Санкции
Европейский союз

Европейский союз

06.10.2022 был принят и опубликован восьмой пакет санкций ЕС, который включает в себя ряд нормативно-правовых актов, ужесточающих санкционное регулирование в отношении российских юридических и физических лиц и отдельных отраслей экономики.

Указанный пакет включает в себя следующие регламенты:
- Регламент Совета ЕС 2022/1903, вносящий изменения в Регламент Совета ЕС 2022/263;
- Регламент Совета ЕС 2022/1904, вносящий изменения в Регламент Совета ЕС 833/2014;
- Регламент Совета ЕС 2022/1905, вносящий изменения в Регламент Совета ЕС 269/2014;
- Регламент Совета ЕС 2022/1906, вносящий изменения в Регламент Совета ЕС 269/2014.

Вышеперечисленные регламенты, в свою очередь, предусматривают следующие меры:
- распространяют действие ограничительных мер на новые территории;
- расширяют список товаров, подпадающих под экспортно-импортные ограничения;
- вводят механизм определения предельных цен на российскую нефть;
- устанавливают запреты на ряд услуг для российских физических и юридических лиц;
- вносят коррективы (послабления) в положения о заморозке активов российских компаний.

1. Регламент Совета ЕС 2022/1903
Регламент Совета ЕС 2022/1903 расширяет географию действия мер, введенных в рамках первого пакета санкций. Так, в соответствии с Регламентом Совета ЕС 2022/263 был введен наиболее строгий режим в отношении территорий Донецкой и Луганской областей, не подконтрольных органам власти Украины (далее – Запрещенные регионы), а именно: запрет импорта и экспорта европейских товаров, полный запрет на любое финансирование, связанное с импортом товаров из Запрещенных регионов, запрет приобретения участия в компаниях из Запрещенных регионов, запрет создания предприятий на данных территориях, приобретения там недвижимого имущества и пр.[1] Регламент Совета ЕС 2022/1903 распространил все ранее введенные ограничения в отношении Запрещенных регионов также на территории Херсонской и Запорожской области, которые не находятся под фактическим контролем органов власти Украины.

