Министерство финансов США ввело блокирующие санкции против крупнейших финансовых организаций РФ, включая 2 крупнейших банка (ПАО Сбербанк и ПАО «Банк ВТБ») и около 90 дочерних организаций (владение 50% и более) по всему миру, а также против отдельных физических лиц, которые, по мнению Министерства финансов США, являются наиболее близкими к Президенту РФ (https://home.treasury.gov/news/press-releases/jy0608).
Также Департамент торговли США изменяет экспортную политику в отношении РФ (https://www.commerce.gov/news/fact-sheets/2022/02/us-department-commerce-bureau-industry-and-security-russia-rule-fact-sheet), а именно:
- вводит лицензионную экспортную политику в секторах телекоммуникации, авионики, авиационного оборудования и др.;
- устанавливает политику выдачи отказов лицензий на экспорт, ре-экспорт, передачу товара внутри РФ. В индивидуальном порядке будут рассматриваться заявки в области безопасности полетов, обеспечения гуманитарных нужд, гражданской телекоммуникационной инфраструктуры и др.;
- расширяет существующий лицензионный контроль за «пользователями товаров военного назначения» в отношении всех товаров, подлежащих экспортному контролю (EAR), а также вносит 49 новых лиц в список «пользователей товаров военного назначения»;
- ограничивает возможности приобретения определенных товаров иностранного производства: (1) контроль, если при производстве на территории РФ будут использованы (1а) программное обеспечение и технологии, полностью произведенные в США, (1b) товары, которые произведены на основе программного обеспечения и технологий, выпущенных в США – за исключением отдельных потребительских товаров, не обозначенных как EAR99 (не поименованных в CCL - EAR Commerce Control List (CCL) – т.е. в списке товаров и связанных с ними технических данных и программного обеспечения, относящихся к товарам с «двойным назначением» и имеющим коммерческий характер, подлежащих экспортному контролю); (2) лицензирование для «пользователей товаров военного назначения», если (2а) программное обеспечение и технологии подпадают под экспортный контроль (EAR), (2b) товары произведены на основе программного обеспечения и технологий, поименованных в списке CCL;
- ограничивает виды деятельности и товары, которые были освобождены от экспортного контроля, например, исключения доступны для (1) временного импорта, экспорта, ре-экспорта и перемещений внутри страны для новостных медиа, (2) обновлений программного обеспечения для конечных потребителей, в которых есть участие США (дочерние организации или совместные предприятия, зарегистрированные в США или странах-партнерах), (3) багажа, кроме оружия и боеприпасов, и проч.
Санкции заключаются в следующем:
1. Запрет финансовой деятельности на территории ДНР и ЛНР, в том числе:
• осуществление новых инвестиций на территорию ДНР и ЛНР («Запрещенные регионы»);
• импорт на территорию США товаров и услуг с территории Запрещенных регионов;
• экспорт, ре-экспорт, продажа и поставка из США либо резидентом США товаров на территории Запрещенных регионов;
• одобрение, предоставление согласия либо иных гарантий резидентом США или на территории США в отношении любой описанной выше запрещенной сделки;
• любое имущество на территории США, принадлежащее резиденту США (включая иностранное представительство) следующих лиц блокируются и не может быть передано, экспортировано, изъято любым лицом, определенным Секретариатом Казначейства, если оно используется указанными лицами:
— для совершения операций в Запрещенных регионах;
— являющимися на 21.02.2022 руководителями, топ-менеджерами, членами совета директоров любой компании из Запрещенных регионов;
— в целях владения, осуществления контроля, действия от имени лица, чье имущество блокировано в результате принятия приведенного указа;
— кто осуществлял материальную помощь, финансовую, технологическую поддержку, либо предоставлял товары и услуги лицу, чье имущество блокировано в силу приведенного указа;
• в отношении вышеуказанных лиц запрещено внесение любого вклада или предоставление денежных средств, товаров или услуг либо получение любого вклада или денежных средств, товаров или услуг от такого лица.
См.: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2022/02/21/executive-order-on-blocking-property-of-certain-persons-and-prohibiting-certain-transactions-with-respect-to-continued-russian-efforts-to-undermine-the-sovereignty-and-territorial-integrity-of-ukraine/.
2. Продление запрета на финансирование суверенного долга РФ посредством приобретения облигаций у Центрального банка РФ (Банка России), Министерства финансов РФ и Фонда национального благосостояния РФ после 1 марта 2022 года, а именно запрещены:
• с 14 июня 2021 года участие в первичном рынке рублевых и нерублевых облигаций, выпущенных после 14 июня 2021 года Центральным Банком РФ (Банком России), Фондом Национального Благосостояния РФ, Министерством финансов РФ;
• выдача рублевых и нерублевых заемных средств Центральным Банком РФ (Банком России), Фондом Национального Благосостояния РФ, Министерством финансов РФ;
• с 01 марта 2022 года участие во вторичном рынке рублевых и нерублевых облигаций, выпущенных после 01 марта 2022 года Центральным Банком РФ (Банком России), Фондом Национального Благосостояния РФ, Министерством финансов РФ.
См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_directive_1a.pdf.
3. Запрет финансовым организациям США открывать и вести корреспондентские и расчетные счета и обрабатывать банковские транзакции (CAPTA List) с участием ПАО Сбербанк и его 25 дочерними организациями. Равным образом запрет распространяется на лиц, в которых ПАО Сбербанк и его дочерние организации владеют 50% и более (иные финансовые организации). Запрет вступает в силу в отношении ПАО Сбербанк и его дочерних организаций с 26 марта 2022 года, а в отношении иных финансовых организаций – по истечении 30 дней с даты определения того, что лицо попадает под запрет. В течение 30 дней (до 26 марта 2022 года) финансовые организации США обязаны закрыть уже имеющиеся счета ПАО Сбербанк и его дочерних организаций.
