Санкции

Санкции США

2024-06-30 22:00
12.06.2024 и 21.06.2024 Министерством финансов США в лице Управления по контролю за иностранными активами («OFAC») опубликованы крупные изменения в санкционную политику США в отношении Российской Федерации, в частности, был расширен санкционный список, а также изданы соответствующие лицензии-изъятия.

Ниже представлены подробные обзоры каждого из принятых санкционных пакетов.

(1) Санкционный пакет от 12.06.2024

Рассматриваемый пакет санкций включает в себя: (а) расширение оснований для введения вторичных санкций; (б) новые секторальные ограничения для лиц США (запрет на оказание услуг в IT-секторе российским лицам); (в) расширение санкционного списка (OFAC’s SDN-list); (г) издание 6 лицензий-изъятий. Ниже представлена ссылка на первоисточник, а также подробное описание состава рассматриваемого санкционного пакета.

(Russia-related Designations; Publication of Russia-related Determination; Issuance of Russia-related General Licenses and Frequently Asked Questions).

Расширение оснований для введения вторичных санкций

Указом Президента США № 14114 от 22.12.2023 был дополнен Указ Президента США № 14024 от 15.04.2021Указ от 15.04.2021»): Министерство финансов США и Государственный департамент США были наделены полномочиями по введению санкций в отношении иностранных финансовых учреждений («ИФУ»), осуществляющих / способствующих осуществлению существенных сделок, связанных с военно-промышленным комплексом России / подсанкционными лицами, связанными с военно-промышленным комплексом России.

N.B.: следует отметить, что OFAC — это подразделение Министерства финансов США, которое непосредственно занимается вопросами введения / снятия санкций.

Новым санкционным пакетом Министерство финансов США в лице OFAC расширило определение «российского военно-промышленного комплекса», включив в него всех лиц, заблокированных в соответствии с Указом от 15.04.2021. OFAC отмечает, что расширение определения «российского военно-промышленного комплекса» связано с тем, что Россия переориентировала свою экономику и сосредоточила все ресурсы на военно-промышленном комплексе.

Фактически Министерство финансов США в лице OFAC, таким образом, расширило основания для введения вторичных санкций в отношении ИФУ. В связи с расширением определения «российского военно-промышленного комплекса» OFAC опубликовало Обновленные рекомендацииРекомендации») по выявлению санкционных рисков и внедрению соответствующих мер контроля.

Согласно Рекомендациям в состав «российского военно-промышленного комплекса» входят: (а) все лица, заблокированные в соответствии с Указом от 15.04.2021; а также (б) любое лицо, работающее в технологическом, оборонном и сопутствующем материальном, строительном, аэрокосмическом и производственном секторах экономики РФ. К деятельности, которая может послужить «триггером» для введения санкций в отношении ИФУ, относится, в том числе, но не ограничиваясь:

  • Ведение счетов, перевод средств или предоставление др. финансовых услуг (например, проведение оплаты, обработка, страхование) для любого лица, заблокированного в соответствии с Указом от 15.04.2021, в том числе российские финансовые учреждения;
  • Содействие продаже, поставке или передаче, прямо или косвенно, критически важных товаров, определенных в приложении к Определению OFAC от 22.12.2023, российским импортерам / компаниям, отправляющим указанные товары в Россию.

Новые секторальные санкции

Санкционный пакет от 12.06.2024 включает в себя секторальные ограничения в IT-секторе. OFAC опубликовало Определение на основании Указа № 14071 от 06.04.2022Определение»), согласно которому лицам США запрещено оказывать российским лицам следующие услуги:

  • услуги по консультированию и проектированию в области информационных технологий;
  • услуги по IT-поддержке и облачные услуги для следующего программного обеспечения: (а) программное обеспечение для управления предприятием; (б) программное обеспечение для проектирования и производства.

Рассматриваемые санкции вступают в силу 12.09.2024.

Расширение санкционного списка (OFAC’s SDN-list)

В санкционный список было внесено более 300 лиц.

a) Физические лица: в отношении 33 физических лиц были введены блокирующие санкции, среди которых в том числе, но не ограничиваясь:

  • Аркадий Владимирович Трачук (генеральный директор АО «Гознак»);
  • Кирилл Геннадьевич Селезнев (генеральный директор ООО «РусХимАльянс»);
  • Виктор Николаевич Жилкин (генеральный ПАО «Кировский завод «Маяк»);
  • Борис Николаевич Варшавский (председатель Верховного суда Республики Хакасия);
  • Валентина Васильевна Лаврик (министр образования, науки и молодежи Республики Крым);
  • и проч.

