Санкции

Двенадцатый пакет санкций ЕС

18.12.2023 Совет ЕС объявил о принятии Двенадцатого пакета санкций против России и лиц, связанных с Россией. Новые санкционные ограничения направлены, прежде всего, на введение новых запретов на импорт из России и экспорт в Россию, а также на недопущение «обхода» уже введенных санкционных ограничений.

Двенадцатый пакет санкций также включает в себя расширение санкционных списков. Так, санкции были наложены на физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в военном секторе, секторе информационных технологий. В санкционный список также были добавлены лица, связанные с политической сферой, в том числе, представители ЦИК России.

(Press release // EU adopts 12th package of sanctions against Russia for its continued illegal war against Ukraine // 2023-12-18).

Двенадцатый пакет санкций оформлен следующими Регламентами Совета ЕС:

Ниже представлен более подробный обзор Двенадцатого пакета санкций Европейского Союза.

(1) Регламент Совета ЕС № 2023/2873
18.12.2023 Советом ЕС был принят Регламент № 2023/2873, вносящий изменения в Регламент Совета ЕС № 269/2014 (Council Regulation (EU) No. 2023/2873).

Новый критерий для наложения санкций
В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2873, вводится новый критерий для наложения санкций, а именно: теперь в санкционный список будут добавляться юридические лица, учрежденные в России и ранее находившиеся под контролем лиц, учрежденных в ЕС, права на активы которых были принудительно переданы под временное управление. В санкционный список также будут включаться лица, получающие выгоду от такой передачи прав на активы.

Речь идет, в частности, об Указе Президента РФ от 25.04.2023 № 302, в соответствии с которым предусматривается возможность установления временного управления над некоторым имуществом (в том числе, над ценными бумагами, долями в уставных (складочных) капиталах российских компаний, принадлежащими лицам из недружественных иностранных государств).

В настоящий момент временное управление введено, например, в отношении ПАО «Юнипро», ПАО «Фортум», АО «Данон Россия», ООО «Пивоваренная компания «Балтика».

Сохранение санкций в отношении лиц после их смерти
В соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2873, также устанавливается возможность Совета ЕС сохранять данные об умерших лицах в санкционном списке в случае, если исключение таких лиц из санкционного списка может привести к негативным последствиям для ЕС.

Полный перечень критериев, служащих основаниями для внесения лиц в санкционный список, можно изучить в актуальной редакции Регламента Совета ЕС № 269/2014 (Council Regulation (EU) No. 269/2014).

Введение механизма конфискации замороженных российских активов с целью дальнейшей выплаты компенсаций организациям, зарегистрированным в ЕС
В соответствии с п. 2 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2873, впервые уполномоченные органы государств-членов ЕС получают возможность разморозить заблокированные активы российских лиц, внесенных в санкционный список в случае принятия судом или административным органом государства-члена ЕС решения о конфискации заблокированных активов. Предусмотренный механизм конфискации заблокированных активов направлен на выплату соразмерных сумм организациям, зарегистрированным в ЕС.

Дополнительно в п. 2 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2873 указывается на возможность конфискации заблокированных активов лиц, санкции против которых введены в соответствии с новым критерием для наложения санкций. Активы, в связи с этим, могут быть разморожены в случае, если разморозка необходима для выплаты денежных сумм в рамках введения Президентом РФ временного управления.

Возможности для разморозки активов некоторых лиц в определенных целях
В соответствии с п. 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2873 до 31.12.2024 продлена возможность выплаты денежных средств на счета Конференции по материальным претензиям евреев к Германии для Альфа-Банка, Росбанка и Тинькофф Банка.

Кроме того, устанавливается возможность для разморозки активов АО «Альфастрахование» (в отношении которого санкции были введены в рамках настоящего санкционного пакета) в целях разрешения платежей в пользу организаций, зарегистрированных под юрисдикцией ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии, или граждан государств-членов ЕС, государств, входящих в Европейскую экономическую зону или Швейцарии.

