СЕМНАДЦАТЫЙ ПАКЕТ САНКЦИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (20.05.2025)
20.05.2025 Совет ЕС объявил о принятии Семнадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на противодействие обходу санкций.
Семнадцатый пакет санкций оформлен следующими актами:
Ниже представлен подробный обзор основных положений Семнадцатого пакета санкций ЕС.
(1)Регламент Совета ЕС № 2025/933
Регламент Совета ЕС № 2025/933 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 269/2014, оформляющего блокирующие санкционные ограничения.
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/389 в санкционный список было внесено 17 физических и 58 юридических лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, ответственны за действия, угрожающие территориальной целостности Украины.
В санкционный список были включены следующие физические лица:
В санкционный список также были внесены и иные физические лица.
Помимо физических лиц санкционный список был расширен путем добавления в него 58 юридических лиц.
В санкционный список были включены следующие юридические лица:
В санкционный список также были включены и иные юридические лица, в том числе английские и китайские, деятельность которых, согласно позиции Совета ЕС, связана с обходом санкций в отношении России.
(2)Регламент Совета ЕС № 2025/932
Регламент Совета ЕС № 2025/932 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 833/2014, оформляющего секторальные санкционные ограничения.
Регламентом Совета ЕС № 2025/932 обновляется содержание приложений IV, VII, XXIX, XLII Регламента Совета ЕС № 833/2014.
Приложение IV – Список лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, являются частью военно-промышленного комплекса России
Данный список был расширен путем добавления в него:
Перечень не является исчерпывающим, в него были добавлены и иные лица.
Уполномоченные органы государств-членов ЕС не вправе выдавать разрешения (derogations) на поставку товаров двойного-назначения в пользу таких лиц ни при каких обстоятельствах.
Приложение VII – Перечень товаров и технологий, которые могут способствовать военно-промышленному развитию России
Данный перечень был скорректирован и изложен в новой редакции.
Приложение XXIX – Перечень изъятий из запрета на транспортировку, техническую помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовую помощь, связанные с такой транспортировкой, в третьи страны
В частности, на срок до 28.06.2026 было продлено изъятие на транспортировку судном в Японию, техническую помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовую помощь, связанные с такой транспортировкой, сырой нефти, подпадающей под CN 270900, смешанной с конденсатом, добываемой в рамках российского проекта «Сахалин-2».
Приложение XLII – Перечень морских судов, которые, согласно позиции Совета ЕС, задействованы в обходе санкционных ограничений, введенных в отношении России
Указанный перечень был дополнен путем включения в него 188 новых морских судов.
В частности, в перечень были включены следующие морские суда:
Напомним, что включение морских судов в названный перечень приводит к ограничением для таких морских судов на пользование морскими портами и территориальными водами государств-членов ЕС.
(3)Регламент Совета ЕС № 2025/958
Регламент Совета ЕС № 2025/958 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 2024/1485, оформляющего санкционные ограничения в отношении лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, вовлечены во внутренние репрессии в России.
В санкционный список были добавлены следующие лица:
Внесение в санкционный список названных лиц приводит к блокировке их активов, установлению запрета на посещение территорий государств-членов ЕС, запрета на оказание таким лицам различных услуг, а также иным последствиям.
(4)Регламент Совета ЕС № 2025/959
Регламент Совета ЕС № 2025/959 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 2018/1542, оформляющего санкционные ограничения против применения и распространения химического оружия.
Так, в санкционный список лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, вовлечены в деятельность, связанную с производством химического оружия, были включены:
Внесение указанных лиц в санкционный список приводит к блокировке их активов.
(5)Регламент Совета ЕС № 2025/964
Регламент Совета ЕС № 2025/964 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 2024/2642. Регламент вносит значительные изменения и, фактически, устанавливает новые экономические и информационные ограничения в отношении России.
Так, Регламент Совета ЕС № 2024/2642 дополняется следующими статьями:
Статья “1a”
Согласно данной статье лицам из ЕС запрещается прямо или косвенно быть стороной любой сделки, предметом которой являются такие материальные активы, как морские и воздушные суда, объекты недвижимости, морские порты, аэропорты, элементы цифровых коммуникационных систем и проч., указанные в приложении III к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642 (к настоящему моменту приложение III не наполнено такими объектами).
Кроме того, устанавливаются признаки, приводящие к включению таких материальных активов в приложение III:
Устанавливается, что запреты не будут применяться к ситуациям, связанным с необходимостью предоставления гуманитарной помощи, защиты жизни и здоровья человека, защиты окружающей среды.
Кроме того, предоставляется возможность получить разрешение (derogation) от уполномоченного государственного органа государства-члена ЕС на совершение подобных сделок.