См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/correspondent_accounts_directive_2.pdf.
4. Заморозка финансовых активов, находящихся в США, и запрет ведения бизнеса без разрешения OFAC (Full Blocking Sanctions, SDN List), в отношении госкорпорации ВЭБ.РФ и 25 его дочерних организаций, банка ПАО «Промсвязьбанк», его 17 дочерних организаций, в т.ч. 5 грузовых судов и танкеров для перевозок, банка ПАО «Банк ВТБ» и 20 его дочерних организаций, ПАО Банк «ФК Открытие» и 12 его дочерних компаний, ПАО «Совкомбанк» и 22 его дочерних компаний, АО АКБ «Новикомбанк», РФПИ, АО «Управляющая компания РФПИ», ООО «Управляющая компания «РВК». Кроме того, под полную блокировку также попадают лица, в которых указанные организации владеют 50% и более, даже если они прямо не поименованы в SDN List.
См.:
1.https://home.treasury.gov/news/press-releases/jy0602, 2.https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/recent-actions/20220224, 3.https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/recent-actions/20220228.
5. Запрет всех операций по заемному финансированию сроком свыше 14 дней и привлечению акционерного капитала или имущества после 26 марта 2022 года (Non-SDN MBS List) в отношении АО «Газпромбанк», АО «Альфа-Банк», АО «Россельхозбанк», ПАО «Московский кредитный банк», ПАО «Совкомфлот», ОАО «РЖД», ПАО «АЛРОСА», ПАО «Газпром», ПАО «Газпромнефть», ПАО «Ростелеком», ПАО «Русгидро», ПАО «Транснефть», ПАО Сбербанк. Любые иные операции по приобретению заемного финансирования сроком свыше 14 дней, которые могут квалифицироваться как попадающие по запрет, запрещаются по истечении 30 дней с даты определения того, что они попадают под запрет.
См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/new_debt_and_equity_directive_3.pdf.
6. Запрет любых сделок, включая любую передачу активов или любые операции с иностранной валютой (Non-SDN MBS List) с Центральным банком РФ (Банк России), Министерством финансов РФ и Фондом национального благосостояния РФ.
См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/eo14024_directive_4_02282022.pdf.
7. Заморозка финансовых активов и запрет финансовой деятельности с рядом лиц, которые, по мнению Министерства финансов США, являются наиболее близкими к Президенту РФ, а также членов их семей.
См. полный список лиц: https://www.treasury.gov/ofac/downloads/ctrylst.txt.
Вместе с тем, из вышеуказанных санкций есть определенные исключения (General licenses), которые выводят из-под запретов определенные категории организаций и операций, среди них:
- разрешены операции (официальная деятельность), проводимые работниками, выгодоприобретателями и привлеченными лицами международных организаций (Международный центр разрешения инвестиционных споров (ICSID), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA), Группа Африканского банка развития, Азиатский банк развития, Европейский Банк реконструкции и развития, Группа Межамериканского банка развития (IDB Group), Красный крест, ООН). См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl5.pdf;
- разрешены обычные (ординарные) и необходимые операции по экспорту и ре-экспорту товаров сельскохозяйственного назначения, лекарств и медицинских изделий, запасных частей и компонентов для медицинских изделий и техники или для обновления программного обеспечения для медицинской техники через РФ, а также по профилактике, диагностике и лечению COVID-19 (включая клинические исследования). См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl6.pdf;
- разрешены обычные (ординарные) и необходимые операции по оплате услуг, оказанных в связи с авиаперелетами над РФ и аварийными посадками судов, зарегистрированных в США, принадлежащих гражданам США или зафрахтованных ими. См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl7.pdf;
- до 24 июня 2022 года разрешены операции, связанные с энергосектором (за исключением запрета в части суверенного долга РФ, открытия и ведения корреспондентских и расчетных счетов, обработки транзакций в соответствии с вышеописанными санкциями и попавшими под них лицами), для ВЭБ.РФ, ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Банк ВТБ», ПАО Сбербанк, лиц, в которых указанные банки владеют 50% и более, а также Центрального банка РФ (Банка России). См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl8a_1.pdf;
- до 25 мая 2022 года разрешены обычные (ординарные) и необходимые операции, в т.ч. клиринг и расчеты, в отношении долговых обязательств или акций вышеуказанных организаций (debt or equity), выпущенных до 24 февраля 2022 года, с не гражданами США, при условии, что отчуждение, передача, содействие отчуждению или передаче в отношении долговых обязательств или акций будет осуществляться не гражданами США. См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl9.pdf;
- до 25 мая 2022 года разрешены обычные (ординарные) и необходимые операции по погашению производных финансовых инструментов, приобретенных до 16:00 24 февраля 2022 года, которые включают вышеуказанные организации или связаны с их долговыми обязательствами или акционерным капиталом, при условии, что платежи осуществляются в отношении заблокированных лиц и их заблокированных счетов. См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl10.pdf;
- до 26 марта 2022 года разрешены обычные (ординарные) и необходимые операции для завершения транзакций с ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Банк ВТБ», лицами, в которых указанные банки владеют 50% и более. См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl11.pdf).
При этом граждане США до 26 марта 2022 года вправе отказываться от проведения всех операций (считать несостоявшимися) с ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Банк ВТБ», лицами, в которых указанные банки владеют 50% и более.
См.: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl12.pdf.
Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Кристина Севеева – Юрист