Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

ОБЗОР НОВОВВЕДЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Увеличение налога на дивиденды российских компаний до 15%
Президент РФ В.В. Путин в обращении к нации 25.03.2020 предложил внести изменения в соглашения РФ с другими государствами об избежании двойного налогообложения (далее – «СИДН») с целью установить эффективную налоговую ставку по налогу дивиденды, которые выплачиваются в пользу иностранных компаний, в размере 15%. При недостижении соглашения по изменению СИДН с зарубежными партнерами, возможен выход РФ из СИДН в одностороннем порядке.
Высказанное предложение является радикальным продолжением начавшегося в РФ в 2013 процесса деофшоризации. Данное предложение игнорирует иные признанные способы борьбы с оттоком капитала в оффшорные юрисдикции. Так, в рамках плана BEPS, направленного на избежание двойного неналогообложения, РФ присоединилась к «Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» от 24.11.2016 (далее – «Конвенция»). Согласно положениям Конвенции РФ обязалась внести изменения в 71 СИДН с целью минимизации злоупотреблений в области международного налогового планирования (в том числе введение правила основной цели, требования участия в компании не менее 365 дней для применения льготной ставки налогообложения дивидендов и проч.). В силу информационного сообщения Минфина России от 24.12.2019 Конвенция применяется не ранее чем с 01.01.2021. Теперь заключенные ранее СИДН ждут более радикальных изменения, а вступление в силу Конвенции вновь может быть теоретически перенесено.
Согласно информационному сообщению Минфина России от 26.03.2020 планируемые изменения налогообложения коснутся только т.н. транзитных юрисдикций (например, Кипр). Изменения не затронут процентные доходы, выплачиваемые по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками. Планируется, что данные изменения вступят в силу с 01.01.2021 и не будут распространяться на доходы, выплачиваемые из Российской Федерации в 2020.
Реализация данных мер может повлечь значительные издержки для организаций в виде дополнительной налоговой нагрузки на налогоплательщиков. При этом, изменение структуры владения активами, в том числе редомициляция иностранной компании в один из специальных административных районов (на территории острова Русский (Приморский край) или острова Октябрьский (Калининградская область)) согласно ФЗ от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях» может быть затруднено, так как многие государственные учреждения в офшорных юрисдикциях в настоящее время закрыты на карантин или работают в сокращенном режиме.

2. Снижение страховых взносов во внебюджетные фонды
Президент РФ В.В. Путин в обращении к нации 25.03.2020 предложил снизить размер страховых взносов в внебюджетные фонды до 15%. В настоящее время тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 2,9%, на обязательное медицинское страхование составляет 5,1% (п. 2 ст. 425 НК). Таким образом, общая нагрузка в виде уплаты страховых взносов снизится в 2 раза, с 30% до 15%. Пониженный размер ставки во внебюджетные фонды предлагается установить на неопределенный период времени с целью стимулировать работодателей повышать заработную плату работников. При этом, пониженные ставки по страховым взносам будут применяться только в отношении заработной платы, превышающей МРОТ (12130 руб. с 01.01.2020 согласно ФЗ от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).
Предлагается, что данная мера затронет субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения к данным субъектам:
  • малые предприятия (со среднесписочной численностью работников до 100 человек и размером дохода за год до 800 млн. руб.);
  • средние предприятия (со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и размером дохода за год до 2 млрд. руб.).
Таким образом, у многих российских работодателей высвободится значительная сумма денежных средств, которая может быть потрачена как на увеличение фонда оплаты труда, так и на текущую операционную деятельность.

3. Изменение налогообложения банковских вкладов
Президент РФ В.В. Путин в обращении к нации 25.03.2020 предложил внести изменения в налоговое законодательство с целью установления НДФЛ на процентные доходы от банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги (облигации) на сумму свыше 1 млн. руб. Налоговая ставка НДФЛ по таким доходам составит 13%.В настоящее время установлена ставка НДФЛ в размере 9% только в отношении процентов по банковским вкладам, превышающим ключевую ставку, увеличенную на 5 процентных пунктов (в настоящее время 11%) (п. 1 ст. 214.2 НК). Данная мера установлена для борьбы с аномальными (нерыночными) процентами по банковским вкладам, в то время как средняя максимальная ставка по вкладам банков, входящим в топ-10, составляет 5,15%.
По сообщению Министра финансов РФ Антона Силуанова НДФЛ на процентные доходы по банковским вклада свыше 1 млн руб. будет введен только с 01.01.2021 (подробнее). 
Доход по валютным вкладам будет облагаться только в части процентов, изменение суммы вклада из-за курсовых колебаний учитываться не будет. Новая мера не коснется процентных доходов, полученных в 2020.

4. Изменение порядка проведения проверок бизнеса
Согласно п. 1 Распоряжения Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 до 01.05.2020 приостановлены:
  • проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «294-ФЗ»);
  • выездные налоговые проверки;
  • выездные таможенные проверки.
Исключение составляют внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер. Распоряжение Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 уже исполнено на территории Московской области (Постановление Губернатора Московской области от 19.03.2020 № 133-ПГ).Проектом федерального закона № 931192-7 от 26.03.2020 «О внесении изменений в отдельные правовые акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» предлагается закрепить запрет на проведение проверок, на которые распространяется 294-ФЗ (т.е. все проверки государственных органов, за исключением проверок, указанных в п.п. 3, 3.1 ст. 1 294-ФЗ, в том числе в рамках прокурорского надзора, надзора Банка России), с 01.04.2020 по 31.12.2020, кроме проверок, основаниями для проведения которых является причинение вреда или угроза причинению вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 4). Указанным законопроектом также предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по установлению особенностей организации и осуществления видов контроля, в отношении которых применяются положения 294-ФЗ, в том числе предмета, сроков, оснований таких проверок (статья 9).Таким образом Распоряжение Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 снижает нагрузку на компании в условиях уменьшения экономической активности и перехода на дистанционную работу. Принятие законопроекта позволит защитить интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения экономической и эпидемиологической ситуации и исключить проведение проверок согласно 294-ФЗ в 2020. Принятие законопроекта № 931192-7 также позволит распространить запрет на проведение проверок на всей территории РФ, а региональным органам власти не потребуется имплементировать поручение Председателя Правительства РФ Мишустина М.В. от 18.03.2020, а исполнять непосредственно нормы федерального законодательства.

Авторы:

Степанищева Ксения, адвокат, советник 
Трущин Сергей, юрист
Ксения Степанищева Сергей Трущин Аналитика 2020 Налоги и штрафы Поддержка бизнеса