Таким образом, в состав попавших в обновленный санкционный список вошли как руководители крупных предприятий, так и государственные служащие. Также в санкционный список был включен российский спортсмен - Никита Владимирович Нагорный.

b) Юридическиелица: в отношении 327 юридических лиц были введены блокирующие санкции, среди которых в том числе, но не ограничиваясь:

  • Финансовый сектор: (а) ПАО «Московская биржа» (ИНН: 7702077840); (б) НКО «НКЦ» (АО) (ИНН: 7750004023); (в) НКО АО «НРД» (ИНН: 7702165310); (г) ООО «Банк Точка» (ИНН: 9721194461); ООО «БИС» (ИНН: 1655102291).
  • Страховые услуги: (а) АО «СОГАЗ» (ИНН: 7736035485); (б) АО «РНПК» (ИНН: 7706440687).
  • Сырьевая отрасль: (а) АО «РГД» (ИНН: 7705529981); (б) дочерние компании ПАО «НОВАТЭК» (ИНН: 6316031581): (i) ООО «Арктик СПГ 1» (ИНН: 8904075340), (ii) ООО «Арктик СПГ 3» (ИНН: 8904075340), (iii) ООО «Обский ГХК» (ИНН: 8901037441), (iv) ООО «Мурманск СПГ» (ИНН: 5190097702); (в) ООО «Газпром Инвест» (ИНН: 7810483334); (г) ПАО «Селигдар» (ИНН: 1402047184); (д)ООО «Амурский металлургический комбинат» (ИНН: 2700015609); (е) АО «СТМ» (ИНН: 6672241304); (ж) АО «Уралредмет» (ИНН: 6606002529); (з) ПАО «Русолово» (ИНН: 7706774915); (и) АО «ГТ Морстрой» (ИНН: 7814069678).
  • Военно-промышленный комплекс: (а) ООО «Беспилотные системы «Робоавиа» (ИНН: 3666218510); (б) АО «Казанское ОКБ «Союз» (ИНН: 1661008339); (в) АО «НПО «Поиск» (ИНН: 4703142849); (г) АО «ФНПЦ «НИИ Прикладной химии» (ИНН: 5042120394); (д) ООО «Биртранс» (ИНН: 7721231416); (е) АО «КБ «Луч» (ИНН: 7610063043).
  • Технологический и научно-исследовательский секторы: (а) Институт сильноточной электроники СО РАН (ИНН: 7021001375); (б) ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики (ИНН: 7804023410); (в) Объединенный институт высоких температур РАН (ИНН: 7713010798).

Как было отмечено ранее, Министерство финансов США в лице OFAC полагает, что все экономические секторы России в той или иной степени сосредоточены на укреплении «российского военно-промышленного комплекса», в связи с этим под санкции попали предприятия различных секторов экономики. Наиболее пострадавшими являются финансовый сектор (учитывая также расширение оснований для введения вторичных санкций) и сам военно-промышленный комплекс.

Санкции были также введены в отношении таких компаний, как, например, АО «Гознак» (ИНН: 7813252159) или ООО «Росизолит» (ИНН: 7810865781).

c) Морские суда: помимо физических и юридических лиц блокирующие санкции также были введены в отношении 7 судов, которые осуществляют плавание под российским флагом, а именно:

  • ALEXEY KOSYGIN (IMO: 9904546);
  • PYOTR STOLYPIN (IMO: 9904675);
  • SERGEI WITTE (IMO: 9904687);
  • ZVEZDA 044 (IMO: 9904699);
  • ZVEZDA 045 (IMO: 9904704);
  • ZVEZDA 046 (IMO: 9918779);
  • ZVEZDA 047 (IMO: 9918781).

Лицензии-изъятия

Всего в рамках санкционного пакета от 12.06.2024 было издано 6 генеральных лицензий:

a) Генеральная лицензия № 6D, разрешающая совершение операций, связанных с:

  • производством, изготовлением, продажей, транспортировкой / предоставлением сельскохозяйственных товаров, сельскохозяйственного оборудования, лекарств, медицинских изделий, запасных частей и компонентов для медицинских изделий или обновлений программного обеспечения для медицинских изделий;
  • профилактикой, диагностикой или лечением COVID-19 (включая научные или клинические исследования, связанные с COVID-19);
  • клиническими испытаниями и др. медицинскими исследованиями.

