- проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «ФЗ № 294»);
- выездные налоговые проверки;
- выездные таможенные проверки.
Поручение Правительства РФ от 18.03.2020 г. содержит рекомендацию высшим должностным лицам субъектов РФ и муниципальных образований довести аналогичные указания до органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных правовыми актами (п. 4 Поручения). Данная рекомендация уже находит исполнение, в частности: уже исполнена на территории Московской области (Постановление Губернатора Московской области от 19.03.2020 г. № 133-ПГ[2]).
1. Меры, принятые со стороны Федеральной налоговой службы РФ
В целях минимизации рисков возникновения и распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в рамках Поручения Правительства РФ Федеральная налоговая служба РФ (далее – «ФНС») издала Приказ ФНС России от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» [3], обязывающий территориальные налоговые органы временно:
1). приостановить до 01.05.2020 г. в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов), в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение. Для реализации данного приказа в соответствии с п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ (далее – «НК РФ») территориальные налоговые органы обязаны вынести решения о приостановлении проведения проверок;
2). приостановить до 01.05.2020 г. инициирование и проведение проверок:
- за соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ);
- за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
- за соблюдением банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов в отношении которых применяются положения ФЗ № 294.
Центральный Банк РФ также отреагировал последствия влияния пандемии короновирусной инфекции COVID-19 и Поручение Правительства РФ и выпустил Письмо от 23.03.2020 г. № 015-55/2060 «О мерах по поддержке участников рынка ценных бумаг в условиях пандемии коронавируса»[4].
В соответствии с Письмом от 23.03.2020 г. Банк России вводит регуляторные и надзорные послабления для участников рынка ценных бумаг временного характера, а именно:
- приостанавливаются инспекционные проверки организаций и их саморегулируемых организаций. В то же время запланированные инспекционные проверки переносятся на период после 01.07.2020 г.;
- приостанавливается реализация контактных мероприятий поведенческого надзора на период до 01.07.2020 г. Исключением стали случаи, требующие неотложного реагирования;
- планируется увеличивать срок исполнения предписаний и запросов надзорного характера в каждом отдельном случае;
- ограничивается применение административных наказаний к организациям (их должностным лицам).
- приостанавливаются инспекционные проверки, завершение которых предусмотрено после 31.03.2020 г. В то же время запланированные инспекционные проверки переносятся на период после 01.07.2020 г.;
- ограничиваются применение административных наказаний участникам коллективных инвестиций (их должностным лицам). При этом из письма не следует в каком виде и формате будет ограничиваться применение административных наказаний;
- планирует увеличивать срок исполнения предписаний и запросов надзорного характера до 1 (одного) месяца.
Вместе с тем Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – «ФАС») в рамках Поручения Правительства РФ опубликовало информационное сообщение [6], в соответствии с которым ФАС временно приостанавливает назначение и проведение проверок.
Под исключения попадают только внеплановые проверки за соблюдением антимонопольного законодательства, связанные с защитой жизни и здоровья граждан, законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и законодательства в сфере государственного оборонного заказа по Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Также сообщается, что будут внесены изменения в работу комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях. Как в случае с ФНС, такие мероприятия будут проходить дистанционно с использованием программ видеосвязи или будут временно отложены с учетом соблюдения всех необходимых сроков. При этом все заинтересованные лица будут заблаговременно оповещены службой о возможности дистанционного участия в запланированных мероприятиях. В то же время порядок такого уведомления информационным сообщением не детализирован.
Между тем все вышеперечисленные меры, как отмечается, носят временный характер и продлятся с 19.03.2020 г. по 10.04.2020 г. включительно.
4. Меры, принятые со стороны Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
В соответствии с Поручением Правительства РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – «Ростехнадзор») 18.03.2020 г. издала информационное сообщение [7] руководителя Ростехнадзора А.В. Алешина, согласно которому Ростехнадзор приостановил до 01.05.2020 г. назначение проверок, в отношении которых применяются положения ФЗ № 294.
При этом исключением стали внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий и иных документов разрешительного характера.
