A. Торговые санкции, включая эмбарго:
- запрет импорта, экспорта, передачи, перемещения, предоставления или приобретения товаров и технологий;
- запрет предоставления или закупки услуг, связанных с этими товарами и технологиями;
- запрет предоставления или закупки иных нефинансовых услуг;
B. Финансовые санкции:
- арест активов определённых лиц, указанных в санкционном списке;
- ограничение на инвестирование определённым лицам на территории Великобритании;
C. Санкции, касающиеся возможности перемещения по территории Великобритании определённых лиц, указанных в санкционном списке:
- запрет на въезд на территорию Великобритании;
- запрет на пребывание на территории Великобритании;
- запрет на получение виз для пребывания в Великобритании;
- аннулирование разрешения на пребывание в Великобритании и выдворение из Королевства;
D. Санкции в отношении воздушных и морских судов, включая запрет полётов и швартовок:
- запрет на полёты над Великобританией;
- запрет на швартование в портах Великобритании;
- задержание морских и воздушных судов.
Финансовые санкционные списки Великобритании см.: https://www.gov.uk/government/publications/financial-sanctions-ukraine-sovereignty-and-territorial-integrity.
Список лиц, в том числе российских, в отношении которых применяются санкции в виде ареста активов см.: https://www.gov.uk/government/publications/financial-sanctions-consolidated-list-of-targets/consolidated-list-of-targets.
Положения о санкциях предусматривают исключения и лицензии для установленных ограничений при определённых обстоятельствах. Отличие исключения от лицензии заключается в том, что исключение применяется автоматически, и лицу не требуется получать отдельное разрешение на определённые виды деятельности. Для получения лицензии лицам, занимающимся деятельностью, попавшей под санкции, необходимо подавать заявки для получения разрешений в зависимости от категории санкций (Department for International Trade, Office of Financial Sanctions Implementation (OFSI) in HM Treasury, Home office, Department for Transport).
Санкционные меры также предусматривают:
1. Запрет на совершение операций с ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, если они имеют срок погашения более 30 дней и были выпущены после 01 марта 2022 года, для следующих организаций:
- организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством Великобритании, находящиеся под контролем ПАО Сбербанк, АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ, ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Уралвагонзавод», ПАО «Роснефть», ПАО «Транснефть», ПАО «Газпром нефть»;
- юридические лица, действующие по поручению вышеизложенных организаций,
- лица, связанные с Правительством РФ в соответствии с пунктом 7 Регулирования (см.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/123/regulation/3/made),
- предприятия, принадлежащие таким лицам, либо действующие от имени или по указанию таких лиц. (См.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/194/regulation/5/made).
2. Запрет на совершение сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, эмитированными Правительством РФ после 1 марта 2022 года. (См.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/194/regulation/5/made).
3. Запрет на предоставление займов сроком погашения более 30 дней с вышеуказанными лицами. (См.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/194/regulation/6/made).
4. Запрет на осуществление корреспондентских операций с банками, попавшими в санкционные списки, запрет на предоставление финансовых услуг, в том числе услуг страхования, банковского дела, по переводу денежных средств, запрет на оказание брокерских услуг кредитным и некредитным финансовым организациям Великобритании. (См.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/194/regulation/7/made).
5. Запрет на торговлю с РФ в отношении следующих товаров:
- военные товары и военные технологии (как указано в Приложении 2 к Приказу об экспортном контроле 2008 года (см.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2008/3231/schedule/2));
- любой товар, подпадающий под действие главы 93 Таблицы классификации товаров (см.: https://www.gov.uk/government/publications/reference-document-for-the-customs-tariff-establishment-eu-exit-regulations-2020);
- предоставление технической помощи, вооруженного персонала, финансовых услуг или средств либо связанных с ними посреднических услуг, если такое предоставление позволяет или облегчает ведение военных действий;
- товары и технологии «двойного назначения» (в соответствии с Приложением I к Регламенту Совета ЕС № 428/2009 от 5 мая 2009 года (см.: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32009R0428#d1e32-12-1));
- товары и технологии для особо важных отраслей (как указано в Приложении 2А к Регулированию (см.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/195/schedule/made));
- товары энергетического назначения (как указано в части 2 Приложения 3 к Регулированию (см.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2019/855/schedule/3/made);
- услуги, связанные с энергетикой;
- товары из Крыма;
- товары, связанные с инфраструктурой (как указано в части 3 Приложения 3 к Регулированию (см.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2019/855/schedule/3/made);
- услуги, относящиеся к соответствующему сектору инфраструктуры в Крыму;
- услуги, связанные с туризмом в Крыму. (См.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/195/regulation/3/made)
Особенности указанного запрета на торговлю с РФ:
- запрет на экспорт товаров в Россию означает, что даже если пунктом назначения поставки товара является не Россия, а конечный получатель будет находиться в России, то такое ограничение продолжает действовать. Аналогичный запрет установлен в отношении Республики Крым. То есть британские экспортёры должны проверять, куда в дальнейшем поступают их товары или услуги, даже если формально операция не попадает под запрет;
- запрет на импорт товаров из России аналогично вышеуказанному по экспорту, который означает, что импортёр должен удостовериться, что товар или услуга первоначально поставляется не из России;
- запрет на предоставление услуг по поставке товаров из России в иные государства, а также из иных государств в Россию;
- запрет на передачу технологий на территорию РФ или лицам, связанным с РФ. Запрет касается передачи технологий любым образом, включая устное общение или передачу вещей, на которых записана соответствующая информация;
- запрет на оказание технической поддержки предполагает, что ограничена любая техническая помощь, связанная с ремонтом, обслуживанием, разработкой и поддержкой.
6. Запрет российским кораблям на заход в порты Великобритании, отказ в регистрации судов в Великобритании санкционным лицам, а также право английских властей задерживать российские корабли в портах или на якорных стоянках. (См.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/203/regulation/6/made).
Таким образом, несмотря на то, что в Лондоне сконцентрировано большое количество российского бизнеса, введённые в отношении России санкции соответствуют общему санкционному курсу ЕС и США, направленному на создание существенных препятствий для развития российской экономики, а также ограничений в отношении ряда крупнейших российских предпринимателей.
Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Кристина Севеева – Юрист