Статья “1b”
Согласно данной статье лицам из ЕС запрещается прямо или косвенно быть стороной любой сделки, другой стороной которой является:
Запрет не распространяется на сделки, которые:
Статья не предусматривает возможность получения разрешения на совершение указанных сделок (derogation).
Статья “1c”
Согласно данной статье операторам из ЕС запрещается транслировать, любым образом способствовать трансляции любого контента лиц, указанных в приложении V к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642, в том числе посредством распространения контента посредством кабельного, спутникового телевидения, интернет-ресурсов и электронных приложений (к настоящему моменту в приложении V не содержится лиц).
Кроме того, с момента вступления в силу указанной статьи приостанавливается действие любой лицензии на вещание, выданной лицам, указанным в приложении V к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642.
Устанавливается запрет на рекламу продуктов и услуг лиц, указанных в приложении V к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642.
Статья не предусматривает возможность получения разрешения на совершение указанных операций (derogation).
(6)Регламент Совета ЕС № 2025/965
Регламент Совета ЕС № 2025/965 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 2024/2642.
В частности, расширяется перечень физических и юридических лиц в приложении I к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642.
В санкционный список были включены следующие физические лица:
В санкционный список также были включены следующие юридические лица:
Напомним, что основаниями для включения в указанный перечень являются:
Включение лиц в указанный санкционный список приводит к заморозке всех их денежных средств и экономических ресурсов.
***
Таким образом, Семнадцатый пакет санкций ЕС направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией, лиц, использующих технологии, произведенные на территории России.
Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!
Ксения Степанищева (советник)
Павел Кусмаев (юрист)
20.05.2025 Совет ЕС объявил о принятии Семнадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет включает в себя расширение списков подсанкционных лиц, направлен на противодействие обходу санкций.
Семнадцатый пакет санкций оформлен следующими актами:
- Регламент Совета ЕС № 2025/933, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014.
- Регламент Совета ЕС № 2025/932, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014.
- Регламент Совета ЕС № 2025/958, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 2024/1485.
- Регламент Совета ЕС № 2025/959, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 2018/1542.
- Регламент Совета ЕС № 2025/964, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 2024/2642.
- Регламент Совета ЕС № 2025/965, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС № 2024/2642.
Ниже представлен подробный обзор основных положений Семнадцатого пакета санкций ЕС.
(1)Регламент Совета ЕС № 2025/933
Регламент Совета ЕС № 2025/933 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 269/2014, оформляющего блокирующие санкционные ограничения.
Согласно Регламенту Совета ЕС № 2025/389 в санкционный список было внесено 17 физических и 58 юридических лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, ответственны за действия, угрожающие территориальной целостности Украины.
В санкционный список были включены следующие физические лица:
- Вязников Алексей Николаевич (генеральный директор АО «ЦНИИ «Электрон»);
- Шашков Алексей Алексеевич (генеральный директор АО «НИИ космического приборостроения);
- Лобаев Николай Евгеньевич (участник ООО «Торговый дом «Лобаев Армс»);
- Лобаева Елена Анатольевна (участник ООО «Конструкторское бюро интегрированных систем»);
- Жернов Николай Константинович (директор ООО «Аэрофрегат»);
- Кузякин Дмитрий Васильевич (участник ООО «Центр комплексных беспилотных решений»);
- Кужель Владислав Владимирович (участник ООО «Московская оружейная компания»);
- и др.
В санкционный список также были внесены и иные физические лица.
Помимо физических лиц санкционный список был расширен путем добавления в него 58 юридических лиц.
В санкционный список были включены следующие юридические лица:
- АО «НИИ космического приборостроения» (ОГРН: 1207700173581);
- ООО «Конструкторское бюро интегрированных систем» (ОГРН: 1037703022158);
- ООО «Торговый дом «Лобаев Армс» (ОГРН: 1164027059382);
- ООО «Стан» (ОГРН: 1097746813010);
- АО «Соединитель» (ОГРН: 1027400875149);
- АО «Волга-Флот» (ОГРН: 1025203016717);
- АО «41 Центральный завод» (ОГРН: 1095027006722);
- АО «Эйрбург» (ОГРН: 1216600040194);
- АО «Электротяга» (ОГРН: 1027802718437);
- и др.
В санкционный список также были включены и иные юридические лица, в том числе английские и китайские, деятельность которых, согласно позиции Совета ЕС, связана с обходом санкций в отношении России.
(2)Регламент Совета ЕС № 2025/932
Регламент Совета ЕС № 2025/932 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 833/2014, оформляющего секторальные санкционные ограничения.
Регламентом Совета ЕС № 2025/932 обновляется содержание приложений IV, VII, XXIX, XLII Регламента Совета ЕС № 833/2014.
