Определен закрытый перечень случаев проведения закупок у единственного поставщика. В действующей редакции Закона № 223 отсутствует исчерпывающий перечень случаев проведения закупок у единственного поставщика, заказчики самостоятельно определяют данный список в положении о закупке [2] – документе, утверждаемом компетентным органом заказчика и регламентирующем его закупочную деятельность. В этом отношении Закон № 223 отличается большей диспозитивностью по сравнению с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим закрытый перечень случаев закупки у единственного поставщика [3].
Законопроект предлагает на законодательном уровне закрепить случаи проведения неконкурентных закупок, в т.ч. закупок у единственного поставщика. В частности, предлагается проведение неконкурентных закупок в случаях:
- закупок товаров, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях»[4];
- закупок товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей;
- закупок определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и проведения иных закупок.
Зафиксированы требования, которые заказчик вправе устанавливать в закупочной документации. В частности, речь идет о требованиях к банковской гарантии, предоставляемой участниками закупок в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке или обеспечения исполнения договора.
Данная банковская гарантия:
- должна быть выдана банком, включенным в специальный перечень [6] банков;
- её форма должна соответствовать требованиям к форме банковской гарантии, устанавливаемым Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации [7], а также требованиям к ее включению в реестр банковских гарантий.
Законопроект определяет закрытый перечень сведений, обязательное предоставление которых заказчик вправе установить в закупочной документации. В случае принятия Законопроекта заказчик не сможет произвольно потребовать от поставщика документы и информацию, не поименованные в Законе № 223.
Регламентированы действия заказчика и участника закупки при заключении и исполнении договора по результатам проведения закупки. Законопроект предусматривает, что взаимодействие между заказчиком и поставщиком по всем вопросам, связанным с заключением и исполнением договора, будет осуществляться в единой информационной системе.
Для оценки поставленных товаров обязательно проведение экспертизы, которая может проводиться как непосредственно заказчиком, так и внешними экспертами. Планируется, что Правительство РФ установит перечень товаров, работ, услуг, для оценки соответствия которых обязательно привлечение специальных экспертов или экспертных организаций.
Изменен порядок подачи жалоб. Процедура обжалования действий заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки в антимонопольном органе изложена в Законе № 223 фрагментарно, преимущественно регулируется ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» [8]. Законопроект предлагает детально регламентировать процедуру обжалования в Законе № 223. Предложенная Законопроектом процедура обжалования действий субъектов закупок, во-первых, предусматривает подачу жалобы с использованием единой информационной системы; во-вторых, предлагает существенно более короткие сроки для подачи, принятия и рассмотрения жалобы. Для сравнения в соответствии с Законопроектом жалоба подается в течение 5 часов с момента совершения обжалуемых действий, решение и (или) предписание об устранении нарушений размещаются в единой информационной системе в срок, не превышающий 6 часов с момента поступления жалобы. В соответствии с ФЗ «О защите конкуренции» подача жалобы возможна в течение 10 дней со дня подведения итогов торгов, антимонопольный орган рассматривает жалобу в течение 7 дней со дня поступления жалобы. При этом, согласно Законопроекту, если участник закупок подает жалобу в течение десяти дней, такая жалоба рассматривается в сроки, предусмотренные ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции». В случае принятия Законопроекта обжалование будет осуществляться исключительно в электронной форме, без очного присутствия представителей антимонопольного органа, поставщика, участника закупки. В данной связи Законопроект вносит корректировки в ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции». Согласно Законопроекту, в случае обжалования торгов, проводимых в соответствии с Законом № 223, антимонопольный орган не обязан публиковать информацию о поступлении жалобы, приостановлении торгов, а также решения, принятые по итогам рассмотрения жалобы, поскольку такая информация направляется участнику закупки, поставщику или оператору электронной площадки с использованием единой информационной системы.
Предложенный Правительством РФ Законопроект, безусловно, восполняет пробелы в законодательстве о государственных закупках. Необходимо отметить, что многие предложенные изменения основываются на соответствующих положениях Закона № 44, например, критерии проведения неконкурентных закупок у единственного поставщика. Предложенная редакция Закона № 223 охватывает сферы, которые ранее не были законодательно урегулированы, в том числе, процесс информационного взаимодействия заказчика и поставщика на этапе исполнения, изменения, расторжения договора. С одной стороны, усиление регулирования будет способствовать правовой определенности и оставит меньше возможностей для злоупотребления. С другой стороны, заказчики будут лишены возможности самостоятельного разрешения ряда вопросов. В частности, будет определен обязательный закрытый перечень случаев проведения неконкурентных закупок, заказчик не сможет требовать предоставления документов и информации по своему усмотрению. Нельзя не отметить стремление законодателя к цифровизации процесса проведения закупок, что способствует повышению информированности субъектов государственных закупок. Например, в связи с распространением коронавирусной инфекции некоторые заказчики вынуждены были отменить закупки. Минфин в своем письме [9] подтвердил данное право заказчиков, поскольку распространение данной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. Согласно п. 6 ст. 3.2 Закона № 223 информация об отмене закупки публикуется в единой информационной системе в день принятия такого решения, поэтому поставщики могут оперативно узнать об отмене соответствующей закупки. Весьма положительными изменениями являются сокращение сроков обжалования, расширение возможностей для заказчика, антимонопольного органа, участника закупок взаимодействовать друг с другом с использованием единой информационной системы.
Авторы:
Ксения Степанищева, Советник
Екатерина Почтарева, Младший Юрист
Ссылки:
[1]
https://regulation.gov.ru/projects#StartDate=12.3.2020&EndDate=13.3.2020&kinds=6&npa=99932
[2]
Ст. 3.6 Закона № 223
[3]
Ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44)
[4]
Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
[5]
Распоряжение Правительства от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечня операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ»
[6]
https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks.
[7]
Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
[8]
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
[9]
Письмо Минфина от 27.03.2020 № 24-06-808/24649 «Об осуществлении закупок в нерабочие дни»