Санкции

ПЯТНАДЦАТЫЙ ПАКЕТ САНКЦИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (16.12.2024)

2024-12-19 17:58
16.12.2024 Совет ЕС объявил о принятии Пятнадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на противодействие обходу санкций и продление уже введенных санкционных ограничений на новый срок.

Пятнадцатый пакет санкций оформлен следующими Регламентами и Решениями Совета ЕС:


Ниже представлен подробный обзор основных положений Пятнадцатого пакета санкций ЕС.

(1) Решение Совета ЕС № 2024/3182

Решением Совета ЕС № 2024/3182, принятым 16.12.2024, был расширен санкционный список физических и юридических лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера (блокирующие санкции).

В санкционный список было включено 54 физических лица, среди которых:

  • Потехин Федор Федорович (генеральный директор ООО «Гумич РТК»);
  • Гаврилов Александр Валерьевич (генеральный директор ООО «Гумич»);
  • Кахидзе Алексей Константинович (председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии»);
  • Шамалов Юрий Васильевич (генеральный директор ООО «Газпром Флот»);
  • Ткаченко Николай Витальевич (генеральный директор АО «Газстройпром»);
  • Нефедов Алексей Леонидович (генеральный директор АО «Роснефтефлот»);
  • Бабин Павел Владимирович (генеральный директор ООО «Инвестнефтетрейд»);
  • Ганин Игорь Александрович (генеральный директор ООО «Прайм Шиппинг»);
  • Петушенко Вячеслав Петрович (председатель правления ГК «Автодор»);
  • Точилин Павел Геннадьевич (генеральный директор АО «НПП «Аэросила»);
  • Кочерга Андрей Викторович (генеральный директор ПАО «Сигнал»);
  • Костин Владислав Вячеславович (генеральный директор АО «ВНИИР-Прогресс»);
  • Здунов Артем Алексеевич (глава Республики Мордовия);
  • Колесов Николай Александрович (генеральный директор АО «Вертолеты России»);
  • Долина Лариса Александровна (российская музыкальная исполнительница);
  • и проч.

Представленный список не является исчерпывающим. Санкционные ограничения также были распространены и на иных лиц, в том числе, лиц, входящих в 22-ю гвардейскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, северокорейских граждан и проч.

Кроме того, впервые в санкционный список лиц, связанных с Россией, был включен подданный Нидерландов - Niels Oscar Troost, который, согласно позиции Совета ЕС, осуществляет деятельность, направленную на торговлю сырьем (нефтью и зерном).

В санкционный список также было включено 30 юридических лиц, среди которых:

  • ООО «Гумич РТК» (ОГРН: 1227700009349);
  • ООО «Гумич» (ОГРН: 1187746509081);
  • ООО «Инвестнефтетрейд» (ОГРН: 5157746030976);
  • ООО «Прайм Шиппинг» (ОГРН: 1056317028350);
  • ГК «Корпорация развития Донбасса» (ОГРН: 1229300132104);
  • АО «НПП «Аэросила» (ОГРН: 1025005917023);
  • АО «ОДК-Стар» (ОГРН: 1025900895712);
  • ПАО «Сигнал» (ОГРН: 1022601930537);
  • АО «АК «Туламашзавод» (ОГРН: 1027100507114);
  • АО «ВНИИР-Прогресс» (ОГРН: 1112130013270);
  • ПАО «ПИК СЗ» (ОГРН: 1027739137084);
  • ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» (ОГРН: 1028600508991);
  • АО «Завод «Пластмасс» (ОГРН: 1117411001388);
  • ООО «Алабуга Девелопмент» (ОГРН: 1161690175338);
  • ООО «Уралдронзавод» (ОГРН: 1236600057011);
  • и проч.

Представленный перечень не является исчерпывающим. Под санкционные ограничения попали также иные организации, в том числе иностранные.

Напомним, что в силу ст. ст. 2 Регламента Совета ЕС № 269/2014 и Решения Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP подлежат заморозке экономические активы, принадлежащие лицам, внесенным в санкционный список, а также лицам, принадлежащим подсанкционным лицам. Кроме того, устанавливается запрет на передачу экономических активов таким лицам.

(2) Регламент Совета ЕС № 2024/3189

Регламентом Совета ЕС № 2024/3189, принятым 16.12.2024, были внесены изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014, заключающиеся в установлении некоторых особенностей, связанных с возможностью разморозки активов при определенных условиях (блокирующие санкции).

·Изменения в части возможности разблокировки активов с целью их отчуждения

В соответствии с п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3189 п. “5f” ст. “6b” Регламента Совета ЕС № 269/2014 излагается в новой редакции.

Уполномоченным органам государств-членов ЕС предоставляется возможность в отступлении от ст. 2 Регламента Совета ЕС № 269/2014 в виде выдаче разрешений на разблокировку замороженных активов некоторых лиц (Ротенберг Аркадий Романович, Тимченко Геннадий Николаевич, Ротенберг Борис Романович) только после установления того, что:

·разблокировка экономических активов необходима с целью отчуждения или передачи иным образом в срок до 30.06.2025 долей в уставных капиталах организаций, зарегистрированных в юрисдикции ЕС; и

  • доходы от отчуждения или передачи иным образом таких долей участия будут заблокированы.