2. Регламент Совета ЕС 2022/1904
2.1. Экспортно-импортные ограничения
2.1.1. В первоначальной редакции Регламент Совета ЕС 833/2014 установил ряд экспортно-импортных ограничений. Данные ограничения затронули, в первую очередь:
- импорт в Россию из ЕС товаров двойного назначения (ядерные материалы, объекты и оборудование, электроника, сенсоры и лазеры, устройства навигации и авиационная электроника и пр.)[2];
- оказание технических, брокерских услуг, связанных с импортом товаров двойного назначения, финансирования поставки товаров двойного назначения в Россию или для использования в России.
Регламент Совета ЕС 833/2014 также предусматривал ограничения в отношении продажи, поставки и иной передачи в Россию товаров, которые могут «способствовать военному и технологическому развитию России», например, различной электроники, компьютеров и телекоммуникационных устройств, определенных материалов и веществ (этилендихлорид, ацетон, пикриновая кислота и др.). Приложение I Регламента Совета ЕС 2022/1904 существенно расширяет данный перечень, включив в него, в том числе:
- оружие и приборы для целей подавления беспорядков и самозащиты (например, электрошокеры);
- устройства и оборудование для распространения химических веществ, в том числе пеларгоновую кислоту, перцовый аэрозоль и др.;
- химические вещества с более чем 90% концентрацией ртути, хлорида бария, серной кислоты;
- приборы (диоды и транзисторы определенных видов, камеры для подводной и аэросъемки).
2.1.2. Новеллой Регламента Совета ЕС 2022/1904 является запрет на продажу российским лицам огнестрельного оружия. Конкретный перечень огнестрельного оружия приведен в Приложении I к Регламенту Совета ЕС 258/2012, который включает, в том числе, полуавтоматическое и короткоствольное огнестрельное оружие, однозарядное короткоствольное огнестрельное оружие, малокалиберное огнестрельное оружие, различные виды полуавтоматического длинноствольного огнестрельного оружия и др. Помимо этого, запрещено оказывать любые виды технического обслуживания, финансовых услуг в связи поставкой и передачей перечисленных видов оружейных товаров.
2.1.3. Регламент Совета ЕС 2022/1904 изменил перечень запрещенных для поставки в Россию товаров и технологий, которые могут быть использованы в авиационной и авиакосмической отраслях. Теперь, помимо непосредственно летательных аппаратов, в Россию запрещено поставлять гидравлические масла, которые используются для воздушного транспорта, а также пневматические шины, иные составные части для воздушного транспорта (конкретные коды комбинированной номенклатуры (далее – КН) приведены в Приложении XI к Регламенту 833/2014).
2.1.4. Новые ограничения затронули экспорт товаров из России в ЕС. В первую очередь, необходимо отметить расширение с 30.09.2023 ограничений на поставку продуктов из стали (Приложение XVII к Регламенту Совета ЕС 833/2014), направленных на полное предотвращение поступления продуктов из российской стали, в том числе через третьи страны. В соответствии с Регламентом Совета ЕС 2022/1904 в ЕС запрещено приобретать металлопродукты либо продукты из стали, которые подверглись переработке в третьих странах (не в России и не в странах ЕС), но включают в себя продукты из стали, произведенной в России. К металлопродуктам, на которые распространяются ограничения, добавлены также нелегированная сталь, определенные виды металлических листов и пр.
2.1.5. Регламент Совета ЕС 2022/1904 изменил правила поставки в РФ ряда иных товаров, не связанных с ВПК (Приложение XXI к Регламенту Совета ЕС 2022/1904 включает икру, удобрения, серебро, дерево, полимеры и пр.), а также существенно расширил перечень данных товаров. К ним теперь будут относиться, в том числе, табачные изделия, нитриты и нитраты, мыло, предметы гигиены, железнодорожные вагоны для перевозки грузов, электрическая аппаратура для коммутации и защиты электрических цепей, яхты, навигационные устройства. В отношении товаров из данного списка, которые были добавлены Регламентом Совета ЕС 2022/1904, ограничения не распространяются на исполнение до 08.01.2023 договоров поставки, которые были заключены до 07.10.2022. Компетентные органы государств-членов могут предусматривать изъятия из запретов на поставки товаров из Приложения XXI в случаях, когда такие товары необходимы для сооружения и поддержания гражданской ядерной инфраструктуры.
2.1.6. Совет ЕС несколько смягчил ограничения на поставку товаров согласно Приложению XXIII к Регламенту Совета ЕС 833/2014. До введения в силу Регламента Совета ЕС 2022/1904 допускались поставки указанных в Приложении XXIII товаров до 10.07.2022 по договорам, заключенным до 09.04.2022. Согласно Регламенту Совета ЕС 2022/1904 по договорам, направленным на передачу угля, кокса и полукокса угля, лигнита, торфа возможно исполнение до 08.01.2023 по договорам, заключенным до 07.10.2022.

2.2. Доступ в порты ЕС
Регламент Совета ЕС 2022/1904 предусмотрел новые исключения для использования портов на территории ЕС судами под российским флагом. В соответствии с Регламентом Совета ЕС 2022/1904 доступ для российских судов будет открыт при условии, что судно:
- зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре до 24.02.2022;
- получило право прохода под флагом государства-члена ЕС до 31.01.2023;
- не находится под контролем российского физического или юридического лица.

