ПРЕДЛОЖЕНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПОПРАВКИ В ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО»
2020-06-18 18:11
27.05.2020 в Государственной Думе Российской Федерации был предложен к рассмотрению Законопроект № 962484-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости) (Законопроект). Законопроект вносит следующие изменения в законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество: · на законодательном уровне будут уточнены полномочия Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; · уточнен порядок регистрации перехода права собственности в случае, если продавец объекта недвижимости ликвидирован или исключен из ЕГРН; · сокращены сроки регистрации договоров участия в долевом строительстве; · установлен перечень документов, которые можно будет подать с использованием личного кабинета на сайте Росреестра; · усовершенствовано взаимодействие между многофункциональными центрами и кадастровой палаты; · расширен перечень заявителей, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. В Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ФЗ «О регистрации недвижимости») будут включены полномочия Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а именно: - прием заявления о государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав и прилагаемых к заявлению документов, а также возврат указанного заявления и прилагаемых документов без рассмотрения; - выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, иных документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав; - предоставление сведений, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в ЕГРН; - осуществление кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые округа (по согласованию с органом регистрации прав), на кадастровые районы и кадастровые кварталы в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров; - ведение и хранение реестровых дел (томов реестровых дел) в отношении объектов реестра границ. В настоящее время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом государственной власти, осуществляющим государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Подведомственным учреждением Росреестра является федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», наделенная Росреестром рядом полномочий по регистрации прав на недвижимое имущество[1]. Уточнен порядок регистрации перехода права собственности в случае, если продавец объекта недвижимости ликвидирован или исключен из ЕГРН как недействующее юридическое лицо. В соответствии с положениями Законопроекта в случае, если на момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество юридическое лицо, являющееся продавцом, ликвидировано, или запись о нем как о недействующем лице исключена из ЕГРН, то регистрация перехода права собственности происходит на основании представленных покупателем: - заявления о регистрации перехода права собственности; - выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей внесение в этот реестр записи о ликвидации данного юридического лица или исключении недействующего юридического лица; - предусмотренных договором купли-продажи документов, подтверждающих исполнение сторонами договора своих обязательств (в том числе по полной уплате цены договора, по передаче объекта недвижимости). Если выписка из ЕГРЮЛ не представлена заявителем, орган регистрации прав запрашивает выписку у регистрирующего органа. Новые правила позволят регистрировать сделку только на основании заявления покупателя, поскольку, как отмечено в пояснительной записке к Законопроекту, ранее орган регистрации прав отказывал в регистрации по причине непредставления заявления о переходе права собственности, если субъект зарегистрированного права ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ. Сокращены сроки регистрации договора долевого участия. В случае принятия Законопроекта сроки регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирном доме или иного объекта недвижимости составят: - пять рабочих дней со дня поступления заявления в Росреестр (вместо установленных в настоящее время семи рабочих дней); - три рабочих дня, следующих за днем поступления заявления и документов в Росреестр в случае их представления в электронной форме (вместо семи); - семь рабочих дней в подачи заявления в многофункциональный центр (на данный момент – девять рабочих дней). Определен перечень документов, которые можно будет подать с использованием личного кабинета. В соответствии с предлагаемой редакцией ФЗ «О регистрации недвижимости» некоторые заявления можно будет подать в форме электронных документов с использованием личного кабинета на сайте Росреестра. К таким документам относятся, в частности, заявления: - о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений объекта недвижимости; - о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом; - о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; - о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, а также образования земельного участка в результате объединения с другими земельными участками. Указанная мера, безусловно, упростит подачу заявлений, так как подать документы в электронном виде смогут лица, у которых нет электронной цифровой подписи. Усовершенствовано взаимодействие между многофункциональными центрами и кадастровой палаты. Законопроект предусматривает, что сотрудник многофункционального центра при получении заявления о государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе преобразовывает их в электронную форму путем сканирования, а затем направляет их регистратору вместе с бумажными копиями документов. Регистратор может приступить к изучению электронных документов, не дожидаясь получения бумажных копий. Впоследствии регистратор сверяет документы на бумажных носителях с их электронными аналогами и, в случае соответствия, заверяет электронные документы своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Дополнен перечень лиц, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. В случае принятия Законопроекта наследник, принявший наследство, сможет обратиться с заявлением о прекращении кадастрового учета несуществующих, но зарегистрированных в ЕГРН объектов недвижимости без регистрации права собственности на данные фактически несуществующие объекты. Все вышеописанные нововведения направлены на усовершенствование процедуры регистрации как для заявителей (новые возможности для подачи заявлений в электронной форме, сокращение сроков регистрации договоров долевого участия), так и для регистраторов (законодательное закрепление полномочий учреждения, усовершенствование процедуры взаимодействия между учреждениями). Многие из предложений отражают общие тенденции предоставления государственных услуг. В частности, прослеживается тенденция к цифровизации государственных услуг, а именно, увеличивается объем электронного взаимодействия между государственными органами и учреждениями, упрощается порядок подачи электронных документов. Можно также говорить и об упрощении процедур, связанных с регистрацией недвижимости, например, исключение таких ненужных этапов как регистрация права собственности на несуществующий объект. Предложенные изменения, на наш взгляд, стоит оценивать позитивно, так как они составлены с учетом сложившейся практики регистрации прав на недвижимое имущество. В настоящее время Законопроект внесен в Государственную Думу, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству назначен в качестве ответственного комитета в отношении Законопроекта, ожидается его рассмотрение в рамках летней сессии (июль) 2020 г.
Ксения Степанищева Советник
Екатерина Почтарева Младший Юрист
[1] Приказ Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «O наделении федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отдельными полномочиями органа регистрации прав»