Санкции

10 пакет санкций ЕС

25.02.2023 был принят и опубликован 10-й пакет санкций ЕС, который включает в себя ряд положений, ужесточающих санкционное регулирование в отношении российских юридических и физических лиц и отдельных отраслей экономики.

10-й пакет санкций оформлен следующими Регламентами Совета ЕС:

  1. Регламент Совета ЕС 2023/426, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС 269/2014;
  2. Регламент Совета ЕС 2023/427, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС 833/2014;
  3. Регламент Совета ЕС 2023/429, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС 269/2014;
  4. Регламент Совета ЕС 2023/430, которым вносятся изменения в Регламент Совета ЕС 2020/1998.

10-й пакет санкций ЕС наиболее затрагивает следующие сферы:
  • Финансовый (в т.ч. банковский) сектор;
  • Сектор военно-промышленного комплекса;
  • Политический сектор;
  • Транспортный сектор.

I. Расширение санкций, наложенных на финансовый сектор России

1. В санкционный список ЕС включены три российских банка: АО «Альфа-Банк», ПАО «Росбанк», а также АО «Тинькофф Банк» (Приложение 1 к Регламенту Совета ЕС 269/2014[1]). Активы названных банков, находящиеся под юрисдикцией ЕС, должны быть заморожены, банки должны быть отключены от системы SWIFT.

2. В то же время предусматривается возможность разморозки активов, принадлежащих названным банкам (п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/426). Разморозка допускается по следующим основаниям:
  • Разморозка требуется для прекращения отношений с банками до 26.08.2023;
  • Операции и договоры, по которым требуется разморозка, заключены с банками до 25.02.2023.

3. ЕС продлил возможность разморозки активов Национального расчетного депозитария (далее – НРД) до 24.07.2023 (Регламент Совета ЕС 2023/426). Напомним, что активы НРД были заморожены 03.06.2022 в рамках 6-го пакета санкций ЕС. НРД входит в группу «Московской биржи», в связи с чем в нем учтены все ценные бумаги, которые торгуются на «Московской бирже».

II. Новые запреты на импорт из России и экспорт в Россию

1. Запрет на приобретение, импорт распространен на битум, асфальт, синтетический каучук[2] (Часть C Приложения VI Регламента Совета ЕС 2023/427).

2. Вплоть до 30.06.2024 вводятся квоты на импорт с территории России углерода, а также синтетического каучука и фактиса (п. 6 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427).

3. Запрет на экспорт с территории ЕС в Россию распространен на технологии, которые способствуют укреплению военного потенциала и технологическому совершенствованию России. В связи с этим устанавливается запрет на выдачу разрешений на экспорт товаров любому российскому физическому или юридическому лицу, государственному органу из России или для использования в России, если имеются подозрения о том, что такие товары могут иметь военное назначение (п.п. 2, 3, 7 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427).

4. Запрет на экспорт введен в отношении редкоземельных металлов и электронных компонентов, которые используются в российских системах вооружения (Часть B Приложения VII Регламента Совета ЕС 2023/427).

5. Запрет на экспорт с территории ЕС в Россию распространен на товары, которые могут быть направлены на поддержку российского вооружения. К таким товарам относятся транспортные средства, используемые для содержания и обслуживания железных дорог, самоходные машины, тягачи, пожарные автомобили, электрогенераторы, бинокли и проч. (Приложение VII к Регламенту Совета ЕС 2023/427).

6. Введен запрет на транзит через территорию России товаров и технологий двойного назначения (то есть применимых как для гражданских, так и для военных целей), а также оружия, экспортируемого из ЕС (п.п. 2, 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427 (ст. 2, ст. 2аа Регламента Совета ЕС 833/2014)).

III. Санкции в отношении физических и юридических лиц

1. Регламент Совета ЕС 2023/429 и Регламент Совета ЕС 2023/430 расширили перечень подсанкционных физических лиц, среди которых:
  • Спивак Андрей Александрович (Прокурор Херсонской области);
  • Михайлов Глеб Леонидович (Прокурор Луганской Народной Республики);
  • Рошаль Леонид Михайлович (Врач, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта);
  • Вышинский Кирилл Валерьевич (Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Исполнительный директор информагенства «Россия сегодня»);
  • Ларионова Татьяна Петровна (Депутат ГД РФ);
  • Михайлов Олег Алексеевич (Депутат ГД РФ);
  • Муцоев Зелимхан Аликоевич (Депутат ГД РФ);
  • Павлов Владимир Викторович (Депутат ГД РФ);
  • лица, связанные с ЧВК «Вагнер»;
  • и проч.

В санкционный список также вошли иранцы, которые, согласно Регламенту Совета ЕС 2023/429, связаны с поставками вооружений на территорию России.

2. Регламент Совета ЕС 2023/429 расширил перечень подсанкционных организаций, добавив в него новых лиц:
  • Общероссийский народный фронт;
  • Фонд национального благосостояния Российской Федерации;
  • Общество с ограниченной ответственностью «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ»;
  • Акционерное общество «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»;
  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня»;
  • и проч.

3. Регламент Совета ЕС 2023/427 внес в список медиаструктур, трансляция контента которых запрещена, RT Arabic и Sputnik Arabic.

IV. Иные санкции

1. Для российских граждан, а также юридических лиц установлен запрет на приобретение мощностей для хранения газа на территории ЕС (п. 12 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427 (ст. 5р Регламента Совета ЕС 833/2014)).

2. Для лиц, связанных с Россией, установлен запрет на занятие любых должностей в органах организаций, относящихся к критической инфраструктуре ЕС (п. 12 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427 (ст. 5о Регламента Совета ЕС 833/2014)).

3. Для лиц, попавших под санкции ЕС, установлена обязанность по информированию Европейской комиссии о своих активах, находящихся под юрисдикцией ЕС. Информация об активах должна обновляться каждые три месяца (п. 8 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427).

Сообщаем также, что санкции, аналогичные 10-му пакету санкций ЕС, были приняты Швейцарией.

Авторы:
Кристина Севеева (юрист)
Павел Кусмаев (младший юрист)

[1] Мы исходим из того, что в нумерации юридических лиц при описании указанного ограничения допущена опечатка (т.е. санкции расширены в отношении компаний под номерами 199, 200 и 201 соответственно).

[2] Напомним, что запрет на импорт вводится в отношении товаров, которые приносят России значительную часть прибыли (Статья 3i Регламента Совета ЕС 833/2014).
Европейский союз