Санкции

9-й пакет санкций ЕС

16.12.2022 был принят и опубликован 9-й пакет санкций ЕС, который включает в себя ряд нормативно-правовых актов, ужесточающих санкционное регулирование в отношении российских юридических и физических лиц и отдельных отраслей экономики.

Указанный пакет включает в себя следующие регламенты:

- Регламент Совета ЕС № 2022/2474, вносящий изменения в Регламент Совета № ЕС 833/2014;

- Регламент Совета ЕС № 2022/2475, вносящий изменения в Регламент Совета № ЕС 269/2014;

- Регламент Совета ЕС № 2022/2476, вносящий изменения в Регламент Совета № ЕС 269/2014.

Регламенты, в свою очередь, предусматривают следующие меры:

  • полный запрет на приобретение долей участия в российских энергетических и горнодобывающих компаниях;
  • ограничение на открытие и ведение депозитных счетов;
  • запрет на телевещание ряда российских каналов;
  • экспортные ограничения;
  • санкционные послабления для сельскохозяйственной отрасли;
  • включение новых лиц в санкционные списки.

I. Регламент Совета ЕС № 2022/2474

1. Расширяются ограничения на инвестиции в российскую экономику. В частности, запрещаются следующие операции в отношении российских энергетических и горнодобывающих компаний:

  • приобретение долей (или увеличение существующих долей) в уставных капиталах компаний;
  • предоставление займов (кредитов) и иного финансирования;
  • создание совместных предприятий с любым юридическим лицом, осуществляющим энергетическую деятельность на территории РФ;
  • предоставление инвестиционных услуг.

2. Приостанавливается действие лицензий на вещание российских каналов НТВ, «Россия-1», РЕН ТВ и «Первого канала».

3. Европейские банки обязаны не позднее 27.05.2023 отчитаться и далее на ежегодной основе будут обязаны отчитываться о депозитах в размере, превышающем 100 тыс. евро, открытых юридическим лицам, организациям и учреждениям, зарегистрированным за пределами ЕС, которые подконтрольны гражданам РФ или физическими лицам, проживающим в России.

4. Вводятся запреты на следующие услуги для Правительства РФ, юридических лиц, организаций и учреждений, зарегистрированных в России:

  • предоставление рекламных услуг;
  • услуг по исследованию рынка и опросу общественного мнения;
  • услуг по тестированию продукции и техническому контролю.

5. Под запрет экспорта в РФ попадают следующие товары:

  • беспилотники;
  • авиационные двигатели и авиатопливо;
  • тормозные колонки для авиа- и космического оборудования;
  • полуфабрикаты из чугуна или нелегированной стали;
  • прутки из железа или нелегированной стали, горячекатаные, в рулонах с неправильной намоткой;
  • вазелин и др.

6. Под запрет импорта из РФ c 30.09.2023 (и далее поэтапно) попадает следующая продукция из металла:

  • полуфабрикаты из железа или нелегированной стали;
  • прутки и стержни из железа или нелегированной стали, горячекатаные, в мотках с неравномерной намоткой;
  • проволока из нержавеющей стали;
  • трубы, трубки и полые профили из чугуна и др.

7. Предусматриваются изъятия из ограничительных мер, в частности:

  • До 16.05.2023 допускается импорт в ЕС российского метанола;
  • Допускается на основании отдельного разрешения уполномоченных органов Болгарии продажа странам-членам ЕС и третьим странам российской нефти, поставленной в Болгарию согласно изъятию из общего запрета. При этом, Болгарии разрешается экспортировать переработанные продукты из российской нефти (ежегодный экспорт не должен превышать среднегодовой экспорт таких продуктов за последние 5 лет);
  • Допускается импорт в ЕС СПГ в целях обеспечения безопасности поставок сжиженного природного газа с обязательной отчетностью для операторов.

8. В санкционный список в соответствии с Решением Совета ЕС № 2022/2478 внесены 168 российских компаний оборонно-промышленного комплекса, в том числе:

  • АО «Калашников»;
  • ПАО «Императорский Тульский оружейный завод»;
  • АО «Адмиралтейские верфи» и др.

Отдельно в санкционный список внесено АО «Всероссийский банк развития регионов».

II. Регламент Совета ЕС № 2022/2475

1. Российским подсанкционным лицам разрешается пользоваться размороженными в порядке исключения средствами или активами, если такие ресурсы необходимы для обеспечения поставок российских сельхозтоваров и удобрений в третьи страны.

Такая разморозка будет возможна в отдельных случаях и для каждой отдельной транзакции по поставке удобрений или продовольствия по решению компетентных органов страны члена ЕС, заморозившей средства. Причем страна будет обязана в двухнедельный срок проинформировать о таком решении остальных членов ЕС.

2. Аналогичное послабление может применяться и к физическим лицам.

III. Регламент Совета ЕС № 2022/2476

В санкционный список ЕС внесены 141 гражданин РФ и 49 юридических лиц, в том числе:

  • Елена Осипова, Сергей Брилка, Дмитрий Василенко, Арсен Каноков (члены Совета Федерации);
  • все судьи Конституционного Суда РФ;
  • ПАО «Московский кредитный банк»; АО «Дальневосточный банк»; Политические партии «Единая Россия», «Новые люди», «Справедливая Россия»; Роскомнадзор и др.

19.12.2022 страны-члены ЕС также установили «потолок цен», который будет запускать механизм определения и корректировки цены на природный газ на биржевых торгах (Title Transfer Facility) для сделок с деривативами сроком в 1 месяц, 3 месяца или год вперед, а именно необходимо одновременное достижение следующих условий:

  • превышение отметки в 180 евро / МВтч в течение 3 рабочих дней;
  • превышение более чем на 35 евро цены на сжиженный природный газ, установленной в качестве базовой на мировых рынках, в течение 3 рабочих дней.

Мониторинг цен с 01.02.2023 на постоянной ежедневной основе будет осуществлять Агентство по сотрудничеству регулирующих органов по энергетике (ACER), которое должно опубликовать соответствующее уведомление о превышении «потолка цен» на своем сайте.

Сделки, превышающие указанный «потолок цен», будут запрещены в течение 20 рабочих дней с даты применения механизма (за исключением случаев, если применение ограничения приведет к возникновению энергетических угроз для ЕС). Механизм корректировки цены также может быть отменен в случае, если в течение 3 рабочих дней подряд цена на природный газ не превысит 145 евро / МВтч.

Таким образом, власти ЕС продолжают осуществление политики по распространению ограничений как на целые отрасли российской экономики, так и на отдельных лиц.

Авторы: Кристина Севеева, Владимир Блинов.