществляет деятельность, направленную на торговлю сырьем (нефтью и зерном).
В санкционный список также было включено 30 юридических лиц, среди которых:
Представленный перечень не является исчерпывающим. Под санкционные ограничения попали также иные организации, в том числе иностранные.
Напомним, что в силу ст. ст. 2 Регламента Совета ЕС № 269/2014 и Решения Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP подлежат заморозке экономические активы, принадлежащие лицам, внесенным в санкционный список, а также лицам, принадлежащим подсанкционным лицам. Кроме того, устанавливается запрет на передачу экономических активов таким лицам.
(2) Регламент Совета ЕС № 2024/3189
Регламентом Совета ЕС № 2024/3189, принятым 16.12.2024, были внесены изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014, заключающиеся в установлении некоторых особенностей, связанных с возможностью разморозки активов при определенных условиях (блокирующие санкции).
·Изменения в части возможности разблокировки активов с целью их отчуждения
В соответствии с п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3189 п. “5f” ст. “6b” Регламента Совета ЕС № 269/2014 излагается в новой редакции.
Уполномоченным органам государств-членов ЕС предоставляется возможность в отступлении от ст. 2 Регламента Совета ЕС № 269/2014 в виде выдаче разрешений на разблокировку замороженных активов некоторых лиц (Ротенберг Аркадий Романович, Тимченко Геннадий Николаевич, Ротенберг Борис Романович) только после установления того, что:
·разблокировка экономических активов необходима с целью отчуждения или передачи иным образом в срок до 30.06.2025 долей в уставных капиталах организаций, зарегистрированных в юрисдикции ЕС; и
Ранее помимо Ротенберга Аркадия Романовича, Тимченко Геннадия Николаевича и Ротенберга Бориса Романовича в перечень входили Авен Петр Олегович, Фридман Михаил Маратович, Хан Герман Борисович, Кузьмичев Алексей Викторович и Кесаев Игорь Альбертович.
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3182.
В соответствии п. 2 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3189 ст. “6b” Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополняется путем включения в него п. “5j”.
В соответствии с новым п. “5j” компетентным органам государств-членов ЕС предоставляется право выдавать разрешения национальным уполномоченным депозитариям в т.ч. (Euroclear (Бельгия) и Clearstream (Нидерланды)) на разблокировку денежных средств на счетах российских финансовых организаций (Национальный расчетный депозитарий) в европейских депозитариях.
Предусмотренную возможность разблокировки денежных средств можно расценить как новый компенсаторный механизм в ответ на списание Национальным расчетным депозитарием денежных средств со счетов европейских депозитариев в Национальном расчетном депозитарии в качестве исполнения законодательных и подзаконных актов, а также решений российских судебных инстанций по требованиям российских инвесторов к европейским депозитариям.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3182.
(3) Решение Совета ЕС № 2024/3187 и Регламент Совета ЕС № 2024/3192
Решение Совета ЕС № 2024/3187 и Регламент Совета ЕС № 2024/3192, принятые 16.12.2024, оформляют изменения в секторальные санкционные ограничения.
Расширение списка организаций и морских судов – конечных пользователей товаров военного назначения
Был расширен санкционный список юридических лиц и морских судов, которые, согласно позиции Совета ЕС, являются конечными пользователями товаров военного назначения, в пользу которых не должны выдаваться разрешения уполномоченных органов на осуществление экспорта товаров двойного назначения с территории ЕС.
В список было добавлено 32 юридических лица, среди которых:
Представленный перечень не является исчерпывающим. В список были добавлены и иные юридические лица, в том числе, иностранные (юридические лица, зарегистрированные в юрисдикциях Сербии, Ирана, Китая, Индии и ОАЭ).
В санкционный список также были включены следующие морские суда:
Представленный перечень морских судов не является исчерпывающим. В список были внесены и иные морские суда.
Изъятия из секторальных санкционных ограничений для Хорватии и Чехии
В соответствии с п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в ст. “3m” Регламента Совета ЕС № 833/2014, аналогичные изменения вносятся в ст. “4o” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP в соответствии с п. 3 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187. В соответствии с указанными изменениями на срок до 05.06.2025 разрешается импорт нефтепродуктов российского происхождения на территорию Чехии через территорию других государств-членов ЕС (речь, прежде всего, идет о Словакии). Объемы нефтепродуктов российского происхождения, импортируемых в Чехию из других государств-членов ЕС, не должны превышать средние объемы нефтепродуктов, импортировавшихся в Чехию таким же способом за последние 5 лет. При этом устанавливается, что в случае обнаружения альтернативных источников поступления нефтепродуктов на территорию Чехии до 05.06.2025, изъятие прекратит свое действие.