При этом под сельскохозяйственными товарами, лекарствами и медицинским оборудованием подразумеваются:

  • Сельскохозяйственные товары:

·товары, попадающие под понятие «сельскохозяйственный товар» в силу Закона США о торговле сельскохозяйственной продукцией 1978 года (7 U.S.C. 5602), то есть любой сельскохозяйственный товар, продукты питания, корма, клетчатки или домашний скот, а также любой продукт, изготовленный из них;

·продукты питания для людей;

·семена продовольственных культур;

·удобрения или органические удобрения;

·репродуктивные материалы для производства продуктов питания для животных.

  • Лекарства: все изделия, попадающие под понятие «лекарство» в силу Федерального закона США о пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах (21 USC 321), то есть: (i) препараты, признанные в официальной фармакопее США; (ii) изделия, предназначенные для диагностики, лечения, смягчения последствий от заболеваний или профилактики заболеваний человека / животных; (iii) изделия (кроме пищевых продуктов), предназначенные для воздействия на структуру или любую функцию организма человека / животных; (iv) изделия, предназначенные для использования в качестве компонента любого изделия, указанного в пунктах (i), (ii), (iii);

  • Медицинское оборудование: все медицинское оборудование, попадающее под понятие «устройство» в силу Федерального закона США о пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах (21 USC 321), то есть прибор, аппарат, приспособление, машина, изобретение, имплантат, реагенты «in vitro» или другое подобное изделие, включая любой компонент или деталь, которые: (i) признаны в официальной фармакопее США; (ii) предназначены для диагностики, лечения, смягчения последствий от заболеваний или профилактики заболеваний человека / животных; (iii) предназначены для воздействия на структуру или любую функцию организма человека / животных; (iv) предназначены для использования в качестве компонента для медицинского оборудования.

Рассматриваемая лицензия не разрешает:

  • Совершение действий, запрещенных Директивой № 2 к Указу № 14024: указанной директивой запрещено открытие корреспондентского / расчетного счета, совершение каких-либо транзакций в запрещенных банках, к которым относятся в том числе российские банки, например, ПАО «Сбербанк России» (ИНН: 7707083893), ООО «Технологии Кредитования» (ИНН: 7736317458);
  • Дебетование счетов Банка России, Фонда национального благосостояния России, а также Министерства финансов РФ, открытые в финансовых учреждения США;
  • Сделки, запрещенные Указами Президента США № 14066, № 14068, № 14071, а именно:

·Запрет по Указу Президента США от 14066 от 08.03.2022: (i) импорт в США: сырой или товарной нефти, нефтяного топлива, масел (а также продуктов их перегонки), сжиженного природного газа, угля (произведенных в России); (ii) инвестиции лицом из США (вне зависимости от места нахождения) в энергетический сектор России; (iii) любое разрешение, финансирование, содействие или гарантия со стороны лица из США в отношении сделок, указанных в пунктах (i) и (ii) (вне зависимости от места нахождения);

·Запрет по Указу Президента США № 14068 от 11.03.2022: (i) импорт в США: рыбы, морепродуктов (и продуктов из них), алкогольных напитков, нетехнических алмазов; и любых других продуктов российского происхождения, которые могут быть определены Министром финансов США по согласованию с Государственным секретарем США и Министром торговли США; (ii) экспорт / реэкспорт / продажа или поставка, прямо или косвенно, любому лицу, находящемуся на территории России, из США или лицом из США (вне зависимости от места нахождения) предметов роскоши и любых других предметов, которые могут быть определены Министром торговли США по согласованию с Государственным секретарем США и Министром финансов США; (iii) инвестиции лицом из США (вне зависимости от места нахождения) в любой сектор экономики России, которые могут быть определены Министром финансов США по согласованию с Государственным секретарем США; (iv) экспорт / реэкспорт / продажа или поставка, прямо или косвенно, из США или лицом из США (вне зависимости от места нахождения) долларовых банкнот Правительству РФ или любому лицу, находящемуся на территории России; (v) любое разрешение, финансирование, содействие или гарантия со стороны лица из США в отношении сделок, указанных в пунктах (i), (ii), (iii), (iv) (вне зависимости от места нахождения);

