Меры поддержки бизнеса

Внесены поправки в налоговый кодекс

1 мая вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2022 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «ФЗ-120»), который предусматривает ряд поправок в регулирование налогообложения, в том числе:
  1. изменяет перечень случаев, когда компания признается в качестве международной холдинговой компании;
  2. уточняет, какая ситуация не может считаться разглашением налоговой тайны;
  3. определяет, что при представлении уточненной налоговой декларации подлежащий уплате налог учитывается по результатам камеральной налоговой проверки такой уточненной налоговой декларации или по истечении срока ее проведения.



Изменен перечень случаев, когда международная компания не признается в качестве международной холдинговой компании
НК РФ предусматривает ряд условий, одновременное соблюдение которых позволяет признать компанию международной холдинговой компанией и распространить на нее специальный налоговый статус, предусмотренный Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах». Такими условиями на дату подачи заявления о приобретении статуса международной холдинговой компании являются, в том числе:
  • отсутствие возражения от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого располагалось место нахождения организации до его изменения на территорию специального административного района;
  • наличие совокупной доли прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц такой компании в размере не менее 75 % от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц организации, являвшихся таковыми по состоянию на 1 марта 2022 года и (или) ставших таковыми в период с 1 марта 2022 года до даты подачи такого заявления в результате наследования лиц, являвшихся контролирующими лицами этой организации в период до 1 марта 2022 года. При этом совокупная доля прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц организации, являвшихся таковыми по состоянию на 1 марта 2022 года, должна быть не менее 75 % уставного капитала этой организации по состоянию на указанную дату (1 марта 2022 года).

НК РФ предусматривает также случаи, когда перечисленные выше критерии не применяются для признания компании международной холдинговой (п. 4 ст. 24.2 НК). Это касается ситуаций, когда:
  • международные компании по состоянию на 1 марта 2022 года являются публичными компаниями;
  • совокупная доля прямого и (или) косвенного участия публичных компаний в такой международной компании составляет 100 % (при соблюдении ряда условий);
  • в отношении международных компаний, в которых в отношении одного или нескольких их контролирующих лиц, совокупная доля прямого и (или) косвенного участия которых по состоянию на 1 марта 2022 года составляла не менее 25 %, после указанной даты действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным субъектом[1].

В то же время ФЗ-120 дополняет этот перечень еще одним (четвертым) случаем, когда международная компания не признается в качестве международной холдинговой компании. Это происходит если речь идет о международной компании:
a) у которой доля контролирующего лица (совокупной доли контролирующих лиц) по состоянию на дату регистрации соответствующей международной компании в порядке редомициляции составляла не менее 25 %, и
b) в отношении которой после 1 марта 2022 года действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным субъектом, заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, запретов или ограничений на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей в уставных капиталах).

Уточнено, какая ситуация не может считаться разглашением налоговой тайны
ФЗ-120 предусматривает возможность для налогоплательщика (плательщика страховых взносов) предоставить налоговому органу согласие на разглашение сведений, которые составляют налоговую тайну (п.1 ст. 102 НК РФ). Такое согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. ФЗ-120 в общих чертах описывает процедуру подачи такого согласия, формат и порядок направления указанного согласия, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу подлежат установлению ФНС. Положения ФЗ-120 о налоговой тайне вступают в силу с 1 августа 2022 года, представляется, что к этому сроку ФНС примет акт, регулирующий порядок предоставления согласия на предоставление сведений о налогоплательщике.

При представлении уточненной налоговой декларации подлежащий уплате налог учитывается по результатам камеральной налоговой проверки
НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможности представить уточненную налоговую декларацию после представления налоговой декларации в налоговый орган.
В случае если в поданной декларации не отражены или не полностью отражены сведения, содержатся ошибки, что:
  • приводит к занижению суммы налога, подлежащего уплате;
  • не приводит к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Во втором случае (когда недостатки в поданной декларации не приводят к занижению подлежащего уплате суммы налога) налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, такая уточненная налоговая декларация не будет считаться представленной с нарушением срока.
Согласно ФЗ-120 сумма налога, подлежащая уплате на основании такой уточненной налоговой декларации, учитывается налоговым органом в состоянии расчетов указанного налогоплательщика с бюджетной системой Российской Федерации по результатам камеральной налоговой проверки такой уточненной налоговой декларации или по истечении срока ее проведения. Данное правило вступает в силу с 1 июня 2022 года. Камеральная налоговая проверка по общему правилу проводится в течение не более трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Изменения, внесенные ФЗ-120, являются по своей сути разноплановыми и вносят изменения в различные области налогового регулирования. Для нас представляются весьма интересными и своевременными положения, которые направлены на сокращение критериев, необходимых для признания компании международной холдинговой компании, то есть некоторое упрощение получения статуса международных холдинговых компаний, в отношении которых иностранным субъектом введены меры ограничительного характера.

[1] Перечень таких мер утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2017 № 1348.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Сергей Трущин – Юрист
Екатерина Почтарева – Младший юрист