5. Меры, принятые со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
В соответствии с Поручением Правительства РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – «Роспотребнадзор») издала Приказ от 19.03.2020 г. № 171 «О приостановлении назначения проверок и приостановлении назначенных проверок»[8].
Согласно положениям приказа Роспотребнадзора от 19.03.2020 г. территориальные органы Роспотребнадзора обязаны приостановить до 01.05.2020 г. назначение проверок, в отношении которых применяются положения ФЗ № 294.
Между тем все ранее назначенные проверки также приостанавливаются до 01.05.2020 г.
Под исключения, как в случаях с другими ведомствами, подпадают проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, иных документов, имеющих разрешительный характер.
6. Меры, принятые со стороны Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация)
После того, как Президент Российской Федерации 25.03.2020 г. обратился к гражданам России по вопросу развития ситуации с эпидемией короновируса COVID-19 в мире Федеральная служба по аккредитации (далее – «Росаккредитация») выпустило информационное сообщение [9], согласно которому настоятельно рекомендует участникам национальной системы аккредитации (экспертным организациям, экспертам по аккредитации, а также заявителям на аккредитацию и аккредитованным лицам) перенести назначенные на указанный период выездные экспертизы соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации на более поздний срок.
При этом срок, на который рекомендуется перенести подобные мероприятия, в сообщении не указан.
7. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Вместе с тем необходимо отметить оперативную законодательную инициативу Правительства РФ, результатом которой стал Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – «ФЗ № 98»)[10].
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 98 закрепляется запрет на проведение проверок, на которые распространяется ФЗ № 294, с 01.04.2020 по 31.12.2020, кроме проверок, основаниями для проведения которых является причинение вреда или угроза причинению вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 17 ФЗ № 98 Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению особенностей организации и осуществления видов контроля, в отношении которых применяются положения 294-ФЗ, в том числе предмета, сроков, оснований таких проверок.
Таким образом, по результатам Поручения Правительства РФ от 18.03.2020 г. № ММ-П36-1945 был принят ряд мер со стороны федеральных и региональных министерств и ведомств (например, ФНС, ФАС, Банк России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росаккредитация) по сокращению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства в условиях пандемии короновируса COVID-19 на территории Российской Федерации, экономического кризиса, и, как следствие, уменьшения экономической активности и перехода многих компаний на дистанционную работу.
В частности были приостановлены многие проверки (налоговые (в том числе по применению ККТ и валютному контролю), таможенные, в области защиты конкуренции, ряда проверок участников рынка ценных бумаг и другие).
Существующая обстановка повлекла за собой и принятие ФЗ № 98, который позволит защитить интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения экономической и эпидемиологической ситуации и исключить проведение проверок согласно ФЗ № 294 в 2020 году.
Существенно важный факт, что принятие ФЗ № 98 позволило распространить запрет на проведение проверок на всей территории РФ в течение 2020 года, а региональным органам власти не потребуется принимать соответствующие приказы для выполнения Поручения Правительства РФ и приказов федеральных профильных министерств и ведомств, а исполнять непосредственно нормы федерального законодательства.
В результате вышеуказанных мер государство рассчитывает минимизировать экономический вред, который получат субъекты предпринимательства в условиях пандемии короновируса COVID-19 на территории Российской Федерации и тяжелой экономической ситуации в мире.
Авторы:
Ксения Степанищева, Советник
Игорь Саврыга, Младший Юрист
Ссылки:
[1]
http://government.ru/orders/selection/401/39205/;
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347943/
[2]
https://mosreg.ru/download/document/1060036
[3]
https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs_fts/9685945/
[4]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348834/
[5]
https://cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20200320_in_015_44-25.pdf
[6]
https://fas.gov.ru/news/29577
[7]
http://www.gosnadzor.ru/news/64/3038/
[8]
http://rospotrebnadzor.ru/images/files/Prikaz_171.pdf
[9]
https://fsa.gov.ru/press-center/covid-19/10427/;
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348559/#utm_campaign=fw&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=body
[10]
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010072?index=0&rangeSize=1