ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВНЕСТИ РЯД ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЮРЛИЦ И ИП
2022-01-24 07:56
Коллегия адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» информирует об актуальном законопроекте, внесенном в Государственную Думу РФ 16.11.2021, и предлагающем изменения в правила и порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Основные предложения законопроекта:
расширение перечня оснований для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ и указание обстоятельств, при которых регистрирующий орган прекращает процедуру исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ;
упрощение процедуры регистрации ИП и включение в ЕГРИП сведений о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
На официальном портале законотворческой деятельности 16.11.2021 опубликован законопроект № 19332-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – «Законопроект»). Законопроект предлагает следующие изменения.
1. Расширение перечня оснований для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ и указание обстоятельств, при которых регистрирующий орган прекращает данную процедуру. В действующей редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – «Закон о госрегистрации») установлено, что сведения о юридическом лице, которое в течение 12 месяцев не представляло отчётность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операции по банковским счетам, могут быть исключены из ЕГРЮЛ. Помимо этого, в соответствии с п. 5 ст. 211 Закона о госрегистрации, сведения о юридическом лице могут быть исключены из ЕГРЮЛ в случаях, если:
юридическое лицо невозможно ликвидировать ввиду недостаточности денежных средств на проведение процедуры ликвидации, и невозможно возложить эти расходы на учредителей;
в ЕГРЮЛ содержатся сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.
принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов;
наличия оснований, предусмотренных п. 3 ст. 7.8 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – «Закон № 115-ФЗ»).
Стоит отметить, что отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов для проведения процедур банкротства, не всегда говорит о недостаточности денежных средств на проведение процедур ликвидации. При этом п. 3 ст. 7.8 Закона № 115-ФЗ, вступающий в силу с 21.03.2022, устанавливает, что лицо вправе оспорить принятие в отношении него мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона № 115-ФЗ, который, в свою очередь, указывает, что при осуществлении внутреннего контроля кредитная организация может применить в отношении клиента – юридического лица или индивидуального предпринимателя, отнесённого кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, следующие меры:
не проводить операции по счетам, связанные с уменьшением остатка денежных средств, не выдавать наличные денежные средства, не осуществлять переводы денежных средств с использованием системы быстрых платежей Банка России;
не выдавать денежные средства или не переводить денежные средства на счета третьих лиц в случае расторжения договора банковского счёта;
прекратить обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.
Такжев соответствии с редакцией п. 7 ст. 22 Закона о госрегистрации, предлагаемой в Законопроекте, регистрирующий орган прекратит процедуру исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ в случаях, если:
ФНС получила сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
юридическое лицо, сведения о котором исключаются из ЕГРЮЛ, представило отчётность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и (или) начало осуществлять операции хотя бы по одному из банковских счетов;
из ЕГРЮЛ устранена запись о недостоверности сведений об этом юридическом лице.
Введение указанных норм упорядочит процедуру исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ. В частности, при устранении юридическими лицами обстоятельств, послуживших основанием для начала процедуры исключения сведений из ЕГРЮЛ, налоговый орган будет обязан самостоятельно прекратить процедуру без направления ему мотивированных заявлений заинтересованных лиц о прекращении процедуры.
2. Изменение оснований для отказа в государственной регистрации сведений об учредителях и руководителе юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре недостоверных сведений о нём. В Законопроекте предлагается внести изменения в пп. «ф» п. 2 ст. 23 Закона о госрегистрации, в соответствии с которыми не смогут быть учредителями и генеральными директорами лица, которые в течение последних трёх лет владели более 50% голосов или были генеральными директорами в юридических лицах:
исключённых из ЕГРЮЛ и имевших задолженность перед бюджетом либо в отношении которых была списана задолженность перед бюджетом;
исключённых из ЕГРЮЛ на основании недостоверности сведений о таких юридических лицах;
исключённых из ЕГРЮЛ в связи с наличием оснований, предусмотренных п. 3 ст. 78 Закона № 115-ФЗ;
в отношении которых имелась запись о недостоверности сведений об адресе регистрации или о генеральном директоре, либо не было исполнено решение суда о ликвидации.
В случае если запись о недостоверности сведений о генеральном директоре внесена на основании заявления этого лица, то запрет сроком на три года на участие и осуществление функций генерального директора в юридическом лице не распространяется. Такое нововведение направлено на дальнейшее ограничение практики регистрации «массовых директоров» и «массовых учредителей», а также использования фирм-однодневок, в том числе в целях финансирования терроризма или легализации доходов, полученных преступным путём.
3. Упрощение процедуры регистрации ИП и включение в ЕГРИП сведений о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Законопроектом предлагается освободить граждан РФ от обязанности предоставления копии паспорта гражданина. После вступления изменений в силу, заявители буду предоставлять следующие документы:
заявление о государственной регистрации ИП по установленной форме;
документ об уплате госпошлины.
Граждане иностранных государств по-прежнему будут обязаны предоставлять в ФНС копии документов, удостоверяющих личность. Помимо этого, Законопроектом предлагается включать в ЕГРИП сведения о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, законодатель предлагает, с одной стороны, усилить административный элемент в регистрационной деятельности, и, с другой стороны, упростить регистрационные процедуры. Обязанность ФНС самостоятельно прекратить процедуру исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ, а также сокращение перечня обязательных к предоставлению документов при регистрации ИП, свидетельствует о том, что ФНС уже обладает возможностью получать весьма широкий спектр сведений, что, в свою очередь, упрощает деятельность предпринимателей.