Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

ЗАКОНОПРОЕКТ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ РЕОРГАНИЗАЦИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ

РАЗРАБОТАН ЗАКОНОПРОЕКТ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ РЕОРГАНИЗАЦИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Минэкономразвития России подготовило поправки к Федеральным законам от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – «Закон об АО»), от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – «Закон об ООО») и от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – «Закон о регистрации»). Основная цель поправок заключается в усовершенствовании процесса реорганизации хозяйственных обществ, подробном урегулировании реорганизации с использованием нескольких ее форм (далее также – «Комплексная реорганизация»), упрощении порядка уведомления заинтересованных лиц и изменении правил регистрации итогов реорганизации в ЕГРЮЛ.
После вступления в силу вышеуказанных поправок, произойдут следующие изменения:
  • будут дополнены общие положения Законов об АО и ООО, где подробно планируется отразить особенности, порядок и содержание уведомления о реорганизации;
  • станет более подробно уточнена и отдельно регламентирована в Законах об АО и ООО процедура реорганизации хозяйственных обществ с использованием нескольких ее форм;
  • при проведении реорганизации потребуется составлять заключение о реорганизации;
  • будут закреплены особенности приобретения публичного статуса обществом, создаваемого путем реорганизации;
  • передаточный акт будет представляться в регистрирующий орган, если, в силу процедуры реорганизации, подготовка и представление такого акта обязательна;
  • новеллы закрепят единый момент завершения процедуры реорганизации юридических лиц в разных формах в Законах об АО и ООО.
На сегодня проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (ID проекта 02/04/11-20/00110288, далее – «Законопроект») проходит стадию общественных обсуждений и антикоррупционную экспертизу в отношении его содержания.
Стоит отметить, что регулирование Комплексной реорганизации уже закреплено в абз. 2 п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ и в ст. 19.1 Закона Об АО. Закон об ООО прямо не содержит в себе положения, позволяющие осуществлять такую реорганизацию, однако в нем имеется прямая отсылка к норме Гражданского кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 51 Закона об ООО), что даёт возможность ООО использовать такую Комплексную реорганизацию.
На практике Комплексная реорганизация проводилась и проводятся относительно редко, так как:
  • интересантами такой реорганизации являются, в основном большие холдинги, в остальном они непривлекательны для других участников оборота;
  • Комплексная реорганизация не урегулирована подробно в законодательстве, следовательно имеются риски отказа в государственной регистрации и увеличение расходов на её сопровождение, более того, в судебной практике имелись случаи, когда регистрационный орган неверно применял нормы, касающиеся реорганизации с одновременным сочетанием различных ее форм.
Так, в частности, в рамках дела № А70-5616/2016[1], который рассматривался Арбитражным судом Тюменской области, регистрирующий орган отказал в государственной регистрации реорганизации в форме выделения с одновременным присоединением в отношении ООО по причине нарушения п. 2 ст. 51 Закона об ООО. В обоснование отказа регистрирующий орган пояснил, что порядок разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, закреплен в ст. 19.1 Закона об АО, при этом в отношении обществ с ограниченной ответственностью такая форма реорганизации не предусмотрена. Общество решило обжаловать указанное решение регистрирующего органа. Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным решение регистрирующего органа, т.к. абз. 2 п. 1 ст. 51 Закона об ООО закрепляет, что иной порядок, а также другие основания реорганизации общества с ограниченной ответственностью устанавливаются в первую очередь Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами.
Учитывая, что с 01.09.2014 может осуществляться смешанная реорганизация юридического лица (с одновременным сочетанием различных форм), следовательно, с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 51 Закона об ООО такой порядок вправе применять и общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, поскольку с 01.09.2014 может осуществляться смешанная реорганизация юридического лица, т.е. с одновременным сочетанием различных форм, и действующим законодательством, в частности, Законом об ООО не установлено запрета на проведение такой реорганизации в отношении обществ с ограниченной ответственностью, постольку общество, вопреки утверждениям налогового органа, с 01.09.2014 имело правовые основания для проведения спорной реорганизации.
Как видно из анализа данного дела, регистрирующий орган неверно применил нормы, регулирующие реорганизацию юридического лица, которая включала в себя сочетание различных форм, что указывает на имеющийся пробел в регулировании таких форм реорганизаций в законодательстве. Речь идет о том, что недостаточно ясно сформулированы нормы, указывающие на возможность применения тех или иных процедур сложных реорганизаций, что вызывает вопросы у регистрирующего органа при применении норм, регулирующих комплексную процедуру реорганизации.
Новый Законопроект, предусматривающий регламентацию Комплексной реорганизации и сопутствующих ей механизмов и процедурных вопросов, на наш взгляд, позволит исключить пробелы в правовом регулировании таких реорганизаций, что, в свою очередь, даст возможность более качественно реализовывать на практике механизм Комплексных реорганизаций.
