Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ ВВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ

  1. Что случилось?
  2. История вопроса
  3. Перенос срока введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции
  4. Перенос срока введения обязательной маркировки обувных товаров
  5. Проведение эксперимента по маркировке упакованной воды
  6. Дальнейшие шаги Правительства РФ в сфере обязательной маркировки отдельных видов товаров

1. Что случилось?
Правительство РФ издало Постановление от 30.03.2020 № 371 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 29 июня 2019 г. № 836» (далее – «Постановление № 371») [1], которое вносит изменения в сроки проведения эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции, и Постановление от 29.02.2020 № 216 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860», которым переносится срок маркировки обувных товаров.

2. История вопроса
Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [2] предоставил Правительству РФ право устанавливать перечни товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Впоследствии Правительство РФ издало Распоряжение от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (далее – «Распоряжение № 792-р») [3], устанавливающее перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и сроки осуществления такой маркировки.

На фоне сложившейся тяжелой санитарно-эпидемиологической обстановки в мире и в России и принятого Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [4] (далее – «Указ от 02.04.2020») российские организации были поставлены в затруднительное положение в части реализации обязанностей по соблюдению требований по обязательной маркировке товаров в установленные Правительством РФ сроки.

Правительство РФ в связи с возникшими сложностями приняло решение перенести сроки введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции и обувных товаров.

3. Перенос срока введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции
Постановление № 371 вносит изменения в сроки проведения эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории РФ, а именно продлен срок до 31.12.2020 (ранее – до 31.03.2020).

При этом данный эксперимент проводится с 15.07.2019 на всей территории РФ и распространяется на отдельные виды молочной продукции, выработанные из пастеризованного, ультрапастеризованного, стерилизованного, ультравысокотемпературно-обработанного молока и (или) пастеризованных, ультрапастеризованных, стерилизованных, ультравысокотемпературно-обработанных молочных продуктов, изготовленные промышленным способом и упакованные в потребительскую тару.

Вместе с тем сразу после принятия Постановления № 371 было издано Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2020 № 806-р, вносящее изменение в Распоряжение № 792-р с целью внесения изменений в части сроков введения обязательной маркировки молочной продукции. Обязательная маркировка отдельных видов молочной продукции осуществляется не позднее 01.10.2021. Также Правительство РФ должно определить по результатам проведенного эксперимента по маркировке отдельные коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении которых вводится обязательная маркировка отдельных видов молочной продукции ранее (с 20.01.2021).

4. Перенос срока введения обязательной маркировки обувных товаров
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.02.2020 № 216 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860» [5] срок нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров переносится на 01.07.2020 (ранее – 01.03.2020).

Дополнительно на 01.07.2020 переносится срок внесения участниками оборота обувных товаров в информационную систему мониторинга товаров сведений о маркировке обувных товаров, а также о вводе обувных товаров в оборот, их обороте и выводе из оборота.

Также остатки обувных товаров, приобретенных до 01.07.2020, можно промаркировать и ввести в оборот до 01.09.2020 (при наличии документов, подтверждающих срок приобретения). В отношении импортной обуви, приобретенной до 01.07.2020, но ввезенной позже этой даты, срок маркировки и передачи данных в систему мониторинга продлен до 01.08.2020.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 01.07.2020.

5. Проведение эксперимента по маркировке упакованной воды
Правительство РФ 27.03.2020 приняло Постановление Правительства № 348 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации упакованной воды» [6], согласно которому с 01.04.2020 по 01.03.2021 на территории РФ будет проводиться эксперимент по маркировке упакованной воды. Эксперимент проводится в отношении природной или искусственной минеральной, газированной воды, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ.

Согласно п. 2 приложения к Постановлению Правительства РФ № 348 целями эксперимента, в том числе, являются:
  • апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации упакованной воды;
  • оценка эффективности и результативности информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента;
  • анализ целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации упакованной воды.
Оператором информационной системы для проведения эксперимента является ООО «Оператор-ЦРПТ». ООО «Оператор-ЦРПТ» рекомендовано до 01.05.2020 разработать:
  • требования к информационной системе;
  • требования к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе.
Участники оборота упакованной воды участвуют в эксперименте на добровольной основе. Для участия в эксперименте необходимо подать заявку согласно методическим указаниям Минпромторга и Минсельхоза (документ в настоящее время не принят).

6. Дальнейшие шаги Правительства РФ в сфере обязательной маркировки отдельных видов товаров
Таким образом, в связи с принятием Распоряжения № 792-р Правительство РФ проводит постепенную политику расширения перечня товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка средствами идентификации. При этом, вероятно, можно ожидать дальнейшее расширение данного перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке и проведения новых экспериментов.

Упакованная вода, являясь социально значимым товаром для жизнедеятельности человека, может быть в настоящее время легко фальсифицирована, так как отличить контрафактную упакованную воду от оригинальной без использования систем отслеживания проблематично. Проведение эксперимента по маркировке упакованной воды позволит Правительству РФ принять решение о целесообразности дальнейшей обязательной маркировке упакованной воды. Вместе с тем порядок проведения и участия в эксперименте в настоящее время не ясен, так как не приняты методические рекомендации Минпромторга и Минсельхоза.

Обязательная маркировка, хотя и влечет определенные издержки бизнеса (особенно на начальном этапе внедрения оборудования для маркировки), но позволяет потребителям выбирать товар на транспарентном рынке, с минимальным риском приобретения контрафактного товара. В результате создания системы гарантирования подлинности товаров производители качественных товаров получают преимущества, а недобросовестные производители вытесняются с рынка.

Эксперты:
Ксения Степанищева – советник
Сергей Трущин – юрист

Ссылки:
[1] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=349293&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.674196961253797#023854155528957877
[2] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712310022
[3]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/26cdb7be00745ba8727bc131cfd01e77eb7b0a33/
[4] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004020025
[5] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003030015
[6] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003300018
Ксения Степанищева Сергей Трущин Аналитика 2020