После вступления в силу ряда новых нормативных актов в сфере государственной регистрации, произойдут следующие изменения:
- будет дополнен перечень сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- общества с ограниченной ответственностью смогут действовать на основании типовых уставов;
- установлены случаи, когда регистрирующий орган самостоятельно вносит сведения в указанные реестры;
- срок представления сведений об изменениях в регистрирующий орган увеличивается с трех до семи рабочих дней;
- будет изменен порядок подачи документов для государственной регистрации, правила взаимодействия с территориальными органами ФНС при направлении документов для государственной регистрации.
1. Дополняется перечень сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Федеральный закон от 29.06.2015 № 210 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» был опубликован 01 июля 2015 г. и внес изменения в ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации»). Согласно данным изменениям ЕГРЮЛ дополнительно должен содержать сведения:
- о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале;
- о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций).
27 октября 2020 г. опубликован Федеральный закон от 27.10.2020 № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – «Закон № 350»). Закон № 350 вступает в силу с 26 апреля 2021 г. и вносит изменения в ФЗ «О государственной регистрации» в части cодержания ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также порядка ведения данных реестров.
В соответствии с Законом № 350 ЕГРЮЛ будет дополнен следующими сведениями:
- о наименовании юридического лица на иностранном языке или на одном из языков народов Российской Федерации;
- о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью (в отношении общества с ограниченной ответственностью);
- о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведениями о таком участнике.
2. Общества с ограниченной ответственностью смогут действовать на основании типовых уставов
Федеральным законом от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» для обществ с ограниченной ответственностью была предусмотрена возможность действовать на основании типового устава. При этом в соответствии с указанным законом общество обязано сообщить в регистрирующий орган о том, что оно действует на основании типового устава, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Приказ Министерства экономического развития РФ утвердил 36 типовых уставов. Приказ ФНС № ЕД-7-14/617@ также предоставляет возможность обществам с ограниченной ответственностью не разрабатывать индивидуальный устав, а действовать на основании типового. Так как данный приказ вступил в силу, заявитель будет указывать номер типового устава в форме Р11001 (один из тридцати шести, разработанных Минэкономразвития), в соответствии с которым общество будет осуществлять свою деятельность.
Таким образом, в результате принятия Приказа ФНС № ЕД-7-14/617@, вступившего в силу 25 ноября 2020 г., ЕГРЮЛ был дополнен рядом новых сведений:
- о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале либо предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций);
- о том, что общество с ограниченной ответственностью действует на основании типового устава;
- о наименовании юридического лица на иностранном языке или на одном из языков народов Российской Федерации;
- о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью (в отношении общества с ограниченной ответственностью);
- о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике.
Далее, Закон № 350 предусматривает изменения и в самом порядке ведения ЕГРЮЛ. Так, с 26 апреля 2021 г. регистрирующий орган обязан будет самостоятельно (без участия заявителей) вносить в ЕГРЮЛ некоторые сведения, в том числе:
¾ при создании юридического лица – сведения о его организационно-правовой форме юридического лица в соответствии с классификатором организационно-правовых форм[1];
¾ сведения о способе создания юридического лица при внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании (в том числе путем реорганизации) юридического лица;
¾ сведения о правопреемстве при внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица путем реорганизации, прекращении юридического лица путем реорганизации, а также в отношении юридического лица, продолжающего деятельность в результате реорганизации;
- изменения в сведения о наименовании юридического лица в составе сведений об иных юридических лицах, где такое юридическое лицо является участником, лицом, имеющим право действовать без доверенности, либо держателем реестра акционеров при изменении наименования юридического лица;
- сведения о дате государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также о дате и способе прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Еще одним новшеством Закона № 350 является увеличение срока, в течение которого юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны сообщать об изменении сведений, содержащихся в соответствующем реестре (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Согласно ФЗ «О государственной регистрации» данный срок составляет три рабочих дня, Закон № 350 продлевает его до семи рабочих дней со дня изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. То есть после вступления в силу Закона № 350, а именно начиная с 26 апреля 2021 г. для подачи документов в регистрирующий орган у организации будет семь дней после принятия решения, изменяющего информацию в ЕГРЮЛ.
5. Изменен порядок подачи документов для государственной регистрации, правила взаимодействия с территориальными органами ФНС при направлении документов для государственной регистрации.
Значительные изменения в процедуре совершения регистрационных действий предусматривает Приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@ «Об утверждении Порядка взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов», вступивший в силу 25 ноября 2020 г.
Ранее законодательством уже была предусмотрена возможность подачи документов, связанных с государственной регистрацией, не напрямую в территориальные органы ФНС России, а через посредников (нотариусов, через единый портал государственных и муниципальных услуг[2]). Указанный приказ уточняет процедуру взаимодействия между данными посредниками, устанавливая, что участниками взаимодействия с территориальными органами ФНС являются также многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Уточнен перечень документов, которыми участники взаимодействия с территориальными органами ФНС обмениваются друг с другом в ходе такого взаимодействия. Дополнительно в данный список включены:
- уведомление о реорганизации юридического лица;
- документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в соответствии со ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации»;
- документы, представляемые для регистрации в соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации»;
- уведомление о ликвидации юридического лица;
- документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации»;
- документы, представляемые при регистрации прекращения унитарного предприятия, а также государственного и муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в соответствии со ст. 21.2 ФЗ «О государственной регистрации»;
- документы, представляемые для внесения изменений в сведения ЕГРИП в соответствии со ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации»;
- документы, представляемые при прекращении лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 22.3 ФЗ «О государственной регистрации».
- заявителем - с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте ФНС России, или мобильного приложения, или единого портала государственных и муниципальных услуг;
- нотариусом - с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте ФНС России, или с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенной к ней единой информационной системы нотариата;
- многофункциональным центром - с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Все вышеперечисленные изменения следует оценивать позитивно, поскольку они направлены на упрощение совершения регистрационных действий, в первую очередь, для заявителей. Заявители как участники гражданского оборота получат доступ к большему объему сведений о своих контрагентах, у них появится больше времени для уведомления об изменениях и новые возможности подачи заявлений в регистрирующие органы. Рассмотренные законодательные новеллы призваны сделать регистрационный процесс менее трудозатратным для заявителей.
Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Екатерина Почтарева – Младший Юрист
[1] «ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм», утвержден Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст
[2] https://www.gosuslugi.ru/legal-entity
[3] https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/el_usl/