Анализируя новые поправки к законам, следует выделить следующие основные положения Законопроекта:
·                   Изменения общих положений о реорганизации в Законах об АО и ООО
В частности, были упрощены и более четко структурированы общие положения законов, касающиеся процедуры реорганизации обществ.
Отдельно регламентирован порядок уведомления о реорганизации обществ (п. 7 ст. 15 Закона об АО; п. 6 ст. 51 Закона об ООО).
В силу изменений, вносимых Законопроектом, в действующие специальные законы будет фактически перенесены нормы из Гражданского кодекса РФ (ст. 60) и Закона о регистрации (ст. 13.1 Закона о регистрации). В новых редакциях Законов об АО и ООО будет отдельно отражен порядок, который включает в себя обязанность реорганизуемого общества:
1) уведомить уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы (форм) реорганизации;
2) опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение (уведомление) о своей реорганизации.
Порядок уведомления для АО и ООО, в данном случае, одинаковый.
В Закон об ООО, согласно тексту Законопроекта будет добавлен перечень сведений для сообщения (уведомления) о реорганизации. Данный перечень будет содержать такие данные, как:
  • полное и сокращенное наименование, ИНН, ОГРН каждого участника реорганизации, способы связи с ним;
  • полное и сокращенное наименование, место нахождения каждого создаваемого юридического лица;
  • информация о лицах, намеренных предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, и об условиях обеспечения (при наличии).
В Законе об АО перечень уже предусмотрен (п. 6.1 ст. 15 Закона об АО), но он будет скорректирован. В уведомлении потребуется указывать ИНН и ОГРН каждого участника реорганизации. Следует отметить то, что абз. 2 п. 3 ст. 15 закона об АО и абз. 2 п. 2 ст. 51 закона об ООО в новой редакции Законопроекта содержат закрытый перечень организационно-правовых форм, которые могут быть созданы в результате реорганизации АО или ООО. Это либо хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, либо производственные кооперативы. Более того, важно отметить, что ст. 20 Закона об АО в новой редакции Законопроекта исключает реорганизацию АО в некоммерческое партнерство.
·                   Регламентируется реорганизация с одновременным сочетанием разных форм
Так как Законы об АО и об ООО подробно не регламентируют вопросы реорганизации с использованием нескольких её форм, то Законопроект предлагает включить в Законы об АО и ООО новые статьи (глава 2 Закона об АО будет дополнена ст. 15.1 и 15.2, а Закон об ООО дополнен ст. 51.1 (статьи в редакции законопроекта).
Так, ст. 15.1 Закона об АО и ст. 51.1 закона об ООО закрепляет особенности реорганизации общества с одновременным сочетанием различных ее видов и форм для АО и ООО соответственно.
Указанные статьи содержат фактически одинаковые структурные особенности Комплексной реорганизации. Общее собрание акционеров или участников общества в рамках одной повестки дня должно будет принимать решения по каждой форме реорганизации.
Если осуществляется слияние или присоединение создаваемого общества, то договор о слиянии/присоединении подписывается от его имени лицом, определенным общим собранием акционеров или участников реорганизуемого общества (п. 2 ст. 15.1 Закона об АО и п. 2 ст. 51.1 Закона об ООО).
Необходимо отметить, что Законопроект вводит в Закон об АО такую новеллу, как заключение о реорганизации. Данный документ будет входить в состав материалов, которые предоставляются акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров (ст. 15.2 закона об АО в новой редакции Законопроекта). В нем будет описана необходимость реорганизации, ее условия и последствия. Заключение будет утверждать совет директоров общества. Лица, которые утвердили данное заключение (проголосовавшие за утверждение заключения о реорганизации), при наличии их вины несут солидарную ответственность за убытки, причиненные акционерам общества вследствие содержащейся в таком заключении недостоверной, неполной или иной вводящей в заблуждение информации (п. 4 ст. 15.1 Закона об АО в редакции Законопроекта). В настоящее время акционерам в качестве дополнительной информации предоставляется только обоснование условий и порядка реорганизации общества (п. 3.6 Положения Банка России от 16.11.2018 № 660-П «Об общих собраниях акционеров»), однако ответственность совета директоров не предусмотрена.
Важным нововведением Законопроекта, в части Комплексных реорганизаций, является исключение из процедуры реорганизации промежуточного (переходного) этапа, а именно внесения записи в ЕГРЮЛ о промежуточном юридическом лице, которое возникло в рамках такой реорганизации. Напомним, что в настоящее время при выделении или разделении и при последующем слиянии или присоединении в ЕГРЮЛ вносится запись о новом выделенном обществе (ст.ст. 15, 16 Закона о регистрации; Приказ ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-6/43@ «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц»; п. 9 ст. 19.1 Закона об АО). В силу новых положений Законопроекта, в будущем такая запись не будет вноситься.