Приложение IV – Список лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, являются частью военно-промышленного комплекса России
Данный список был расширен путем добавления в него:
- АО «НПФ «Диполь» (ОГРН: 1027802497656);
- ООО «Геоскан» (ОГРН: 1077847632818);
- ООО УК «Радиоэлектронный технопарк РВ-1» (ОГРН: 1210200025650);
- АО «Стратим» (ОГРН: 1237700447324);
- АО «Стратим-Тех» (ОГРН: 1237700601490);
- ООО «Стратим» (ОГРН: 1245200009075);
- ООО «Алабуга машинери» (ОГРН: 1221600079623);
- ООО «Геомирагро» (ОГРН: 1225000034313);
- ООО «Радиолайн» (ОГРН: 1117746143228);
- ООО «НПО «Ростар» (ОГРН: 1021606953070);
- и др.
Перечень не является исчерпывающим, в него были добавлены и иные лица.
Уполномоченные органы государств-членов ЕС не вправе выдавать разрешения (derogations) на поставку товаров двойного-назначения в пользу таких лиц ни при каких обстоятельствах.
Приложение VII – Перечень товаров и технологий, которые могут способствовать военно-промышленному развитию России
Данный перечень был скорректирован и изложен в новой редакции.
Приложение XXIX – Перечень изъятий из запрета на транспортировку, техническую помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовую помощь, связанные с такой транспортировкой, в третьи страны
В частности, на срок до 28.06.2026 было продлено изъятие на транспортировку судном в Японию, техническую помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовую помощь, связанные с такой транспортировкой, сырой нефти, подпадающей под CN 270900, смешанной с конденсатом, добываемой в рамках российского проекта «Сахалин-2».
Приложение XLII – Перечень морских судов, которые, согласно позиции Совета ЕС, задействованы в обходе санкционных ограничений, введенных в отношении России
Указанный перечень был дополнен путем включения в него 188 новых морских судов.
В частности, в перечень были включены следующие морские суда:
- Mitzel (рег. номер: 9233741);
- NanFeng Zhi Xing (рег. номер: 9934498);
- Tong Yuan (рег. номер: 9638197);
- Ocean 28 (рег. номер: 1021570);
- Vladimir Asenyev (рег. номер: 9901025);
- и др.
Напомним, что включение морских судов в названный перечень приводит к ограничением для таких морских судов на пользование морскими портами и территориальными водами государств-членов ЕС.
(3)Регламент Совета ЕС № 2025/958
Регламент Совета ЕС № 2025/958 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 2024/1485, оформляющего санкционные ограничения в отношении лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, вовлечены во внутренние репрессии в России.
В санкционный список были добавлены следующие лица:
- Менделеева Олеся Анатольевна (судья Мещанского районного суда г. Москвы);
- Баландина Ольга Владимировна (судья Советского городского суда Калининградской области);
- Журавлева Светлана Федоровна (старший помощник Мещанского межрайонного прокурора г. Москвы);
- Харламов Алексей Сергеевич (председатель Московского областного суда);
- Молитвина Татьяна Александровна (судья Московского городского суда);
- Петрова Татьяна Анатольевна (экс-заместитель председателя ВС РФ);
- Богданов Сергей Владимирович (прокурор);
- Фролова Екатерина Сергеевна (прокурор);
- и др.
Внесение в санкционный список названных лиц приводит к блокировке их активов, установлению запрета на посещение территорий государств-членов ЕС, запрета на оказание таким лицам различных услуг, а также иным последствиям.
(4)Регламент Совета ЕС № 2025/959
Регламент Совета ЕС № 2025/959 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 2018/1542, оформляющего санкционные ограничения против применения и распространения химического оружия.
Так, в санкционный список лиц, которые, согласно позиции Совета ЕС, вовлечены в деятельность, связанную с производством химического оружия, были включены:
- Войсковая часть 52688 (ОГРН: 1037739635890, организация ликвидирована);
- ФГБУ «27 ЦНИИ» Минобороны России (ОГРН: 1067761727505);
- ФГБУ «33 ЦНИИИ» Минобороны России (ОГРН: 1056404108001).
Внесение указанных лиц в санкционный список приводит к блокировке их активов.
(5)Регламент Совета ЕС № 2025/964
Регламент Совета ЕС № 2025/964 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 2024/2642. Регламент вносит значительные изменения и, фактически, устанавливает новые экономические и информационные ограничения в отношении России.
Так, Регламент Совета ЕС № 2024/2642 дополняется следующими статьями:
Статья “1a”
Согласно данной статье лицам из ЕС запрещается прямо или косвенно быть стороной любой сделки, предметом которой являются такие материальные активы, как морские и воздушные суда, объекты недвижимости, морские порты, аэропорты, элементы цифровых коммуникационных систем и проч., указанные в приложении III к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642 (к настоящему моменту приложение III не наполнено такими объектами).