Совет ЕС также установил, что уполномоченный орган может принять решение о разморозке активов некоторых лиц (Ротенберг Аркадий Романович, Авен Петр Олегович, Фридман Михаил Маратович, Тимченко Геннадий Николаевич, Хан Герман Борисович, Кузьмичев Алексей Викторович, Кесаев Игорь Альбертович, Ротенберг Борис Романович, ОАО «ВО «Технопромэкспорт», ООО «ВО «Технопромэкспорт»).

Разморозка активов указанных лиц допускается в случае, если разморозка необходима для продажи и передачи в срок до 30.06.2024 прав собственности указанных лиц на доли и акции в европейских организациях.

П. 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2873 предусматривает возможность разморозки активов и иных лиц в определенных целях (например, в случае, если разморозка активов необходима для импорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров, включая пшеницу и удобрения).

(2) Регламент Совета ЕС № 2023/2875

18.12.2023 Советом ЕС был принят Регламент № 2023/2875, вносящий изменения относительно списка подсанкционных лиц в Регламент Совета ЕС № 269/2014 (Council Regulation (EU) No. 2023/2875).

Расширение санкционного списка физических лиц
Регламентом Совета ЕС № 2023/2875 был расширен санкционный список физических лиц, в который было дополнительно включено 61 физическое лицо, например:
  • Фалалеев Андрей Павлович (Бывший ректор Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского);
  • Гаврильчук Сергей Алексеевич (Руководитель регионального штаба Юнармии в Республике Крым);
  • Шапурова Елена Александровна (Министр Министерства образования и науки Запорожской области);
  • Чиханчин Юрий Анатольевич (Директор Росфинмониторинга);
  • Потапов Александр Валерьевич (Генеральный директор АО «Концерн «Уралвагонзавод»);
  • Хорохордин Олег Леонидович (Глава Республики Алтай);
  • Хабиров Радий Фаритович (Глава Республики Башкортостан);
  • Борисова Дарья Олеговна (Директор АНО «Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард»);
  • Шутов Андрей Юрьевич (Член ЦИК России);
  • Маркина Людмила Леонидовна (Член ЦИК России);
  • Андреев Павел Викторович (Член ЦИК России);
  • Эбзеев Борис Сафарович (Член ЦИК России);
  • Шапошников Алексей Валерьевич (Председатель Московской городской думы);
  • Хохлун Андрей Ростиславович (Генеральный директор ООО «АК Микротех») и т.д.
Указанный выше перечень не является исчерпывающим. В санкционный список были включены и иные физические лица.

Расширение санкционного списка юридических лиц
Регламентом Совета ЕС № 2023/2875 был расширен санкционный список юридических лиц, в который было дополнительно включено 86 юридических лиц, среди которых:
  • АО «Обуховский завод» (ОГРН: 1037825058732);
  • АО «Альфастрахование» (ОГРН: 1027739431730);
  • ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтак» (ОГРН: 1027403766830);
  • ПАО «Туполев» (ОГРН: 1027739263056);
  • АО «Микрон» (ОГРН: 1027700073466);
  • Росфинмониторинг (ОГРН: 1047708022548);
  • АНО «Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» (ОГРН: 1205000035250);
  • ООО «Телеканал «Спас» (ОГРН: 1077763516423);
  • ООО «Миранда-Медиа» (ОГРН: 1047796423487);
  • НАО «Царьград Медиа» (ОГРН: 1127746435376) и т.д.

Указанный выше перечень не является исчерпывающим. В санкционный список были включены и иные юридические лица.

Напомним, что внесение в санкционный список приводит, в том числе, к замораживанию активов, находящихся под юрисдикцией ЕС.

(3) Регламент Совета ЕС № 2023/2878

18.12.2023 Советом ЕС был принят Регламент № 2023/2878, которым были внесены изменения в Регламент Совета ЕС № 833/2014 (Council Regulation (EU) No. 2023/2878) в части расширения импортно-экспортных ограничений.

Введение запрета на импорт алмазов из России
В соответствии с п. 15 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878 с 01.01.2024 запрещается прямо или косвенно приобретать, импортировать в ЕС алмазы или продукцию, содержащую алмазы, в случае если такие алмазы или продукция были добыты или произведены в России. Запрет также распространяется на ситуации, когда указанные алмазы и продукция импортируются в ЕС из любой страны мира после транзита через территорию России.

