Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВНЕСТИ РЯД ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЮРЛИЦ И ИП

Коллегия адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» информирует об актуальном законопроекте, внесенном в Государственную Думу РФ 16.11.2021, и предлагающем изменения в правила и порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Основные предложения законопроекта:

На официальном портале законотворческой деятельности 16.11.2021 опубликован законопроект № 19332-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – «Законопроект»). Законопроект предлагает следующие изменения.

1. Расширение перечня оснований для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ и указание обстоятельств, при которых регистрирующий орган прекращает данную процедуру.
В действующей редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – «Закон о госрегистрации») установлено, что сведения о юридическом лице, которое в течение 12 месяцев не представляло отчётность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операции по банковским счетам, могут быть исключены из ЕГРЮЛ.
Помимо этого, в соответствии с п. 5 ст. 211 Закона о госрегистрации, сведения о юридическом лице могут быть исключены из ЕГРЮЛ в случаях, если:
  • юридическое лицо невозможно ликвидировать ввиду недостаточности денежных средств на проведение процедуры ликвидации, и невозможно возложить эти расходы на учредителей;
  • в ЕГРЮЛ содержатся сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

Законопроектом предлагается добавить в п. 5 ст. 21 (Статья 7.8 Закона № 115-ФЗ вступает в силу 21.03.2022 в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2021 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».) Закона о регистрации пункты «в» и «г», в соответствии с которыми регистрирующий орган будет вправе исключать сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ также в случаях:
  • принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов;
  • наличия оснований, предусмотренных п. 3 ст. 7.8 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – «Закон № 115-ФЗ»).

Стоит отметить, что отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов для проведения процедур банкротства, не всегда говорит о недостаточности денежных средств на проведение процедур ликвидации.
При этом п. 3 ст. 7.8 Закона № 115-ФЗ, вступающий в силу с 21.03.2022, устанавливает, что лицо вправе оспорить принятие в отношении него мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона № 115-ФЗ, который, в свою очередь, указывает, что при осуществлении внутреннего контроля кредитная организация может применить в отношении клиента – юридического лица или индивидуального предпринимателя, отнесённого кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, следующие меры:
  • не проводить операции по счетам, связанные с уменьшением остатка денежных средств, не выдавать наличные денежные средства, не осуществлять переводы денежных средств с использованием системы быстрых платежей Банка России;
  • не выдавать денежные средства или не переводить денежные средства на счета третьих лиц в случае расторжения договора банковского счёта;
  • прекратить обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.


Также в соответствии с редакцией п. 7 ст. 22 Закона о госрегистрации, предлагаемой в Законопроекте, регистрирующий орган прекратит процедуру исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ в случаях, если:
  • ФНС получила сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
  • юридическое лицо, сведения о котором исключаются из ЕГРЮЛ, представило отчётность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и (или) начало осуществлять операции хотя бы по одному из банковских счетов;
  • из ЕГРЮЛ устранена запись о недостоверности сведений об этом юридическом лице.

Введение указанных норм упорядочит процедуру исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ. В частности, при устранении юридическими лицами обстоятельств, послуживших основанием для начала процедуры исключения сведений из ЕГРЮЛ, налоговый орган будет обязан самостоятельно прекратить процедуру без направления ему мотивированных заявлений заинтересованных лиц о прекращении процедуры.

2. Изменение оснований для отказа в государственной регистрации сведений об учредителях и руководителе юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре недостоверных сведений о нём.
В Законопроекте предлагается внести изменения в пп. «ф» п. 2 ст. 23 Закона о госрегистрации, в соответствии с которыми не смогут быть учредителями и генеральными директорами лица, которые в течение последних трёх лет владели более 50% голосов или были генеральными директорами в юридических лицах:
  • исключённых из ЕГРЮЛ и имевших задолженность перед бюджетом либо в отношении которых была списана задолженность перед бюджетом;
  • исключённых из ЕГРЮЛ на основании недостоверности сведений о таких юридических лицах;
  • исключённых из ЕГРЮЛ в связи с наличием оснований, предусмотренных п. 3 ст. 78 Закона № 115-ФЗ;
  • в отношении которых имелась запись о недостоверности сведений об адресе регистрации или о генеральном директоре, либо не было исполнено решение суда о ликвидации.

В случае если запись о недостоверности сведений о генеральном директоре внесена на основании заявления этого лица, то запрет сроком на три года на участие и осуществление функций генерального директора в юридическом лице не распространяется.
Такое нововведение направлено на дальнейшее ограничение практики регистрации «массовых директоров» и «массовых учредителей», а также использования фирм-однодневок, в том числе в целях финансирования терроризма или легализации доходов, полученных преступным путём.

3. Упрощение процедуры регистрации ИП и включение в ЕГРИП сведений о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Законопроектом предлагается освободить граждан РФ от обязанности предоставления копии паспорта гражданина. После вступления изменений в силу, заявители буду предоставлять следующие документы:
  • заявление о государственной регистрации ИП по установленной форме;
  • документ об уплате госпошлины.

Граждане иностранных государств по-прежнему будут обязаны предоставлять в ФНС копии документов, удостоверяющих личность.
Помимо этого, Законопроектом предлагается включать в ЕГРИП сведения о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, законодатель предлагает, с одной стороны, усилить административный элемент в регистрационной деятельности, и, с другой стороны, упростить регистрационные процедуры. Обязанность ФНС самостоятельно прекратить процедуру исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ, а также сокращение перечня обязательных к предоставлению документов при регистрации ИП, свидетельствует о том, что ФНС уже обладает возможностью получать весьма широкий спектр сведений, что, в свою очередь, упрощает деятельность предпринимателей.

Авторы:
Ксения Степанищева, Советник
Кристина Севеева, Юрист
Key news 2022 Ксения Степанищева Кристина Севеева Аналитика Поддержка бизнеса