·Запрет по Указу Президента США № 14071 от 06.04.2022: (i) инвестиции лицом из США (вне зависимости от места нахождения) в Россию; (ii) оказание лицом из США (вне зависимости от места нахождения) любой категории услуг в отношении, которая может быть определена Министром финансов США по согласованию с Государственным секретарем США, любому лицу, находящемуся на территории России; (iii) любое разрешение, финансирование, содействие или гарантия со стороны лица из США в отношении сделок, указанных в пунктах (i), (ii), (iii) (вне зависимости от места нахождения).

a) Генеральная лицензия № 8J, разрешающая до 01.11.2024 совершать все операции, связанные с энергетикой, с Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (ИНН: 7750004150), ПАО Банк «ФК Открытие» (ИНН: 7706092528), ПАО «Совкомбанк» (ИНН: 4401116480), ПАО «Сбербанк России» (ИНН: 7707083893), ПАО «Банк ВТБ» (ИНН: 7702070139), АО «Альфа-банк» (ИНН: 7728168971), ПАО «Росбанк» (ИНН: 7730060164), ПАО «Банк Зенит» (ИНН: 7729405872), ПАО «Банк «Санкт-Петербург» (ИНН: 7831000027), НКО «НКЦ» (АО) (ИНН: 7750004023), любое юридическое лицо, в котором вышеуказанные лица владеют прямо или косвенно, индивидуально или в совокупности 50 и более процентами акций (долей), а также Банк России (ИНН: 7702235133).

Отдельно в лицензии поясняется, что к операциям, связанным с энергетикой, относятся добыча, производство, переработка, газификация, регазификация, транспортировка или покупка нефти (включая сырую нефть), природного газа, нефтепродуктов или других продуктов, способных производить энергию, такие как уголь, древесина, сельскохозяйственная продукция, используемая для производства биотоплива, а также ядерные и тепловые источники энергии. Рассматриваемая лицензия полностью заменяет Генеральную лицензию № 8I от 29.04.2024 и действует с 12.06.2024.

b) Генеральная лицензия № 25D, разрешающая: (i) совершать операции, связанные с / необходимые для получения или передачи телекоммуникации с участием РФ; (ii) оказывать услуги, связанные с обменом сообщениями через Интернет, включая мгновенные сообщения, чаты, электронную почту, социальные сети, просмотр веб-страниц, ведение блогов, видеоконференции, электронные игры, электронное обучение, автоматический перевод, веб карты, услуги по аутентификации пользователей, веб-хостинг и услуги по регистрации доменных имен; (iii) осуществлять экспорт программного обеспечения, аппаратных средств или технологий, связанных с обменом сообщениями через Интернет. Рассматриваемая лицензия полностью заменяет Генеральную лицензию № 25С от 14.07.2022 и действует с 12.06.2024.

c) Генеральная лицензия № 98, разрешающая до 27.07.2024 совершать все операции, необходимые для прекращения правоотношений с компанией «Aviatech FZC», компанией «Beijing Deepcool Industries Co., Ltd.», компанией «Guangdong Pratic CNC Technology Co., Ltd.», АО «Уралредмет» (ИНН: 6606002529), АО «Гознак» (ИНН: 7813252159), ООО «ЭСМС» (ИНН: 9703043276), ООО «Эльгауголь» (ИНН: 1434045743), ООО «УК «Эльга» (ИНН: 9703012207), ООО «Коулстар» (ИНН: 7704445577), компанией «Max Jet Service, LLC», компанией «Mile Hao Xiang Technology Co., Ltd.», компанией «Platin Group Machine Manufacturing International Company Limited», ПАО «Селигдар» (ИНН: 1402047184), компанией «Shandong Oree Laser Technology Co., Ltd.», компанией «Wuhan Tianyu Information Industry Co., Ltd», и их дочерними компаниями (50% или более) при условии, что любой платеж в их пользу будет произведен на заблокированный счет указанных лиц.