Согласно п. 3 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187 вносятся изменения в ст. “4o” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP, в соответствии с которыми предоставляется возможность вплоть до 31.12.2025 получения лицензии-изъятия на приобретение Хорватией вакуумного газойля (CNCode 2710 19 71), происходящего из России или экспортируемого из России.
Новый ответ ЕС на «Закон Лугового»
В соответствии с действующими в России статьями Арбитражного процессуального кодекса российские суды получили исключительную компетенцию на рассмотрение споров с участием лиц, в отношении которых иностранными юрисдикциями введены ограничительные меры одностороннего характера (речь идет о ст. ст. 248, 248.1 и 248.2 АПК РФ).
Согласно п. 5 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “11c”, в соответствии с которой никакое российское судебное решение, принятое в силу ст. 248 АПК РФ и аналогичных ей, не должно признаваться, иметь юридическую силу и приводиться в исполнение в государствах-членах ЕС.
О мерах ЕС, принятых в ответ на «Закон Лугового» в рамках Четырнадцатого пакета санкций ЕС, мы также писали в предыдущем обзоре. Напомним, что в рамках Четырнадцатого пакета санкций ЕС был предусмотрен запрет на совершение сделок с лицами, подающими иски по ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ, а также компенсаторный механизм взыскания убытков в государстве-члене ЕС в размере всего присужденного подсанкционным контрагентам европейских лиц (гиперссылка – Обзор Четырнадцатого пакета санкций ЕС).
Продление санкционных ограничений и возможностей получения лицензий-изъятий
В соответствии с п. 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в подп. “d” п. 3 ст. “5aa”, п. “3a” ст. “5aa” Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается разрешение на совершение сделок, которые являются крайне необходимыми для прекращения совместного предприятия или аналогичного юридического соглашения, заключенного до 16.03.2022, с участием лиц, указанных в п. 1 ст. “5aa” Регламента Совета ЕС № 833/2014, а также сделок, необходимых для отчуждения долей, принадлежащих таким лицам, в уставных капиталах юридических лиц, зарегистрированных на территории ЕС. Речь идет о следующих лицах:
Согласно п. 6 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в п. п. 1, “1a”, 2 и “2a” ст. “12b” Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается возможность получения лицензий-изъятий на:
Аналогичные изменения внесены в ст. “4r” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP в соответствии с п. 4 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187.
Также в соответствии с п. 4 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в п. 4 ст. 11 Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается возможность для уполномоченных органов государств-членов ЕС выдавать лицензии-изъятия на удовлетворение требований российских физических или юридических лиц, вытекающих из договоров, на исполнение которых повлияли введенные санкционные ограничения ЕС.
***
Таким образом, Пятнадцатый пакет санкций ЕС направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией, лиц, использующих технологии, произведенные на территории России. Кроме того, регламент направлен на борьбу с обходом уже введенных санкционных ограничений.
Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!
Авторы:
Пятнадцатый пакет санкций оформлен следующими Регламентами и Решениями Совета ЕС:
- Регламент Совета ЕС № 2024/3189, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014.
- Регламент Совета ЕС № 2024/3192, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014.
- Решение Совета ЕС № 2024/3182, которым вносятся изменения в Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP.
- Решение Совета ЕС № 2024/3187, которым вносятся изменения в Решение Совета ЕС № 2014/512/CFSP.
Ниже представлен подробный обзор основных положений Пятнадцатого пакета санкций ЕС.
(1) Решение Совета ЕС № 2024/3182
Решением Совета ЕС № 2024/3182, принятым 16.12.2024, был расширен санкционный список физических и юридических лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера (блокирующие санкции).
В санкционный список было включено 54 физических лица, среди которых:
- Потехин Федор Федорович (генеральный директор ООО «Гумич РТК»);
- Гаврилов Александр Валерьевич (генеральный директор ООО «Гумич»);
- Кахидзе Алексей Константинович (председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии»);
- Шамалов Юрий Васильевич (генеральный директор ООО «Газпром Флот»);
- Ткаченко Николай Витальевич (генеральный директор АО «Газстройпром»);
- Нефедов Алексей Леонидович (генеральный директор АО «Роснефтефлот»);
- Бабин Павел Владимирович (генеральный директор ООО «Инвестнефтетрейд»);
- Ганин Игорь Александрович (генеральный директор ООО «Прайм Шиппинг»);
- Петушенко Вячеслав Петрович (председатель правления ГК «Автодор»);
- Точилин Павел Геннадьевич (генеральный директор АО «НПП «Аэросила»);
- Кочерга Андрей Викторович (генеральный директор ПАО «Сигнал»);
- Костин Владислав Вячеславович (генеральный директор АО «ВНИИР-Прогресс»);
- Здунов Артем Алексеевич (глава Республики Мордовия);
- Колесов Николай Александрович (генеральный директор АО «Вертолеты России»);
- Долина Лариса Александровна (российская музыкальная исполнительница);
- и проч.
