Санкции

Европейский союз

08 апреля 2022 г. был официально опубликован пятый пакет санкций ЕС.
В рамках данного пакета были приняты:
- Регламент Совета ЕС № 2022/580 от 08 апреля 2022 г.;
- Регламент Совета ЕС № 2022/581 от 08 апреля 2022 г.;
- Регламент Совета ЕС № 2022/576 от 08 апреля 2022 г.

1. Регламент Совета ЕС № 2022/580 (см.:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.L_.2022.110.01.0001.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2022%3A110%3ATOC) предусматривает возможности для изъятия из ранее введенных ограничительных мер, в том числе, заморозки активов в соответствии с Регламентом Совета ЕС № 269/2014. В частности, Регламент Совета ЕС № 2022/580 предусматривает случаи, при которых возможно снятие  заморозки активов по решению компетентных органов государств-членов. Например, освобождению из-под ареста могут подлежать средства, направленные на счета дипломатических миссий, консульских учреждений или международных организаций, для их использования в официальных целях. Помимо этого, уполномоченные органы государств-членов вправе освободить средства, предназначенные лицу из санкционного списка, если это необходимо для продажи или передачи в срок до 09 октября 2022 г. имущественных прав в юридическом лице, учрежденном в ЕС, если данные имущественные права прямо или косвенно находятся в собственности лица из санкционного списка согласно Регламенту Совета ЕС № 269/2014, а также при условии, что доходы от такой продажи будут заморожены. Таким образом, ЕС по сути разрешает провести сделку и сменить правовой титул, но не позволяет российскому лицу из санкционного списка получить доход от реализации имущественного права.

2. В то же время пятый пакет санкций ЕС существенно расширил и сам санкционный список, дополнив его рядом российских граждан и российскими организациями. Согласно Регламенту Совета ЕС № 2022/581 от 08 апреля 2022 г. (см.: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.L_.2022.110.01.0003.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2022%3A110%3ATOC) в данный список, помимо судостроительных (Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»), оборонных (АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение») и машиностроительных предприятий, вошли такие кредитные организации, как ПАО Банк «ФК Открытие», АО АКБ «Новикомбанк», ПАО «Совкомбанк», ПАО «ВТБ 24». В общей сложности список пополнили 18 компаний и 216 физических лиц.

3. Наиболее объемным является Регламент Совета ЕС № 2022/576 от 08 апреля 2022 г. ( см.: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.L_.2022.111.01.0001.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2022%3A111%3ATOC), который внес ряд существенных изменений в Регламент совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 г.



Экспортно-импортные ограничения
Вводится запрет на продажу, поставку, экспорт прямо или косвенно следующих товаров и технологий, какому-либо физическому или юридическому лицу в России, а также для использования в России:
  • которые могут быть использованы в нефтепереработке, а также при сжижении природного газа согласно Приложению 10 к Регламенту № 833/2014;
  • которые могут быть использованы в авиационной или комической отрасли в соответствии с Приложением 11 к Регламенту 833/2014, равно как авиационное топливо и присадки в топливо в соответствии с Приложением 20 к Регламенту № 833/2014 (добавлено Регламентом Совета ЕС № 2022/576).


Регламент Совета ЕС № 2022/576 от 08 апреля 2022 г. также закрывает доступ для судов под российским флагом в порты на территории ЕС начиная с 16 апреля 2022 г., причем данное ограничение распространяется на российские суда, которые сменили свой флаг или место регистрации на любое иное после 24 февраля 2022 г. Под судном в данном контексте понимается, в том числе, транспортное средство, которое является кораблем в соответствии с международным соглашением; яхты длиной от 15 метров, не перевозящие груз и не перевозящие более 12 пассажиров; прогулочные суда в соответствии с Директивой (2013/53/EU). Исключения составляют заход судов в европейские порты в гуманитарных целях, для закупки фармацевтической продукции, продуктов питания, ископаемых видов топлива и пр.

Вводится запрет на приобретение, импорт, передачу прямо или косвенно следующих товаров, произведенных в России или поставляемых в ЕС из России:
  • согласно перечню из Приложения 21 к Регламенту № 833/2014, добавленному Регламентом Совета ЕС № 2022/576 и включающему ряд морепродуктов (ракообразные, икру), а также портландцемент, шлаковые цементы, фенолы, циклические углероды, хлорид калия, дерево и изделия из дерева, серебро, определенные виды стекла и др.);
  • уголь, бурый уголь, кокс, деготь, торф и иные виды твердого ископаемого топлива в соответствии в соответствии с Приложением 22 к Регламенту № 833/2014, добавленном Регламентом Совета ЕС № 2022/576;
  • ряд товаров согласно Приложению 23 к Регламенту № 833/2014 (лампочки, растения, в т.ч. розы, доломит, слюдяной порошок, лакокрасочные материалы, фото- и кинопленка, материалы для аппретирования, шерстяная пряжа, гидравлические приводы, печи, водород, азот, кислород, мел, силикон, окись этилена, ацетон и многие другие товары, в т.ч. химические вещества согласно перечню).

Совет ЕС также запрещает организациям, осуществляющим деятельность в сфере дорожных перевозок, учрежденным в России, транспортировку товаров через территорию ЕС, в том числе транзитом. Данный запрет не распространяется на транспортировку в качестве почтового сервиса, а также транспортировки транзитом через ЕС между Россией и Калининградской областью.



Ограничение на оказание финансовых услуг
Раннее для граждан России был введен запрет на открытие вкладов на сумму свыше 100 000 евро, в соответствии с Регламентом Совета ЕС № 2022/576 также запрещено оказывать услуги по открытию кошельков для криптовалюты, услуги по хранению российским физическим и юридическим лицам, если сумма криптоактивов превышает 10 000 евро.
Еще одно изменение, вводимое Регламентом Совета ЕС № 2022/576, состоит в том, что ранее Регламентом Совета ЕС № 269/2014 был введен запрет на передачу российским физическим и юридическим лицам банкнот, деноминированных в евро, с вступлением в силу Регламента Совета ЕС № 2022/576 запрещена также продажа банкнот в любой другой официальной валюте государства-члена ЕС российским резидентам.
Дополнительно запрещено продолжать исполнение по государственным контрактам и договорам концессии, если они подпадают под директивы ЕС о государственных закупках (Директива 2009/81/EC, Директива 2014/24/EU и Директива 2014/23/EU). Запрещено оказывать услуги по регистрации, предоставлению юридического адреса, а также услуги по управлению, созданию трастовых фондов или иных структур, выгодоприобретателем в которой являются:
  • граждане России, а также лица, постоянно проживающие в России;
  • юридические лица, зарегистрированные в России
  • юридические лица, в которых более 50% участия принадлежит российским лицам либо подконтрольным им российским лицам,
  • физические и юридические лица, действующие от имени или по указанию всех вышеперечисленных лиц.

Таким образом, Совет ЕС в основном идет по пути расширения ранее введенных мер (увеличение санкционных списков, расширения перечня товаров, запрещенных для импорта/экспорта). Новшеством является распространение ограничительных мер не только на российских граждан, но и на лиц, постоянно проживающих в России.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Екатерина Почтарева – Младший юрист
Европейский союз