25.02.2023 был принят и опубликован 10-й пакет санкций ЕС, который включает в себя ряд положений, ужесточающих санкционное регулирование в отношении российских юридических и физических лиц и отдельных отраслей экономики.
10-й пакет санкций оформлен следующими Регламентами Совета ЕС:
10-й пакет санкций ЕС наиболее затрагивает следующие сферы:
Финансовый (в т.ч. банковский) сектор;
Сектор военно-промышленного комплекса;
Политический сектор;
Транспортный сектор.
I. Расширение санкций, наложенных на финансовый сектор России
1. В санкционный список ЕС включены три российских банка: АО «Альфа-Банк», ПАО «Росбанк», а также АО «Тинькофф Банк» (Приложение 1 к Регламенту Совета ЕС 269/2014[1]). Активы названных банков, находящиеся под юрисдикцией ЕС, должны быть заморожены, банки должны быть отключены от системы SWIFT.
2. В то же время предусматривается возможность разморозки активов, принадлежащих названным банкам (п. 1 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/426). Разморозка допускается по следующим основаниям:
Разморозка требуется для прекращения отношений с банками до 26.08.2023;
Операции и договоры, по которым требуется разморозка, заключены с банками до 25.02.2023.
3. ЕС продлил возможность разморозки активов Национального расчетного депозитария (далее – НРД) до 24.07.2023 (Регламент Совета ЕС 2023/426). Напомним, что активы НРД были заморожены 03.06.2022 в рамках 6-го пакета санкций ЕС. НРД входит в группу «Московской биржи», в связи с чем в нем учтены все ценные бумаги, которые торгуются на «Московской бирже».
II. Новые запреты на импорт из России и экспорт в Россию
1. Запрет на приобретение, импорт распространен на битум, асфальт, синтетический каучук[2] (Часть C Приложения VI Регламента Совета ЕС 2023/427).
2. Вплоть до 30.06.2024 вводятся квоты на импорт с территории России углерода, а также синтетического каучука и фактиса (п. 6 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427).
3. Запрет на экспорт с территории ЕС в Россию распространен на технологии, которые способствуют укреплению военного потенциала и технологическому совершенствованию России. В связи с этим устанавливается запрет на выдачу разрешений на экспорт товаров любому российскому физическому или юридическому лицу, государственному органу из России или для использования в России, если имеются подозрения о том, что такие товары могут иметь военное назначение (п.п. 2, 3, 7 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427).
4. Запрет на экспорт введен в отношении редкоземельных металлов и электронных компонентов, которые используются в российских системах вооружения (Часть B Приложения VII Регламента Совета ЕС 2023/427).
5. Запрет на экспорт с территории ЕС в Россию распространен на товары, которые могут быть направлены на поддержку российского вооружения. К таким товарам относятся транспортные средства, используемые для содержания и обслуживания железных дорог, самоходные машины, тягачи, пожарные автомобили, электрогенераторы, бинокли и проч. (Приложение VII к Регламенту Совета ЕС 2023/427).
6. Введен запрет на транзит через территорию России товаров и технологий двойного назначения (то есть применимых как для гражданских, так и для военных целей), а также оружия, экспортируемого из ЕС (п.п. 2, 3 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427 (ст. 2, ст. 2аа Регламента Совета ЕС 833/2014)).
III. Санкции в отношении физических и юридических лиц
1. Регламент Совета ЕС 2023/429 и Регламент Совета ЕС 2023/430 расширили перечень подсанкционных физических лиц, среди которых:
Спивак Андрей Александрович (Прокурор Херсонской области);
Михайлов Глеб Леонидович (Прокурор Луганской Народной Республики);
Рошаль Леонид Михайлович (Врач, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта);
Вышинский Кирилл Валерьевич (Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Исполнительный директор информагенства «Россия сегодня»);
Ларионова Татьяна Петровна (Депутат ГД РФ);
Михайлов Олег Алексеевич (Депутат ГД РФ);
Муцоев Зелимхан Аликоевич (Депутат ГД РФ);
Павлов Владимир Викторович (Депутат ГД РФ);
лица, связанные с ЧВК «Вагнер»;
и проч.
В санкционный список также вошли иранцы, которые, согласно Регламенту Совета ЕС 2023/429, связаны с поставками вооружений на территорию России.
2. Регламент Совета ЕС 2023/429 расширил перечень подсанкционных организаций, добавив в него новых лиц:
Общероссийский народный фронт;
Фонд национального благосостояния Российской Федерации;
Общество с ограниченной ответственностью «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ»;
Акционерное общество «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»;
Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня»;
и проч.
3. Регламент Совета ЕС 2023/427 внес в список медиаструктур, трансляция контента которых запрещена, RT Arabic и Sputnik Arabic.
IV. Иные санкции
1. Для российских граждан, а также юридических лиц установлен запрет на приобретение мощностей для хранения газа на территории ЕС (п. 12 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427 (ст. 5р Регламента Совета ЕС 833/2014)).
2. Для лиц, связанных с Россией, установлен запрет на занятие любых должностей в органах организаций, относящихся к критической инфраструктуре ЕС (п. 12 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427 (ст. 5о Регламента Совета ЕС 833/2014)).
3. Для лиц, попавших под санкции ЕС, установлена обязанность по информированию Европейской комиссии о своих активах, находящихся под юрисдикцией ЕС. Информация об активах должна обновляться каждые три месяца (п. 8 ст. 1 Регламента Совета ЕС 2023/427).
Сообщаем также, что санкции, аналогичные 10-му пакету санкций ЕС, были приняты Швейцарией.
Авторы: Кристина Севеева (юрист) Павел Кусмаев (младший юрист)
[1] Мы исходим из того, что в нумерации юридических лиц при описании указанного ограничения допущена опечатка (т.е. санкции расширены в отношении компаний под номерами 199, 200 и 201 соответственно).
[2] Напомним, что запрет на импорт вводится в отношении товаров, которые приносят России значительную часть прибыли (Статья 3i Регламента Совета ЕС 833/2014).