2.3. Ограничения на поставки нефти из России
Регламент Совета ЕС 2022/1904 cодержит уточнения в части ограничений на поставку нефти и нефтепродуктов из России, которые были приняты в рамках седьмого пакета санкций ЕС и предусматривают поэтапный отказ от нефти из России, а также запрет на оказание услуг, связанных с транспортировкой нефти, включая технические, посреднические транспортные услуги, а также страхование и любое финансирование, связанное с поставкой такой нефти.
Регламент Совета ЕС2022/1904 вносит следующее исключение из запрета на оказание услуг, связанных с поставками нефти: запрет не распространяется на требования по договорам страхования поставок российской нефти (при условии, что срок действия страхового обеспечения по таким договорам уже истек), которые были заключены до 04.06.2022 и подлежат исполнению:
- до 05.12.2022, если речь идет о поставке сырой нефти и нефтепродуктов из битуминеозных пород (код КН 270900, см.: https://www.tariffnumber.com/2022/270900);
- до 05.02.2023, если речь идет о поставке нефти и нефтепродуктов из битуминеозных пород, за исключением сырых (код КН 2710, см.: https://www.tariffnumber.com/2022/2710).
Регламент Совета ЕС 2022/1904 предусматривает запрет на поставку (транспортировку) посредством судоходного транспорта в третьи страны сырой нефти из России с 05.12.2022 (для КН 270900), а также нефтепродуктов с 05.02.2023 (для КН 2710) в соответствии с Приложением XXV к Регламенту Совета ЕС 833/2014. Указанный в настоящем абзаце запрет на транспортировку вступает в силу с даты принятия Советом ЕС соответствующего решения о максимальной (предельной) стоимости нефти за баррель. Конкретный перечень предельных цен на нефть в отношении конкретных видов нефти определенных кодов КН будет приведен в Приложении XI к Решению Совета ЕС 2014/512/CFSP (в редакции Решения Совета ЕС 2022/1909). По состоянию на дату публикации настоящего обзора предельный уровень цен Приложением XI к Решению Совета ЕС 2014/512/CFSP не установлен. После утверждения предельных цен в соответствии с видами нефти (либо изменения уровня таких цен) в течение 90 дней запрет на транспортировку российских нефтепродуктов в соответствии с Приложением XXV к Регламенту Совета ЕС 833/2014 не будет действовать при следующих условиях:
- транспортировка нефти осуществляется по договору перевозки, заключенному до даты вступления в силу Приложения XI к Решению Совета ЕС 2014/512/CFSP,
- отсутствие превышения над установленными Приложением XXVIII к Регламенту 833/2014 предельными ценами. Приложение XXVIII добавлено к Регламенту 833/2014 в соответствии с Приложением VIII к Регламенту Совета ЕС 2022/1904, при этом конкретный уровень цен в Приложении XXVIII также ещё не установлен на дату публикации.
Поставка российской нефти и оказание сопутствующих услуг, связанных с поставкой нефти, разрешаются в случае:
- если цены на поставки нефти из России начиная с 05.12.2022 (для КН 270900) и с 05.02.2023 (для КН 2710) не превышают суммы, указанные в Приложении XXVIII к Регламенту 833/2014;
- нефть и нефтепродукты, на которые наложены ограничения, имеют своим происхождением третье государство (не Россия), а Россия является только транзитным пунктом;
- речь идет о транспортировке или услугах, связанных с транспортировкой нефти (КН 270900) на судне, следующем в Японию, и такая нефть получена в рамках проекта Сахалин-2 (Приложение XXIX к Регламенту 833/2014, добавлено к Регламенту 833/2014 в соответствии с Приложением IX к Регламенту Совета ЕС 2022/1904).
Если после принятия Советом ЕС решения, устанавливающего предельные цены в Приложении XI к Решению 2014/512/CFSP, и введения его в действие, судоходным транспортом была поставлена нефть по цене, превышающей установленную величину, то на территории ЕС запрещается оказывать услуги, связанные с поставкой такой нефти.

2.4. Запрет на занятие руководящих должностей
Регламент Совета ЕС 2022/1904 содержит запреты, которые касаются занятия гражданами ЕС должностей в российских компаниях. С 22.10.2022 гражданам ЕС запрещено занимать должности в органах управления российских юридических лиц с государственным участием более 50% из списка в Приложении XIX Регламента Совета ЕС 833/2014 (ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Транснефть», ПАО «КАМАЗ», ГК «Ростех», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и др.) либо российских лиц, в которых доля участия указанных в Приложении XIX лиц превышает 50% либо лиц, которые действуют по указаниям поименованных в Приложении XIX компаний.

2.5. Ограничения в финансовой сфере
В соответствии с Регламентом 833/2014 (в редакции Регламента Совета ЕС 2022/576) было предусмотрено ограничение на предоставление услуг по открытию кошельков, счетов для криптовалюты или услуг по хранению криптовалюты для российских граждан и юридических лиц, если сумма цифровых активов, принадлежащих одному лицу на одном счете/кошельке, или находящаяся на хранении у одного лица, превышает 10 000 евро. Регламент Совета ЕС 2022/1904 устранил лимит по сумме, теперь оказание перечисленных в настоящем абзаце услуг запрещено вне зависимости от суммы криптовалюты.