Кроме того, устанавливаются признаки, приводящие к включению таких материальных активов в приложение III:
- активы, которые, согласно позиции Совета ЕС, используются в деятельности дестабилизирующего характера, создающей угрозу или наносящей ущерб критически важной инфраструктуре, в том числе подводным лодкам;
- активы, которые, согласно позиции Совета ЕС, используются в деятельности дестабилизирующего характера, нарушающей национальные европейские и международные нормы воздушного, морского и наземного транспорта;
- активы, которые, согласно позиции Совета ЕС, используются в деятельности дестабилизирующего характера, включая шпионаж и слежку, транспортировку оружия или военной техники и персонала, манипулирование информацией;
- активы, которые, согласно позиции Совета ЕС, принадлежат, зафрахтованы, управляются лицами, указанными в приложении I к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642, либо же иным образом использующиеся от имени, по поручению таких лиц либо в их интересе.
Устанавливается, что запреты не будут применяться к ситуациям, связанным с необходимостью предоставления гуманитарной помощи, защиты жизни и здоровья человека, защиты окружающей среды.
Кроме того, предоставляется возможность получить разрешение (derogation) от уполномоченного государственного органа государства-члена ЕС на совершение подобных сделок.
Статья “1b”
Согласно данной статье лицам из ЕС запрещается прямо или косвенно быть стороной любой сделки, другой стороной которой является:
- лицо, являющееся кредитной или финансовой организацией, предоставляющее услуги по использованию криптоактивов, а также способствующее обращению криптоактивов;
- лицо, оказывающее техническую и оперативную помощь лицам, участвующим в деятельности, связанной с криптоактивами.
Запрет не распространяется на сделки, которые:
- необходимы для экспорта, продажи, поставки или транспортировки фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов, включая пшеницу и удобрения;
- необходимы для обеспечения доступа к судебным, административным или арбитражным разбирательствам в государстве-члене ЕС, а также для признания и приведения в исполнение решения, вынесенного в государстве-члене ЕС;
- необходимы для гуманитарных целей.
Статья не предусматривает возможность получения разрешения на совершение указанных сделок (derogation).
Статья “1c”
Согласно данной статье операторам из ЕС запрещается транслировать, любым образом способствовать трансляции любого контента лиц, указанных в приложении V к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642, в том числе посредством распространения контента посредством кабельного, спутникового телевидения, интернет-ресурсов и электронных приложений (к настоящему моменту в приложении V не содержится лиц).
Кроме того, с момента вступления в силу указанной статьи приостанавливается действие любой лицензии на вещание, выданной лицам, указанным в приложении V к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642.
Устанавливается запрет на рекламу продуктов и услуг лиц, указанных в приложении V к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642.
Статья не предусматривает возможность получения разрешения на совершение указанных операций (derogation).
(6)Регламент Совета ЕС № 2025/965
Регламент Совета ЕС № 2025/965 вносит изменения в положения Регламента Совета ЕС № 2024/2642.
В частности, расширяется перечень физических и юридических лиц в приложении I к Регламенту Совета ЕС № 2024/2642.
В санкционный список были включены следующие физические лица:
- Хучбаров Алик Юрьевич (согласно позиции Совета ЕС, является сотрудником ГРУ ВС РФ);
- Бочаров Илья Сергеевич (согласно позиции Совета ЕС, является сотрудником ГРУ ВС РФ);
- Прохорова Юлия Сергеевна (журналист);
- Абрамов Анатолий Юрьевич (директор филиала ФГУП «Главный радиочастотный центр» в Северо-Западном федеральном округе);
- Нестеренко Руслан Васильевич (врио генерального директора ФГУП «Главный радиочастотный центр»);
- и др.
В санкционный список также были включены следующие юридические лица:
- ООО «Альтернатива-1» (ОГРН: 1201000007889);
- ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ОГРН: 1027739334479);
- И др.
Напомним, что основаниями для включения в указанный перечень являются:
- ответственность за действия и политику, проводимые Правительством России, которые, согласно позиции Совета ЕС, подрывают или угрожают демократии, верховенству закона, стабильности и безопасности в ЕС;
- поддержка или иное содействие демонстрациям с применением насилия;
- поддержка или иное содействие манипулированию информацией;
- и проч.
Включение лиц в указанный санкционный список приводит к заморозке всех их денежных средств и экономических ресурсов.
***
Таким образом, Семнадцатый пакет санкций ЕС направлен на введение дополнительных ограничений для российских лиц, а также лиц, связанных с Россией, лиц, использующих технологии, произведенные на территории России.
Если у Вас имеются какие-либо вопросы, связанные с санкционным регулированием, мы будем рады помочь!
Ксения Степанищева (советник)
Павел Кусмаев (юрист)