Представленный список не является исчерпывающим. Санкционные ограничения также были распространены и на иных лиц, в том числе, лиц, входящих в 22-ю гвардейскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, северокорейских граждан и проч.
Кроме того, впервые в санкционный список лиц, связанных с Россией, был включен подданный Нидерландов - Niels Oscar Troost, который, согласно позиции Совета ЕС, осуществляет деятельность, направленную на торговлю сырьем (нефтью и зерном).
В санкционный список также было включено 30 юридических лиц, среди которых:
- ООО «Гумич РТК» (ОГРН: 1227700009349);
- ООО «Гумич» (ОГРН: 1187746509081);
- ООО «Инвестнефтетрейд» (ОГРН: 5157746030976);
- ООО «Прайм Шиппинг» (ОГРН: 1056317028350);
- ГК «Корпорация развития Донбасса» (ОГРН: 1229300132104);
- АО «НПП «Аэросила» (ОГРН: 1025005917023);
- АО «ОДК-Стар» (ОГРН: 1025900895712);
- ПАО «Сигнал» (ОГРН: 1022601930537);
- АО «АК «Туламашзавод» (ОГРН: 1027100507114);
- АО «ВНИИР-Прогресс» (ОГРН: 1112130013270);
- ПАО «ПИК СЗ» (ОГРН: 1027739137084);
- ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» (ОГРН: 1028600508991);
- АО «Завод «Пластмасс» (ОГРН: 1117411001388);
- ООО «Алабуга Девелопмент» (ОГРН: 1161690175338);
- ООО «Уралдронзавод» (ОГРН: 1236600057011);
- и проч.
Представленный перечень не является исчерпывающим. Под санкционные ограничения попали также иные организации, в том числе иностранные.
Напомним, что в силу ст. ст. 2 Регламента Совета ЕС № 269/2014 и Решения Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP подлежат заморозке экономические активы, принадлежащие лицам, внесенным в санкционный список, а также лицам, принадлежащим подсанкционным лицам. Кроме того, устанавливается запрет на передачу экономических активов таким лицам.
(2) Регламент Совета ЕС № 2024/3189
Регламентом Совета ЕС № 2024/3189, принятым 16.12.2024, были внесены изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014, заключающиеся в установлении некоторых особенностей, связанных с возможностью разморозки активов при определенных условиях (блокирующие санкции).
·Изменения в части возможности разблокировки активов с целью их отчуждения
В соответствии с п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3189 п. “5f” ст. “6b” Регламента Совета ЕС № 269/2014 излагается в новой редакции.
Уполномоченным органам государств-членов ЕС предоставляется возможность в отступлении от ст. 2 Регламента Совета ЕС № 269/2014 в виде выдаче разрешений на разблокировку замороженных активов некоторых лиц (Ротенберг Аркадий Романович, Тимченко Геннадий Николаевич, Ротенберг Борис Романович) только после установления того, что:
·разблокировка экономических активов необходима с целью отчуждения или передачи иным образом в срок до 30.06.2025 долей в уставных капиталах организаций, зарегистрированных в юрисдикции ЕС; и
- доходы от отчуждения или передачи иным образом таких долей участия будут заблокированы.
Ранее помимо Ротенберга Аркадия Романовича, Тимченко Геннадия Николаевича и Ротенберга Бориса Романовича в перечень входили Авен Петр Олегович, Фридман Михаил Маратович, Хан Герман Борисович, Кузьмичев Алексей Викторович и Кесаев Игорь Альбертович.
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3182.
- Разблокировка денежных средств национальными депозитариями
В соответствии п. 2 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3189 ст. “6b” Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополняется путем включения в него п. “5j”.
В соответствии с новым п. “5j” компетентным органам государств-членов ЕС предоставляется право выдавать разрешения национальным уполномоченным депозитариям в т.ч. (Euroclear (Бельгия) и Clearstream (Нидерланды)) на разблокировку денежных средств на счетах российских финансовых организаций (Национальный расчетный депозитарий) в европейских депозитариях.