Рассматриваемая лицензия не разрешает:

  • Совершение действий, запрещенных Директивой № 2 к Указу № 14024: указанной директивой запрещено открытие корреспондентского / расчетного счета, совершение каких-либо транзакций в запрещенных банках, к которым относятся в том числе российские банки, например, ПАО «Сбербанк России» (ИНН: 7707083893), ООО «Технологии Кредитования» (ИНН: 7736317458);
  • Совершение действий, запрещенных Директивой № 4 к Указу № 14024: указанной директивой запрещены какие-либо операции (в том числе валютные операции, передача имущества), связанные с Банком России, Фондом национального благосостояния России, а также Министерством Финансов РФ;
  • Совершение сделок, запрещенных санкционной политикой США в отношении России кроме вышеуказанных лиц.

d) Генеральная лицензия № 99, разрешающая до 13.08.2024 совершать все операции, которые необходимы для:

  • Прекращения правоотношений с ПАО «Московская биржа» (ИНН: 7702077840), НКО «НКЦ» (АО) (ИНН: 7750004023), НКО АО «НРД» (ИНН: 7702165310) («Заблокированные лица»), а также их дочерними компаниями (50% или более) при условии, что любой платеж в их пользу будет произведен на счет Заблокированных лиц;
  • Отчуждения или передачи, содействия отчуждению или передаче долговых обязательств / акций, выпущенных или гарантированных Заблокированными лицами («Покрываемые обязательства / акции») лицу, не являющемуся резидентом США;
  • Содействия, клиринга и расчетов по сделкам, заключенным до 12.06.2024, с Покрываемыми обязательствами / акциями;
  • Прекращения деривативных контрактов, заключенных до 12.06.2024 и связанных с Заблокированными лицами или Покрываемыми обязательствами / акциями, при условии, что любой платеж в пользу Заблокированных лиц будет произведен на счет Заблокированных лиц.

e) Генеральная лицензия № 100, разрешающая до 13.08.2024 совершать все операции, которые необходимы для отчуждения долговых обязательств или акций в пользу лиц, которые не являются резидентами США и чье имущество / имущественный интерес не заблокированы, а также конвертации валют с участием Заблокированных лиц или их дочерних компаний (50% или более), действующих исключительно в качестве депозитария ценных бумаг, торгового или расчетного депозитария, центрального контрагента, клирингового центра или публичного биржевого рынка.

(2) Санкционный пакет от 21.06.2024

20.06.2024 Министерством торговли США совместно с Бюро промышленности и безопасности (BIS) был введен запрет на программное обеспечение дочерней компании АО «Лаборатория Касперского» (ИНН: 7713140469), которая находится в США.

Указанный запрет распространен также на продукты самого АО «Лаборатория Касперского» (ИНН: 7713140469), ООО «Группа компаний Касперского» (ИНН: 7713603558) и компании «Kaspersky Labs Limited» (Великобритания). Ниже представлена ссылка на первоисточник запрета.

(Commerce Department Prohibits Russian Kaspersky Software for U.S. Customers).

В связи с введением указанного запрета 21.06.2024 OFACбыли опубликованы рассматриваемые изменения в санкционную политику. Санкционный пакет от 24.06.2024 включает в себя исключительно персональные санкции в отношении 12 физических лиц, которые предположительно являются работниками АО «Лаборатория Касперского». Ссылка на первоисточник санкционного пакета - Russia-related Designations.

***

Таким образом, США внесли существенные изменения в свою санкционную политику. В связи с тем, что Министерство финансов США в лице OFAC расширило определение «российского военно-промышленного комплекса» - пострадали различные области российской экономики, например, IT-сектор, финансовый и технологический сектора, а также сырьевая отрасль.

Введение санкций в отношении ПАО «Московская биржа» (ИНН: 7702077840), НКО «НКЦ» (АО) (ИНН: 7750004023), НКО АО «НРД» (ИНН: 7702165310), а также расширение оснований для введения вторичных санкций в отношении ИФУ приведет к новым последствиям для российского правового пространства.

В частности: (а) предполагается, что процесс разблокировки активов российских лиц в Euroclear и Clearstream будет осложнен; (б) российские лица будут в большей степени вынуждены прибегать к внебиржевым торгам (в которых отсутствует единый гарант исполнения сделки; цены ориентировочные и проч.), поскольку в настоящий момент торги долларами США и евро на площадке ПАО «Московская биржа» уже прекращены (см. обращение ПАО «Московская биржа»).

Авторы:
  • Ксения Степанищева (советник)
  • Алдар Бадмаев (юрист)
США