Закон предусматривает внесение изменений в налоговое законодательство, направленных на поддержу предпринимателей в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации.
1. Наделение Правительства РФ, высших исполнительных органов субъектов РФ дополнительными полномочиями в налоговой сфере
Согласно подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона Правительство РФ вправе в 2020 г. издавать нормативные акты, предусматривающие в период с 01.01.2020 до 31.12.2020 г.:
- приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля;
- продление сроков уплаты налогов, сборов (в т.ч. региональных и местных) и страховых взносов;
- продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
- дополнительные основания предоставления в 2020 г. отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
- основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).
Наделение Правительства РФ компетенцией по приостановлению, отмене или переносу на более поздний срок мероприятий налогового контроля является продолжением начавшегося процесса повсеместной отмены, приостановления проверок (см., например, информацию Ростехнадзора, информацию Росаккредитации).
Таким образом, Правительство РФ, высшие исполнительные органы субъектов РФ смогут оперативно вводить стимулирующие налоговые меры, а при необходимости смягчать или отменять их. Так, в настоящее время опубликован проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», которым продлеваются на 6 месяцев сроки уплаты для субъектов малого или среднего предпринимательства (далее – «субъекты МСП») пострадавшим от COVID-19 за 2019 г.:
- налога на прибыль организаций;
- налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- единого сельскохозяйственного налога.
2. Возможность учета расходов на приобретение товаров, понесенных до перехода на упрощенную систему налогообложения
Согласно п. 2.2 ст. 346.25 НК предусмотрены особые правила для организаций и ИП, которые перешли на упрощенную систему налогообложения (объект: доходы, уменьшенные на величину расходов), а до такого перехода применяли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – «ЕНВД») или патентную систему налогообложения (далее – «ПСН»). Такие налогоплательщики вправе учесть произведенные до перехода на упрощенную систему налогообложения расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
Данные меры приняты в связи с тем, что Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен запрет на применение ЕНВД и ПСН в отношении розничной торговли подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации товарами (лекарственные средства, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха) с 01.01.2020 г., а с 01.01.2021 г. прекращает свое действие ЕНВД. Тем самым налогоплательщики вынуждены переходить на иные режимы налогообложения в принудительном порядке.
Таким образом, принятые положения позволяют налогоплательщикам учесть расходы на приобретение товаров в период применения ЕНВД и ПСН, которые не были реализованы до перехода на упрощенную систему налогообложения. Учет данных расходов влечет уменьшение налоговой базы и, следовательно, уменьшение налоговой нагрузки.
3. Изменение правил налогообложения и определения налоговой базы процентов по банковским вкладам
Согласно п. 2 ст. 2 Закона налоговая база при получении физическими лицами доходов в виде процентов по банковским вкладам рассчитывается как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в банках, над суммой процентов. Иными словами, исчисление налоговой базы можно проиллюстрировать следующей формулой (за 1 год):
проценты по всем вкладам в банках – (1 млн. руб.* ставка рефинансирования ЦБ)
Например, если у гражданина открыт банковский вклад на 2 млн руб. под 5% годовых, то налоговая база составит:
(2 млн. руб.*0,05) – (1 млн. руб.*0,06) = 40 тыс. руб.
Размер НДФЛ (40 тыс. руб.*0,13) составит 5200 руб.
Законом устанавливается ряд исключений из налоговой базы:
- проценты по валютным вкладам со ставкой не более 1%;
- проценты по счетам эскроу.
НДФЛ при получении доходов в виде процентов по вкладам уплачивается физическими лицами не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (1 год), на основании уведомления, направленного налоговым органом (т.е. до 01.12.2022 г. по доходам, полученным после 01.01.2021 г.) согласно п. 6 ст. 228 НК.
Также согласно п. 1 ст. 2 Закона доходы в виде процента (купона, дисконта) по облигациям включаются в доходы по операциями с ценными бумагами и подлежат обложению НДФЛ. Ранее, до вступления в силу Закона, доход в виде процента (купона, дисконта) по облигациям, выпущенным после 2017 г., не подлежал налогообложению (п. 7 ст. 214.1 НК).
Таким образом, Законом повышается налоговая нагрузка некоторых физических лиц, имеющих вклады в банке (-ах), а также владеющих облигациями. Новые правила налогообложения применяются к доходам по банковским вкладам и (или) облигациям, полученным после 01.01.2021 г. (п. 3 ст. 7 Закона).
4. Установление пониженного размера страховых взносов
Законом предусматривается, что субъекты МСП уплачивают пониженные тарифы страховых взносов в отношении заработной платы (ст. 6 Закона). Для субъектов МСП устанавливаются с 01.04.2020 г. следующие тарифы страховых взносов в отношении заработной платы:
- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов в размере 10%;
- на обязательное пенсионное страхование свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов в размере 10%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 0%;
- на обязательное медицинское страхование в размере 5%.
До принятия Закона были установлены следующие тарифы страховых взносов в отношении заработной платы:
- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов в размере 22%;
- на обязательное пенсионное страхование свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов в размере 10%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2,9%;
- на обязательное медицинское страхование в размере 5,1%.
Акселерация принятия закона вызвана отчасти сложившейся тяжелой экономической ситуацией в связи с распространением коронавирусной инфекции нового типа COVID-19, а также с целью принятия жестких мер для нивелирования последствий экономической пандемии.
Авторы:
Ксения Степанищева
Советник
Сергей Трущин
Юрист