Санкции
Великобритания

Великобритания

Правительство Великобритании 08 марта 2022 года опубликовало новые поправки к санкциям (The Russia (Sanctions) (EU Exit) Regulations, Регулирование), в соответствии с которыми расширяются запретительные меры в отношении РФ, а также уточняются отдельные положения Регулирования в следующих сферах (см.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/241/contents/made):
  • финансовые услуги;
  • авиация.



Новые санкции предусматривают следующие запреты:

1. Запрет на предоставление финансовых услуг по страхованию или перестрахованию товаров, относящихся к авиационной и космической технике, либо к авиационным и космическим технологиям:
  • лицам, связанным с Россией;
  • для использования в России.

Лицо, нарушившее данный запрет, будет нести уголовную ответственность. Бремя доказывания незнания об обстоятельствах связи с Россией или использования товаров в России возлагается на обвиняемого.

В соответствии с Приложением 2С к новым поправкам к Регулированию, к авиационной и космической технике относятся товары, подпадающие под действие главы 88 Таблицы классификации товаров (см.: https://www.gov.uk/government/publications/reference-document-for-the-customs-tariff-establishment-eu-exit-regulations-2020).
См.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/241/regulation/6/made.

2. Запрет на совершение авиаперелётов над территорией Соединенного Королевства предусматривает:
  • запрет пролетать над Соединенным Королевством;
  • запрет приземляться на территории Соединенного Королевства.

В исключительных случаях, предусмотренных Положением 61 Регулирования, такой запрет может быть нарушен. Например, нарушение считается допустимым, если оно предотвратит или смягчит последствия события, которое может оказать серьезное и значительное влияние на здоровье или безопасность человека, инфраструктуру или окружающую среду. В таком случае власти Великобритании должны в течение 5 дней вынести решение о правомерности вынужденного нарушения Регулирования (см.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/195/regulation/7/made).

В случае нарушения или возможности нарушения данного запрета:
A. Авиадиспетчер может дать капитану судна следующие указания:
  • не входить в воздушное пространство Соединенного Королевства;
  • покинуть воздушное пространство Соединенного Королевства по определенному маршруту.
B. Оператор аэропорта имеет право:
  • не давать разрешение на взлёт российского воздушного судна;
  • не давать разрешение на посадку российского воздушного судна;
  • требовать вылета воздушного судна.
C. Уполномоченное министерство, помимо прав, предоставленных авиадиспетчеру и оператору аэропорта, вправе:
  • обеспечить задержание российского самолета в аэропорту, или
  • обеспечить движение российского воздушного судна в аэропорт, указанный в направлении.


Нарушение запрета на совершение авиаперелётов над территорией Великобритании также влечёт уголовную ответственность.
См.: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2022/241/regulation/9/made.


В целом, подобные меры показывают намерение властей Великобритании полностью исключить не только прямое авиасообщение между Соединенным Королевством и РФ, но и стремление сократить рынок страховщиков для российских авиакомпаний, а также компаний, осуществляющих авиаперевозки в России.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Кристина Севеева – Юрист