Речь, в частности, идет о следующей продукции, содержащей алмазы:
  • Неотсортированные алмазы;
  • Непромышленные и необработанные алмазы;
  • Синтетические алмазы;
  • Ювелирные изделия, плакированные драгоценными металлами с включением алмазов;
  • Изделия из природного или культивированного жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней (природных, искусственных или реконструированных) с алмазами;
  • Наручные, карманные и иные часы, включая секундомеры, с алмазами.

Начиная с 01.03.2024, запреты будут распространены на продукцию, содержащую алмазы, происходящие из России, весом свыше 1 карата на алмаз, в случае ее обработки в третьих странах.

Начиная с 01.09.2024, запреты будут распространены на продукцию, содержащую алмазы, происходящие из России, весом 0,5 карат или 0,1 грамм на один алмаз и свыше.

Устанавливается, что импортеры алмазов и продукции из алмазов в ЕС должны представлять доказательства страны происхождения алмазов и продукции из алмазов (сертификат о происхождении).

Кроме того, вводится запрет на оказание технических, брокерских и иных услуг, связанных с продукцией из алмазов, указанной выше, а также с предоставлением, производством, обслуживанием и использованием указанной продукции.

При этом устанавливается, что запреты не распространяются на ювелирные изделия, предназначенные для личного использования физических лиц, принадлежащие этим лицам и не предназначенные для продажи.

Ограничение транзита через территорию России товаров, которые могут иметь военное назначение
В соответствии с п. 11 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, вводится запрет на транзит через территорию России некоторых товаров военного назначения, экспортированных из ЕС (перечень товаров устанавливается в Приложении XXXVII к Регламенту Совета ЕС № 833/2014).

Запрет распространяется, в частности, на следующие товары:
  • Гидравлические силовые двигатели и моторы линейного действия;
  • Воздушные фильтры для двигателей внутреннего сгорания;
  • Грузовые краны;
  • Установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и проч.

Напомним, что ранее Совет ЕС в рамках Десятого пакета санкций (Регламент Совета ЕС № 2023/427) вводил запрет на транзит через территорию России товаров двойного назначения. Теперь же запрет на транзит через территорию России распространяется на большее количество товаров, которые потенциально могут применяться в военных целях.

Необходимость включения в экспортные договоры условия о запрете на реэкспорт в Россию
В соответствии с п. 28 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, с 20.03.2023 лица, экспортирующие некоторую продукцию из ЕС в третьи страны, обязаны будут включать в контракты на поставку условие о запрете реэкспорта экспортированной продукции в Россию.

Условие о запрете на реэкспорт будет касаться не всех товаров, а лишь следующих:
  • Товары и технологии, использующиеся в авиационной или космической промышленности (указаны в Приложении XI к Регламенту Совета ЕС № 833/2014);
  • Авиационное топливо и топливные присадки (перечень товаров указан в Приложении XX к Регламенту Совета ЕС № 833/2014);
  • Огнестрельное и иное оружие (перечень товаров указан в Приложении XXXV к Регламенту Совета ЕС № 833/2014);
  • Высокоприоритетные товары (перечень товаров указан в Приложении XL к Регламенту Совета ЕС № 833/2014);
  • Огнестрельное оружие и боеприпасы (перечень товаров указан в Приложении I к Регламенту Совета ЕС № 258/2012).

Включать условие не потребуется в случае, если договоры заключаются с лицами из государств-партнеров ЕС.

Положения нового регулирования не применяется до 20.12.2024 или до истечения срока действия договоров, в зависимости от того, что наступит раньше, к исполнению договоров, заключенных до 19.12.2023.

На лиц, экспортирующих продукцию из ЕС, также накладывается обязанность по информированию компетентных органов ЕС о случаях нарушения их контрагентами условия о запрете на реэкспорт.

Расширение перечня товаров, запрещенных к импорту в ЕС и экспорту из ЕС
В рамках Регламента Совета ЕС № 2023/2878 (п. 10 ст. 1), а также Решения Совета ЕС № 2023/2874 расширяется перечень товаров, которые, согласно позиции Совета ЕС, приносят России существенные доходы.