Ранее помимо Ротенберга Аркадия Романовича, Тимченко Геннадия Николаевича и Ротенберга Бориса Романовича в перечень входили Авен Петр Олегович, Фридман Михаил Маратович, Хан Герман Борисович, Кузьмичев Алексей Викторович и Кесаев Игорь Альбертович.

Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3182.

  • Разблокировка денежных средств национальными депозитариями

В соответствии п. 2 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3189 ст. “6b” Регламента Совета ЕС № 269/2014 дополняется путем включения в него п. “5j”.

В соответствии с новым п. “5j” компетентным органам государств-членов ЕС предоставляется право выдавать разрешения национальным уполномоченным депозитариям в т.ч. (Euroclear (Бельгия) и Clearstream (Нидерланды)) на разблокировку денежных средств на счетах российских финансовых организаций (Национальный расчетный депозитарий) в европейских депозитариях.

Предусмотренную возможность разблокировки денежных средств можно расценить как новый компенсаторный механизм в ответ на списание Национальным расчетным депозитарием денежных средств со счетов европейских депозитариев в Национальном расчетном депозитарии в качестве исполнения законодательных и подзаконных актов, а также решений российских судебных инстанций по требованиям российских инвесторов к европейским депозитариям.

Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3182.

(3) Решение Совета ЕС № 2024/3187 и Регламент Совета ЕС № 2024/3192

Решение Совета ЕС № 2024/3187 и Регламент Совета ЕС № 2024/3192, принятые 16.12.2024, оформляют изменения в секторальные санкционные ограничения.

Расширение списка организаций и морских судов – конечных пользователей товаров военного назначения

Был расширен санкционный список юридических лиц и морских судов, которые, согласно позиции Совета ЕС, являются конечными пользователями товаров военного назначения, в пользу которых не должны выдаваться разрешения уполномоченных органов на осуществление экспорта товаров двойного назначения с территории ЕС.

В список было добавлено 32 юридических лица, среди которых:

  • ООО Предприятие Остек (ОГРН: 5147746169951), а также ООО «Остек-АртТул» (ОГРН: 5147746189036), ООО «Остек-Эк» (ОГРН: 5147746189070), ООО «Остек-Электро» (ОГРН: 5147746324754), ООО «Остек-Этк» (ОГРН: 5147746189058), ООО «Остек-Интегра» (ОГРН: 1117746929717), ООО «Остек-СМТ» (ОГРН: 5147746189047), ООО «Остек-СТ» (ОГРН: 1097746369820), ООО «Остек-Тест» (ОГРН: 5147746189025) и ООО «Остек-Умные технологии» (ОГРН: 1227700665994);
  • ООО «Мистраль» (ОГРН: 5147746031087);
  • АО «Балтийская промышленная компания» (ОГРН: 1037800041773);
  • ООО «Компания «АМГ» (ОГРН: 1147746889531);
  • ООО «Рустакт» (ОГРН: 1227700094160);
  • ООО «Внешэкостиль» (ОГРН: 1167746423382);
  • и проч.

Представленный перечень не является исчерпывающим. В список были добавлены и иные юридические лица, в том числе, иностранные (юридические лица, зарегистрированные в юрисдикциях Сербии, Ирана, Китая, Индии и ОАЭ).

В санкционный список также были включены следующие морские суда:

  • M/V Angara (рег. номер: 9179842);
  • Saam FSU (рег. номер: 9915090);
  • Koryak FSU (рег. номер: 9915105);
  • Lady R (рег. номер: 9161003);
  • Maia-1 (рег. номер: 9358010);
  • Audax (рег. номер: 9763837);
  • Pugnax (рег. номер: 9763849);
  • Hunter Star (рег. номер: 9830769);
  • и проч.

Представленный перечень морских судов не является исчерпывающим. В список были внесены и иные морские суда.

Изъятия из секторальных санкционных ограничений для Хорватии и Чехии

В соответствии с п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в ст. “3m” Регламента Совета ЕС № 833/2014, аналогичные изменения вносятся в ст. “4o” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP в соответствии с п. 3 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187. В соответствии с указанными изменениями на срок до 05.06.2025 разрешается импорт нефтепродуктов российского происхождения на территорию Чехии через территорию других государств-членов ЕС (речь, прежде всего, идет о Словакии). Объемы нефтепродуктов российского происхождения, импортируемых в Чехию из других государств-членов ЕС, не должны превышать средние объемы нефтепродуктов, импортировавшихся в Чехию таким же способом за последние 5 лет. При этом устанавливается, что в случае обнаружения альтернативных источников поступления нефтепродуктов на территорию Чехии до 05.06.2025, изъятие прекратит свое действие.

Согласно п. 3 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187 вносятся изменения в ст. “4o” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP, в соответствии с которыми предоставляется возможность вплоть до 31.12.2025 получения лицензии-изъятия на приобретение Хорватией вакуумного газойля (CNCode 2710 19 71), происходящего из России или экспортируемого из России.