2.6. Запрет на оказание услуг
На момент утверждения восьмого пакета уже действовал запрет на оказание зарегистрированным в России юридическим лицам аудиторских, бухгалтерских, налоговых консультационных услуг, иных услуг, связанных с консультированием по вопросам управления бизнесом. Регламент Совета ЕС 2022/1904 распространил ограничение на оказание прямо или косвенно:
- консультационных юридических услуг;
- услуг в сфере ИТ;
- архитектурных и инженерных услуг.
При этом в Решении Совета ЕС 2022/1909 содержится определение «консультационных юридических услуг», в соответствии с которым под данным видом услуг следует понимать предоставление юридических консультаций клиентам по различным вопросам (но не в рамках споров), включая: консультации по вопросам применения и толкования закона в рамках торговых сделок/коммерческого оборота; участие совместно с клиентами или от их имени в совершении торговых сделок, ведение переговоров и иное сотрудничество с контрагентами; подготовку, подписание, аудит юридической документации (due diligence).
Резюмируя вышесказанное, Совет ЕС запретил оказание юридических услуг в части предоставления консультаций, за исключением представительства интересов в различных инстанциях. Из данного правила предусмотрен ряд иных исключений:
- запрет не распространяется на оказание услуг, которые необходимы для прекращения до 08.01.2023 договоров, которые были заключены до 01.10.2022;
- услуги оказываются лицу, которое зарегистрировано на территории России, но, тем не менее, принадлежит или подконтрольно лицу, которое зарегистрировано в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, либо государства в пределах Европейской экономической зоны, либо в государстве-партнере (США, Южная Корея, Япония, Великобритания);
- оказание услуг необходимо в целях урегулирования чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения, срочного предотвращения событий, которые окажут негативное влияние на здравоохранение, безопасность или окружающую среду, либо в связи со стихийным бедствием.
Государства-члены ЕС также могут отдельно предусматривать исключения из запрета на оказание вышеперечисленных услуг, если они придут к выводу, что оказание таких услуг необходимо для определенных целей, в том числе:
- для поставки энергии на территорию ЕС, импорта в ЕС ряда металлов, а также для обеспечения поддержания инфраструктуры, предназначенной для поддержания здоровья граждан, окружающей среды;
- для гуманитарных целей, в том числе для обеспечения медицинских поставок, поставок продуктов и пр.;
- для функционирования дипломатических и консульских учреждений государств-членов в России;
- для деятельности гражданских обществ, которые обеспечивают демократические институты, права человека и верховенство права в России.

3. Регламент Совета ЕС 2022/1905
Еще одним законодательным актом, принятым в рамках восьмого пакета, является Регламент Совета ЕС 2022/1905. Регламент Совета ЕС 2022/1905 предусматривает некоторые послабления относительно заморозки активов ряда санкционных лиц. В частности, компетентные органы государств-членов могут предусматривать освобождение из-под заморозки активов Небанковской кредитной организации Акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» на таких условиях, которые сочтут необходимыми, и в случае, если это необходимо для прекращения исполнения обязательств до 07.01.2023 по договорам и соглашениям, заключенным до 03.06.2022. Аналогичная возможность для освобождения из-под заморозки предусмотрена и в отношении активов ПАО «КАМАЗ» и в том случае, если это необходимо для исполнения в срок до 31.12.2022 обязательств по договорам, заключенным до 16.03.2022.
4. Регламент Совета ЕС 2022/1906
Регламент Совета ЕС 2022/1906 внес изменения в Регламент Совета ЕС 269/2014, а именно, дополнил список лиц, чьи активы подлежат заморозке (ряд физических лиц и 7 юридических лиц, среди которых, в том числе, АО «Госзнак», АО «Корпорация «ИРКУТ», Центральная избирательная комиссия и проч.).
Таким образом, меры, предусмотренные восьмым пакетом санкций, являются весьма обширными по сравнению с предыдущими пакетами. Введенные ограничения включают в себя как секторальные и персональные санкции, так и определенные послабления из уже действующих ограничений, например, возможность для государств-членов ЕС размораживать активы некоторых российских лиц. Нельзя не отметить новый механизм, устанавливающий порядок применения предельных цен на российскую нефть, при том, что на данный момент сами предельные цены не установлены.

[1] Более подробно о санкционном режиме Запрещенных территорий см. в обзоре первого пакета санкций ЕС: https://ktaplaw.ru/tpost/2tlcyvxs31-evropeiskii-soyuz.
[2] Список товаров двойного назначения, на которые распространяются ограничения Регламента 833/2014, приведен в Приложении I к Регламенту 2021/821.



Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Кристина Севеева – Юрист
Екатерина Почтарева – Младший юрист