В связи с этим вводится запрет на импорт в ЕС из России следующих товаров:
  • Чугун;
  • Ферросплавы;
  • Медные проволоки;
  • Алюминиевые проволоки;
  • Фольга;
  • Трубы;
  • Трубки.

Указанный запрет не применяется до 20.03.2024 или до истечения срока действия договоров, в зависимости от того, что наступит раньше, к исполнению договоров, заключенных до 19.12.2023.

Аналогичное регулирование было введено в отношении следующих товаров:
  • Сжиженный пропан;
  • Сжиженный бутан;
  • Сжиженные этилен, пропилен, бутилен и бутадиен;
  • Сжиженные газообразные углеводороды.

Указанный запрет не применяется до 20.12.2024 или до истечения срока действия договоров, в зависимости от того, что наступит раньше, к исполнению договоров, заключенных до 19.12.2023.

Ограничения на экспорт в Россию были введены также в отношении товаров, которые, согласно позиции Совета ЕС, способствуют военно-техническому совершенствованию России или развитию ее сектора обороны и безопасности: химикаты, литиевые батареи, термостаты, двигатели постоянного тока, серводвигатели для беспилотных летательных аппаратов.

Ограничение на передачу России и лицам, зарегистрированным в России программного обеспечения для управления предприятиями, промышленного дизайна и производства
В соответствии с п. 22 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, накладывается запрет на продажу, поставку, передачу и экспорт Правительству России, а также лицам, зарегистрированным в России, программного обеспечения для управления предприятиями, промышленного дизайна и производства.

До 20.03.2024 устанавливается возможность осуществления сделок с указанным программным обеспечением исключительно для расторжения договоров, которые были заключены до 19.12.2023, или связанных с ними договоров.

Речь, в частности, идет о программном обеспечении, обслуживающем следующие цели:
  • Планирование ресурсов предприятия (Enterprise resource planning (ERP));
  • Система управления взаимоотношениями с клиентами (Customer relationship management (CRM));
  • Бизнес-аналитика (Business intelligence (BI));
  • Управление цепями поставок (Supply chain management (SCM));
  • Управление проектами (Project management software);
  • Управление жизненным циклом продукции (Product lifecycle management) и т.д.

Продление переходного периода для импорта стальной продукции из России
В соответствии с п. 8 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, Совет ЕС продлил до 2028 года программу сокращения импорта из России стальной продукции.

Так, предусматривается ежегодное сокращение объемов импорта в ЕС стальной продукции из России (с 3 185 719 метрических тонн за период между 01.10.2024 и 30.09.2025 до 80 854 метрических тонн за период между 01.10.2027 и 30.09.2028).

Расширение сферы применения запрета на экспорт в Россию предметов роскоши и товаров, которые, согласно позиции Совета ЕС, могут способствовать укреплению промышленного потенциала России
В соответствии с п. 9 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, расширяется сфера применения запрета на экспорт в Россию предметов роскоши, перечень которых установлен Приложением XVIII к Регламенту Совета ЕС № 833/2014 (например, жемчуг, алмазы, мячи для игры в гольф) .

Так, теперь запрет распространяется не только на экспорт в Россию предметов роскоши, произведенных в государствах-членах ЕС, но и на предметы роскоши, произведенные в третьих странах и экспортируемые с территории ЕС.

Аналогичные изменения были внесены, в соответствии с п. 11 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, в отношении товаров, которые, согласно позиции Совета ЕС, могут способствовать укреплению промышленного потенциала России. Перечень указанных товаров указан в Приложении XXIII к Регламенту Совета ЕС № 833/2014.

Исключения с целью реализации российско-венгерского проекта АЭС «Пакш-2»
Совет ЕС в п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878 признал АЭС «Пакш-2» объектом гражданской атомной энергетики, в связи с чем к ней применяются все исключения и изъятия, характерные для объектов гражданской энергетики.

В соответствии с п. п. 2, 3, 7, 11, 20, 21 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, исключения и изъятия в полном объеме применяются ко всем экспортируемым и импортируемым товарам и услугам, которые являются необходимыми для работ по проекту АЭС «Пакш-2».

