Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

ПОСЛЕДНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА

ПОСЛЕДНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ИЗМЕНЕНИЯ

В ОБЛАСТИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА


КА г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» информирует об актуальных законопроектах и нормативных актах в области корпоративного права:
  • Законопроект об отмене обязательного аудита в непубличных акционерных обществах;
  • Законопроект о проведении общих собраний акционеров в дистанционной форме без определения места их проведения;
  • Рекомендации Банка России по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в ПАО.

Законопроект об отмене обязательного аудита

в непубличных акционерных обществах

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован законопроект № 02/04/10-20/00109210 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее – «Законопроект № 1»).
В п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – «Закон об АО») вносятся изменения, согласно которым на годовом собрании акционеров должен решаться вопрос о назначении аудиторской организации только:
  1. при наличии у АО обязанности по проведению обязательного аудита; или
  2. при принятии обществом решения о проведении аудита.
Совет директоров непубличного АО при подготовке к проведению общего собрания акционеров принимает решение о рекомендациях общему собранию акционеров необходимости или отсутствию необходимости проведения аудита. Правовая природа данных рекомендаций совета директоров из Законопроекта № 1 пока не ясна. Означает ли отсутствие таких рекомендаций невозможность проведения аудита по аналогии с рекомендациями совета директоров по размеру дивиденда по акциям? На наш взгляд, исходя из существа законодательного регулирования деятельности непубличных АО и характера вносимых изменений следует, что акционеры при принятии решения о необходимости проведения аудита не связаны решением совета директоров.
В п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» включаются новые основания для проведения обязательного аудита. Обязательный аудит, в том числе, проводится:
  1. если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента включается в проспект ценных бумаг;
  2. если в уставном капитале акционерного общества присутствует доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Также меняется основание для проведения обязательного аудита, указанное в подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: вместо основания «если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества» будет указано: «если организация имеет организационно-правовую форму публичного акционерного общества». То есть в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» вносятся корреспондирующие поправки, направленные на отмену обязательного аудита в непубличных акционерных обществах.
Необходимо учитывать, что данные изменения коснутся в основном небольших, а также холдинговых акционерных обществ. Согласно подп. 4 (подп. 6 в редакции Законопроекта № 1) статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» организация подлежит обязательному аудиту, если объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. Также не отменяются иные основания для проведения обязательного аудита, указанные в данной статье.
Принятие Законопроекта № 1 позволит акционерам самостоятельно определять необходимость проведения аудита при наличии на то практических потребностей. Последнее отражает существо непубличного акционерного общества, в котором акционеры обладают большой долей саморегулирования и автономии при определении внутренних отношений между собой. При этом Законопроект № 1 создает гарантии прозрачности деятельности АО с государственным (муниципальным) участием за счет введения правил об обязательном аудите таких АО. Равным образом, инвесторов на финансовом рынке защищает норма об обязательном аудите отчетности эмитентов при регистрации проспекта ценных бумаг.
Законопроект № 1 в настоящее время не внесен в Государственную Думу и находится на стадии публичного обсуждения.

