Контрсанкции

Иностранные госорганы не смогут запрашивать информацию о клиентах российских банков без согласия властей Российской Федерации

Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» уведомляет о новых мерах, принимаемых по минимизации ущерба от введенных санкций недружественных государств. 01.05.2022 на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон № 125-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (далее – «Федеральный закон»).


Федеральным законом вносятся изменения в порядок предоставления кредитными организациями сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и совершаемых ими операциях по запросам компетентных органов (включая судебные органы) иностранных государств.


Теперь российский банк при получении соответствующего запроса компетентного органа иностранного государства обязан в течение трех рабочих дней проинформировать об этом Банк России через личный кабинет банка на официальном сайте Банка России. Последний, в свою очередь, направляет сведения о получении такого запроса в уполномоченный орган исполнительной власти для последующего получения разрешения на предоставление информации компетентным органам иностранных государств. Такой орган исполнительной власти должен быть определен Президентом РФ.


Сведения о возможности/невозможности предоставления запрашиваемой информации направляются Банком России кредитной организации через личный кабинет на сайте Банка России в течении трех рабочих дней с даты получения Банком России соответствующего решения уполномоченного органа.


Только после получения разрешения кредитная организация может предоставить запрашиваемую информацию.


Как следует из Заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации от 21.04.2022 № 5.1-01/923, целью Федерального закона является, с одной стороны, недопущение попадания конфиденциальной информации о российских лицах властям недружественных государств, с другой – минимизация рисков взыскания органами иностранных государств с российских банков штрафных санкций в связи с непредоставлением этой информации. Для этого Федеральный закон предусматривает право кредитных организаций уведомлять компетентные органы иностранных государств об установленном запрете на передачу запрошенных сведений.


Вместе с тем, полагаем, что в таком случае кредитные организации оказываются в сложной ситуации: либо они не предоставляют сведения, игнорируя запрос компетентного органа иностранного государства, либо предоставляют сведения, тем самым нарушая российское законодательство. Например, согласно ст. 6308 William M. (Mac) Thornberry National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2021 задержка или отказ в предоставлении сведений влекут для российских банков, имеющих корреспондентские счета в США, негативные последствия – от ежедневного списания значительного штрафа до прекращения американским банком корреспондентских отношений с российской кредитной организацией.


С другой стороны, законодательное закрепление возможности непредставления ответов на запросы уполномоченных органов иностранных государств позволит банкам расширить свою аргументацию при обосновании довода о невозможности исполнения запроса, в т.ч. ссылкой на национальный запрет и банковскую тайну. Тем не менее, эффективность данной аргументации вызывает вопросы. Подбор конкретных сведений, которые фактически будут представляться на основании решения исполнительного органа власти (предположительно, Правительства РФ), пока остаются не раскрытыми.   


В соответствии с Федеральным законом данный порядок распространяется на запросы государственных органов как дружественных, так и недружественных стран.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Сергей Трущин – Юрист
Владимир Блинов – Помощник юриста