Напомним, что АЭС «Пакш-2» является совместным проектом между Россией (в лице Росатома) и Венгрией. В ноябре 2023 года между Росатомом и МИД Венгрии был подписан график строительства АЭС «Пакш-2» сроком до 2030 года.

Смягчение ограничений на ввоз в ЕС предметов для личного использования и автомобилей
В соответствии с п. 10 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, предусматривается смягчение ограничений на ввоз в ЕС предметов для личного использования и автомобилей.

Так, устанавливается, что компетентные органы государств-членов ЕС вправе допустить для физических лиц, приезжающих на территории указанных государств, ввоз личных вещей, запрещенных к импорту в ЕС из России. Речь также идет о возможности допущения ввоза на территории государств-членов ЕС транспортных средств (легковых автомобилей и прочих моторных транспортных средств, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили).

Основной критерий, устанавливаемый для возможности ввоза на территорию ЕС указанных личных вещей и транспортных средств, - использование их для личных, а не предпринимательских целей.

Указывается также на отсутствие каких-либо ограничений на въезд на территорию государств-членов ЕС транспортных средств с дипломатическими номерами.

Введение запрета на занятие должностей
В соответствии с п. 19 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, с 18.01.2024 вводится запрет для российских граждан и физических лиц, проживающих на территории России, занимать любые должности в руководящих органах юридических лиц, зарегистрированных в государствах-членах ЕС.

При этом установлено, что запрет на занятие должностей не распространяется на граждан государств-членов ЕС, Европейского экономического пространства и Швейцарии. Кроме того, запрет не распространяется на граждан России и физических лиц, проживающих на территории России, которые имеют разрешение на временное или постоянное проживание в государстве-члене ЕС, Европейского экономического пространства или в Швейцарии.

Введение обязанности уведомления компетентного органа ЕС о предоставлении займов
В соответствии с п. 16 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, устанавливается обязанность для кредиторов из ЕС уведомлять компетентный орган в течение трех месяцев о предоставлении займов лицам, связанным с Россией.

Напомним, что в соответствии с п. 6 ст. 5 Регламента Совета ЕС № 833/2014, предоставление займов лицам, связанным с Россией, допускается в нескольких случаях.

Например, в случае, если предоставление займа имеет документально подтвержденную цель обеспечения финансирования незапрещенного импорта и экспорта товаров и нефинансовых услуг между ЕС и любым третьим государством, а также в случае, если предоставление займа имеет документально подтвержденную цель обеспечения чрезвычайного финансирования юридических лиц, зарегистрированных в ЕС, права на долю 50% и более в уставных капиталах которых принадлежат Сбербанку, Банку ВТБ, Газпромбанку, ВЭБ, Россельхозбанку.

Введение обязанности по предоставлению отчетности по платежам за пределы юрисдикции ЕС
В соответствии с п. 24 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, вводится обязанность по предоставлению организациями, зарегистрированными в ЕС и принадлежащими российским лицам более чем на 40%, отчетности о платежах за пределы ЕС.

Так, с 01.05.2024 на каждую европейскую организацию, подпадающую под указанные выше критерии, накладывается обязанность в течение двух недель после окончания каждого квартала сообщать компетентному органу о любом переводе денежных средств, превышающем сумму в 100 000 евро, за пределы юрисдикции ЕС.

Меры, направленные на дальнейшее ограничение возможных операций с российской нефтью
В соответствии с п. 15 ст. 1 Регламента Совета ЕС № 2023/2878, вводится обязанность обмена информацией между Комиссией ЕС и государствами-членами ЕС для выявления танкеров и организаций, которые вызывают подозрения о совершении операций с российской нефтью.

***

Таким образом, страны, входящие в ЕС, а также иные государства, территориально находящиеся в Европе, продолжают принимать меры, направленные на расширение уже введенных ранее санкций в отношении России.

Особый акцент в Двенадцатом пакете санкций ЕС сделан на еще большее ограничение импорта товаров из России и экспорта товаров в Россию, а также на борьбу с попытками «обхода» уже введенных санкций.

Ксения Степанищева (советник)
Павел Кусмаев (младший юрист)
Европейский союз