·                   Устанавливаются особенности приобретения публичного статуса обществом, создаваемого путем реорганизации
Основной особенностью приобретения публичного статуса обществом, которое возникло в результате реорганизации, является условие регистрации проспекта акций такого общества и заключение им предварительного договора с организатором торговли о листинге акций.
Согласно Закону об АО, общество не может быть учреждено (реорганизовано путем слияния, разделения, выделения, преобразования) в виде публичного акционерного общества. П. 1 ст. 7.1 Закона об АО предусмотрена специальная процедура получения статуса публичного акционерного общества, которая предполагает, что такой статус приобретает уже существующее акционерное общество.
Таким образом, публичное акционерное общество не может быть создано при учреждении или реорганизации путем слияния, разделения, выделения, преобразования, оно может только приобрести статус публичного после создания. При этом акционерное общество, реорганизуемое путем присоединения к нему другого общества, может в результате такого присоединения стать публичным, при условии соблюдения процедуры приобретения такого статуса.
·                   Отменяется на уровне специальных законов составление передаточного акта при присоединении и слиянии
На данный момент, в действующих редакциях Законов об АО и ООО процедуры слияния и присоединения сопровождаются, по общему правилу, подготовкой передаточного акта (п. 5 ст. 16 и п. 5 ст. 17 Закона об АО; п. 5 ст. 52 и п. 4 ст. 53 Закона об ООО).
Не смотря на то, что передаточный акт при проведении процедуры реорганизации требуется в обязательном порядке только при выделении и разделении, так как в соответствии с передаточным актом при указанных формах реорганизации переходят права и обязанности (п. п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ), а в остальных случаях (при слиянии, присоединении и преобразовании) он готовится и применяется по желанию соответствующих хозяйственных субъектов[2] и в зависимости от сложности процедуры реорганизации, законодатель решил прямо указать на необязательный характер передаточного акта при слиянии и присоединении, закрепив соответствующие положения в приведенных статьях в редакции Законопроекта (п. 8 ст. 16 , п. 9 ст. 17 Закона об АО в редакции Законопроекта; п. 7 ст. 52 и п. 9 ст. 53 Закона об ООО в редакции Законопроекта).
·                   Вносятся изменения в Закон о регистрации относительно представляемых для государственной регистрации реорганизации документов и порядка государственной регистрации процедуры реорганизации
Ст. 14 Закона о регистрации в редакции Законопроекта претерпела изменения, в частности, она была дополнена отдельным пунктом, который регламентирует перечень документов, которые необходимо подать в регистрирующий орган для внесения записи о том, что общество находится в процессе реорганизации. К таким документам относятся:
а) уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003[3];
б) решение о реорганизации, принятое каждым участвующим в реорганизации юридическим лицом.
Ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, предусматривающая перечень документов, необходимых для подачи в регистрирующий орган в связи с завершением реорганизации, также претерпела ряд изменений, а именно:
1) в соответствии с новой редакцией, заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) по форме № Р12016 будет включать в себя весь объем сведений о всех осуществленных реорганизациях. Таким образом исключается требование о подаче такого заявления каждым вновь возникшим юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации;
2) передаточный акт будет представляться в регистрирующий орган, если, в силу процедуры реорганизации, подготовка и представление такого акта обязательно.
Также, необходимо отметить, что в редакции Законопроекта ст. 16 Закона о регистрации, предусматривающая момент завершения государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, утратит силу. Это связано с тем, что Законопроект закрепил единый момент завершения процедуры реорганизации юридических лиц в разных формах в Законе об АО и ООО. Так, общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации общества путем присоединения к нему другого общества, юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении присоединенного общества.
Таким образом, Законопроект существенно структурировал и конкретизировал положения, регулирующие процедуры реорганизаций юридических лиц, в том числе, подробно регламентировал возможность осуществления Комплексной реорганизации, а также упорядочил порядок осуществления такой реорганизации в специальных законах.
Данные нововведения позволят не только сократить сроки и расходы хозяйственных обществ при осуществлении ими процедур реорганизаций, но и стабилизировать и сделать их более эффективными и гибкими с учетом современных рыночных реалий.


Ксения Степанищева, Советник
Илья Тимашков, Младший Юрист


[1] Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2016 по делу № А70-5616/2016.
[2] Вывод о том, что передаточный акт при слиянии, присоединении и преобразовании составлять не нужно приведен и закреплен в судебной практике Верховного Суда РФ: пункт 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016), пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
[3] О новых регистрационных формах с 25.11.2020 согласно Приказу ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» смотрите отдельный обзор КА «Ковалев, Тугуши и партнеры».
Ксения Степанищева 2020 Корпоративное право