Новый ответ ЕС на «Закон Лугового»

В соответствии с действующими в России статьями Арбитражного процессуального кодекса российские суды получили исключительную компетенцию на рассмотрение споров с участием лиц, в отношении которых иностранными юрисдикциями введены ограничительные меры одностороннего характера (речь идет о ст. ст. 248, 248.1 и 248.2 АПК РФ).

Согласно п. 5 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 Регламент Совета ЕС № 833/2014 дополняется новой ст. “11c”, в соответствии с которой никакое российское судебное решение, принятое в силу ст. 248 АПК РФ и аналогичных ей, не должно признаваться, иметь юридическую силу и приводиться в исполнение в государствах-членах ЕС.

О мерах ЕС, принятых в ответ на «Закон Лугового» в рамках Четырнадцатого пакета санкций ЕС, мы также писали в предыдущем обзоре. Напомним, что в рамках Четырнадцатого пакета санкций ЕС был предусмотрен запрет на совершение сделок с лицами, подающими иски по ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ, а также компенсаторный механизм взыскания убытков в государстве-члене ЕС в размере всего присужденного подсанкционным контрагентам европейских лиц (гиперссылка – Обзор Четырнадцатого пакета санкций ЕС).

Продление санкционных ограничений и возможностей получения лицензий-изъятий

В соответствии с п. 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в подп. “d” п. 3 ст. “5aa”, п. “3a” ст. “5aa” Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается разрешение на совершение сделок, которые являются крайне необходимыми для прекращения совместного предприятия или аналогичного юридического соглашения, заключенного до 16.03.2022, с участием лиц, указанных в п. 1 ст. “5aa” Регламента Совета ЕС № 833/2014, а также сделок, необходимых для отчуждения долей, принадлежащих таким лицам, в уставных капиталах юридических лиц, зарегистрированных на территории ЕС. Речь идет о следующих лицах:

  • ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОГРН: 1067759884598);
  • АО «НПК «Уралвагонзавод» (ОГРН: 1086623002190);
  • ПАО «НК «Роснефть» (ОГРН: 1027700043502);
  • ПАО «Транснефть» (ОГРН: 1027700049486);
  • ПАО «Газпром нефть» (ОГРН: 1025501701686);
  • АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (ОГРН: 1027739001993);
  • ПАО «Камаз» (ОГРН: 1021602013971);
  • ГК «Ростех» (ОГРН: 1077799030847);
  • АО «ПО «Севмаш» (ОГРН: 1082902001401);
  • ПАО «Совкомфлот» (ОГРН: 1027739028712);
  • АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОГРН: 1079847085966);
  • ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (ОГРН: 1027809210330);
  • Банк «ВБРР» (АО) (ОГРН: 1027739186914);
  • АО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» (ОГРН: 1027718000221, ликвидировано),
  • а также лица, в уставных капиталах которых перечисленные выше лица владеют долей в размере более 50%.

Согласно п. 6 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в п. п. 1, “1a”, 2 и “2a” ст. “12b” Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается возможность получения лицензий-изъятий на:

  • совершение сделок с некоторыми товарами и технологиями, перечисленными в Приложениях II, VII, X, XI, XVI, XVIII, XX, XXIII к Регламенту Совета ЕС № 833/2014, в случае если совершение таких сделок необходимо для вывода активов из России или для прекращения предпринимательской деятельности в России;
  • совершение сделок с некоторыми товарами и технологиями, перечисленными в Приложении II к Регламенту Совета ЕС № 833/2014, в случае если совершение таких сделок необходимо для выхода из совместного предприятия, учрежденного до 24.02.2022 с участием российских лиц в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, эксплуатирующего инфраструктуру газопровода между Россией и третьими странами;
  • совершение сделок с некоторыми товарами и технологиями, перечисленными в Приложениях XVII и XXI к Регламенту Совета ЕС № 833/2014, в случае если совершение таких сделок необходимо для вывода активов из России или для прекращения предпринимательской деятельности в России;
  • оказание услуг, предоставление которых запрещено в силу ст. “5n” Регламента Совета ЕС № 833/2014 (услуги по бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому консультированию, бизнес-консультированию и проч.).

Аналогичные изменения внесены в ст. “4r” Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP в соответствии с п. 4 ст. 1 Решения Совета ЕС № 2024/3187.

Также в соответствии с п. 4 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2024/3192 вносятся изменения в п. 4 ст. 11 Регламента Совета ЕС № 833/2014, в соответствии с которыми на срок до 31.12.2025 продлевается возможность для уполномоченных органов государств-членов ЕС выдавать лицензии-изъятия на удовлетворение требований российских физических или юридических лиц, вытекающих из договоров, на исполнение которых повлияли введенные санкционные ограничения ЕС.

***

Таким образом, Пятнадцатый пакет санкций ЕС направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией, лиц, использующих технологии, произведенные на территории России. Кроме того, регламент направлен на борьбу с обходом уже введенных санкционных ограничений.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!

Авторы:
  • Ксения Степанищева (советник)
  • Павел Кусмаев (юрист)
Европейский союз