Предусмотренную возможность разблокировки денежных средств можно расценить как новый компенсаторный механизм в ответ на списание Национальным расчетным депозитарием денежных средств со счетов европейских депозитариев в Национальном расчетном депозитарии в качестве исполнения законодательных и подзаконных актов, а также решений российских судебных инстанций по требованиям российских инвесторов к европейским депозитариям.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3182.
(3) Решение Совета ЕС № 2024/3187 и Регламент Совета ЕС № 2024/3192
Решение Совета ЕС № 2024/3187 и Регламент Совета ЕС № 2024/3192, принятые 16.12.2024, оформляют изменения в секторальные санкционные ограничения.
Расширение списка организаций и морских судов – конечных пользователей товаров военного назначения
Был расширен санкционный список юридических лиц и морских судов, которые, согласно позиции Совета ЕС, являются конечными пользователями товаров военного назначения, в пользу которых не должны выдаваться разрешения уполномоченных органов на осуществление экспорта товаров двойного назначения с территории ЕС.
В список было добавлено 32 юридических лица, среди которых:
- ООО Предприятие Остек (ОГРН: 5147746169951), а также ООО «Остек-АртТул» (ОГРН: 5147746189036), ООО «Остек-Эк» (ОГРН: 5147746189070), ООО «Остек-Электро» (ОГРН: 5147746324754), ООО «Остек-Этк» (ОГРН: 5147746189058), ООО «Остек-Интегра» (ОГРН: 1117746929717), ООО «Остек-СМТ» (ОГРН: 5147746189047), ООО «Остек-СТ» (ОГРН: 1097746369820), ООО «Остек-Тест» (ОГРН: 5147746189025) и ООО «Остек-Умные технологии» (ОГРН: 1227700665994);
- ООО «Мистраль» (ОГРН: 5147746031087);
- АО «Балтийская промышленная компания» (ОГРН: 1037800041773);
- ООО «Компания «АМГ» (ОГРН: 1147746889531);
- ООО «Рустакт» (ОГРН: 1227700094160);
- ООО «Внешэкостиль» (ОГРН: 1167746423382);
- и проч.
Представленный перечень не является исчерпывающим. В список были добавлены и иные юридические лица, в том числе, иностранные (юридические лица, зарегистрированные в юрисдикциях Сербии, Ирана, Китая, Индии и ОАЭ).
В санкционный список также были включены следующие морские суда:
- M/V Angara (рег. номер: 9179842);
- Saam FSU (рег. номер: 9915090);
- Koryak FSU (рег. номер: 9915105);
- Lady R (рег. номер: 9161003);
- Maia-1 (рег. номер: 9358010);
- Audax (рег. номер: 9763837);
- Pugnax (рег. номер: 9763849);
- Hunter Star (рег. номер: 9830769);
- и проч.
Представленный перечень морских судов не является исчерпывающим. В список были внесены и иные морские суда.
Изъятия из секторальных санкционных ограничений для Хорватии и Чехии
В соответствии с п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в ст. “3m” Регламента Совета ЕС № 833/2014, аналогичные изменения вносятся в ст. “4o” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP в соответствии с п. 3 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187. В соответствии с указанными изменениями на срок до 05.06.2025 разрешается импорт нефтепродуктов российского происхождения на территорию Чехии через территорию других государств-членов ЕС (речь, прежде всего, идет о Словакии). Объемы нефтепродуктов российского происхождения, импортируемых в Чехию из других государств-членов ЕС, не должны превышать средние объемы нефтепродуктов, импортировавшихся в Чехию таким же способом за последние 5 лет. При этом устанавливается, что в случае обнаружения альтернативных источников поступления нефтепродуктов на территорию Чехии до 05.06.2025, изъятие прекратит свое действие.
Согласно п. 3 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187 вносятся изменения в ст. “4o” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP, в соответствии с которыми предоставляется возможность вплоть до 31.12.2025 получения лицензии-изъятия на приобретение Хорватией вакуумного газойля (CNCode 2710 19 71), происходящего из России или экспортируемого из России.
Новый ответ ЕС на «Закон Лугового»
В соответствии с действующими в России статьями Арбитражного процессуального кодекса российские суды получили исключительную компетенцию на рассмотрение споров с участием лиц, в отношении которых иностранными юрисдикциями введены ограничительные меры одностороннего характера (речь идет о ст. ст. 248, 248.1 и 248.2 АПК РФ).