Законопроект о проведении общих собраний акционеров

в дистанционной форме без определения места их проведения

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован законопроект № 02/04/09-20/00107789 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в части создания возможности проведения общих собраний акционеров в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным ‎на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения» (далее – «Законопроект № 2»).
В п. 11 ст. 49 Закона об АО в редакции Законопроекта № 2 допускается проведение общего собрания акционеров путем совместного дистанционного присутствия. При этом место проведения общего собрания в дистанционной форме не определяется, а совместное очное присутствие акционеров не предполагается.
В силу п. 1.1 ст. 52 Закона об АО в редакции Законопроекта № 2 предусматривается возможность уведомления акционеров о проведении общего собрания путем направления «регистрируемых писем». Под данными регистрируемыми письмами понимаются «письма, принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату с подтверждением факта вручения». Требования к таким сообщениям должно установить Минкомсвязи России. Вероятно, данные регистрируемые письма будут подлежать особой защите с целью фиксации надлежащего волеизъявления акционеров.
Согласно п. 2 ст. 52 Закона об АО в реакции Законопроекта № 2 в сообщении о проведении дистанционного общего собрания указываются сведения об информационных и коммуникационных технологиях, при помощи которых обеспечивается возможность совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений, но не место проведения общего собрания.
Ознакомление с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может осуществляться в сети Интернет (п. 2 ст. 52 Закона об АО в редакции Законопроекта № 2).
Проведение собрания в дистанционной форме предполагается осуществлять с учетом следующих особенностей:
  • для выражения своего волеизъявления акционеры вправе направить заполненные бюллетени на адрес электронной почты и (или) заполнить электронную форму бюллетеня на сайте общества;
  • функции счётной комиссии всегда осуществляет регистратор общества;
  • голосование осуществляется только бюллетенями.
Законопроект № 2 направлен на решение ключевой проблемы проведения дистанционных общих собраний акционеров (в т.ч. с использованием информационных технологий) – такие собрания в настоящее время не могут проводиться полностью в дистанционной форме, т.к. акционеры в любом случае вправе принять участие в общем собрании акционеров очно.
В условиях ухудшения эпидемиологической ситуации многие акционерные общества, особенно публичные, столкнулись с фактической невозможностью проведения дистанционных собраний из-за ограничительных санитарно-эпидемиологических мер. Последнее связано с тем, что проведение собрания с использованием информационных технологий в действующем регулировании в любом случае не лишает акционера его права присутствовать на очном собрании, т.е. дистанционному проведению в реальности препятствовало наличие акционеров в конкретном обществе, не готовых поддержать указанный формат проведения.
Таким образом, Законопроект № 2 предполагает, что акционеры могут быть в электронной форме извещены о проведении общего собрания акционеров, ознакомиться с повесткой дня и материалами в электронной форме и проголосовать дистанционно, а не являться лично в определенное место для участия в общем собрании.
Законопроект № 2 в настоящее время не внесен в Государственную Дума и находится на стадии публичного обсуждения.

Рекомендации Банка России по организации управления рисками,

внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета

совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в ПАО

Банком России опубликовано Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 № ИН-06-28/143 «О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах» (далее – «Рекомендации»).
Данные рекомендации приняты в связи с тем, что:
1. с 01.09.2018 в публичных акционерных обществах должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль (п. 1 ст. 87.1 Закона об АО);
2. с 01.01.2021 в публичных акционерных обществах должен осуществляться внутренний аудит (п. 2 ст. 87.1 Закона об АО, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»);
3. с 01.01.2021 в публичных акционерных обществах должен быть сформирован комитет совета директоров по аудиту (п. 3 ст. 64 Закона об АО, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»).
У публичных акционерных обществ было немногим более 2-х лет для формирования комитета совета директоров по аудиту и подготовки процедур для осуществления внутреннего аудита (с учетом переноса срока на 1 год Федеральным законом от 07.04.2020 № 115-ФЗ (ст. 10)).
В связи с скорым вступлением положений об осуществлении внутреннего аудита и формирования комитета совета директоров по аудиту в силу Банк России подготовил Рекомендации на основе кодекса корпоративного управления (утв. Письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463), методических рекомендаций и международных актов (в том числе документов ОЭСР).
Рекомендации содержат положения о компонентах управления рисками и внутреннего контроля, положения о риск-культуре и риск-аппетите, отдельные рекомендации для холдинговых организаций, обязанности и порядок осуществления деятельности внутреннего аудитора, роль, цели, задачи и формирование комитета по аудиту.
Следовательно, детализированные Рекомендации Банка России позволят публичным акционерным обществам разработать соответствующие процедуры или модернизировать их с целью соблюдения требований в части управления рисками и внутреннего контроля, внутреннего аудита и создания комитета совета директоров по аудиту.
Таким образом, принятие Законопроекта № 1 и Законопроекта № 2 позволит упростить деятельность многих корпораций. Принятые Рекомендации призваны дать руководящие разъяснения для ПАО при осуществлении внутреннего аудита и создании комитета совета директоров по аудиту, что должно повысить качество корпоративного управления публичных обществ.

Авторы:

Ксения Степанищева – Советник

Сергей Трущин – Юрист

Key news Ксения Степанищева Сергей Трущин Аналитика 2020