Согласно п. 5 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “11c”, в соответствии с которой никакое российское судебное решение, принятое в силу ст. 248 АПК РФ и аналогичных ей, не должно признаваться, иметь юридическую силу и приводиться в исполнение в государствах-членах ЕС.
О мерах ЕС, принятых в ответ на «Закон Лугового» в рамках Четырнадцатого пакета санкций ЕС, мы также писали в предыдущем обзоре. Напомним, что в рамках Четырнадцатого пакета санкций ЕС был предусмотрен запрет на совершение сделок с лицами, подающими иски по ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ, а также компенсаторный механизм взыскания убытков в государстве-члене ЕС в размере всего присужденного подсанкционным контрагентам европейских лиц (гиперссылка – Обзор Четырнадцатого пакета санкций ЕС).
Продление санкционных ограничений и возможностей получения лицензий-изъятий
В соответствии с п. 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в подп. “d” п. 3 ст. “5aa”, п. “3a” ст. “5aa” Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается разрешение на совершение сделок, которые являются крайне необходимыми для прекращения совместного предприятия или аналогичного юридического соглашения, заключенного до 16.03.2022, с участием лиц, указанных в п. 1 ст. “5aa” Регламента Совета ЕС № 833/2014, а также сделок, необходимых для отчуждения долей, принадлежащих таким лицам, в уставных капиталах юридических лиц, зарегистрированных на территории ЕС. Речь идет о следующих лицах:
- ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОГРН: 1067759884598);
- АО «НПК «Уралвагонзавод» (ОГРН: 1086623002190);
- ПАО «НК «Роснефть» (ОГРН: 1027700043502);
- ПАО «Транснефть» (ОГРН: 1027700049486);
- ПАО «Газпром нефть» (ОГРН: 1025501701686);
- АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (ОГРН: 1027739001993);
- ПАО «Камаз» (ОГРН: 1021602013971);
- ГК «Ростех» (ОГРН: 1077799030847);
- АО «ПО «Севмаш» (ОГРН: 1082902001401);
- ПАО «Совкомфлот» (ОГРН: 1027739028712);
- АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОГРН: 1079847085966);
- ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (ОГРН: 1027809210330);
- Банк «ВБРР» (АО) (ОГРН: 1027739186914);
- АО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» (ОГРН: 1027718000221, ликвидировано),
- а также лица, в уставных капиталах которых перечисленные выше лица владеют долей в размере более 50%.
Согласно п. 6 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в п. п. 1, “1a”, 2 и “2a” ст. “12b” Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается возможность получения лицензий-изъятий на:
- совершение сделок с некоторыми товарами и технологиями, перечисленными в Приложениях II, VII, X, XI, XVI, XVIII, XX, XXIII к Регламенту Совета ЕС № 833/2014, в случае если совершение таких сделок необходимо для вывода активов из России или для прекращения предпринимательской деятельности в России;
- совершение сделок с некоторыми товарами и технологиями, перечисленными в Приложении II к Регламенту Совета ЕС № 833/2014, в случае если совершение таких сделок необходимо для выхода из совместного предприятия, учрежденного до 24.02.2022 с участием российских лиц в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, эксплуатирующего инфраструктуру газопровода между Россией и третьими странами;
- совершение сделок с некоторыми товарами и технологиями, перечисленными в Приложениях XVII и XXI к Регламенту Совета ЕС № 833/2014, в случае если совершение таких сделок необходимо для вывода активов из России или для прекращения предпринимательской деятельности в России;
- оказание услуг, предоставление которых запрещено в силу ст. “5n” Регламента Совета ЕС № 833/2014 (услуги по бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому консультированию, бизнес-консультированию и проч.).
Аналогичные изменения внесены в ст. “4r” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP в соответствии с п. 4 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187.
Также в соответствии с п. 4 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в п. 4 ст. 11 Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается возможность для уполномоченных органов государств-членов ЕС выдавать лицензии-изъятия на удовлетворение требований российских физических или юридических лиц, вытекающих из договоров, на исполнение которых повлияли введенные санкционные ограничения ЕС.
***
Таким образом, Пятнадцатый пакет санкций ЕС направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией, лиц, использующих технологии, произведенные на территории России. Кроме того, регламент направлен на борьбу с обходом уже введенных санкционных ограничений.
Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!
Авторы:
- Ксения Степанищева (советник)
- Павел Кусмаев (юрист)