САНКЦИИ США
(21.11.2024)
21.11.2024 Министерством финансов США совместно с Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC) было объявлено о введении новых санкционных ограничений в отношении России, а также лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет в особенной степени затронул финансовый сектор России.
(Russia-related Designations and Updates; Issuance of Russia-related General Licenses and Frequently Asked Questions; Publication of Russia-related OFAC Alert // Press Release // 21.11.2024).
Новые ограничения
(1)Расширение санкционного списка
21.11.2024 в SDN-list были добавлены новые лица, связанные с Россией.
Так, в санкционный список было внесено 16 физических лиц, среди которых:
В санкционный список также были добавлены и иные лица, в том числе, связанные с Банком ВТБ старшие менеджеры по работе с клиентами в г. Шанхай) и Сбербанком.
Помимо физических лиц, в санкционный список было включено 103 юридических лица, среди которых есть банковские организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и проч.
Банковские организации (и дочерние организации российских банковских организаций в иностранных юрисдикциях):
Введение санкций в отношении новых банков приводит к еще большему затруднению денежных переводов из России за рубеж. Наличие подсанкционных банков в цепочке переводов денежных средств за пределы России может повлечь блокировку транзакций зарубежными финансовыми учреждениями.
Помимо кредитных учреждений в санкционный список были добавлены российские регистраторы и депозитарии:
В санкционный список были включены и иные юридические лица. Представленный перечень не является исчерпывающим.
Напомним, что в соответствии с разд. 2 Указа Президента США № 14024 (Executive Order 14024), внесение лиц в санкционный список (SDN-List) приводит к невозможности получения от таких лиц, равно как и предоставления таким лицам денежных средств, товаров и услуг.
Внесение российских регистраторов и депозитариев в санкционный список приводит к возникновению рисков для иностранных акционеров, связанных с регистрацией перехода прав на акции российских компаний, а также трудностям для российских акционеров, владеющих иностранными ценными бумагами.
Внесение российских регистраторов и депозитариев в санкционный список, вероятнее всего, является ответом на принятие Президентом России Указа от 02.10.2024 № 840 «О временном порядке учета некоторых ценных бумаг», в соответствии с которым российским профессиональным участникам рынка ценных бумаг совместно с уже подсанкционным Национальным расчетным депозитарием предписывается открыть специальные лицевые счета номинальных держателей типа «С» и перевести на них российские акции со счетов Национального расчетного депозитария.
(2)Риски, связанные с использованием СПФС
21.11.2024 OFAC опубликовало информационное сообщение, в котором разъяснило риски, связанные с использованием российской Системы передачи финансовых сообщений (СПФС).
(Sanctions Risk for Foreign Financial Institutions that Join Russian Financial Messaging System, System for Transfer of Financial Messages // Alert // dated 21.11.2024).
В информационном сообщении OFAC разъяснено, что СПФС является частью финансового сектора российской экономики, поскольку основной задачей системы СПФС является обеспечение взаимодействия между финансовыми учреждениями внутри российской финансовой системы.
В связи с этим OFAC предупреждает, что использование любыми лицами системы СПФС может быть расценено как осуществление деятельности в финансовом секторе России по смыслу Указа Президента США № 14024, в связи с чем лица, использующие СПФС, могут быть включены в санкционный список США (SDN-List).
Напомним, что ранее, в рамках 14 пакета санкций ограничения на использование СПФС ввел ЕС (ст. 5ac Регламента Совета ЕС № 833/2014). Подробнее – в нашем обзоре: [обзор].
Лицензии-изъятия
Одновременно с обновлением санкционного списка OFAC’s SDN-list и разъяснениями OFAC относительно использования СПФС были изданы лицензии-изъятия, разрешающие совершение сделок с подсанкционными лицами при соблюдении определенных условий.
Всего было издано 4 лицензии:
a)Генеральная лицензия № 53A (General license No. 53A), бессрочно разрешающая совершение сделок, в которых принимает участие Банк ГПБ (АО) (Газпромбанк) или организация, в которой Газпромбанк владеет долей 50 и более процентов, необходимых для деятельности дипломатических представительств России, в том числе необходимых для выплаты вознаграждений сотрудникам дипломатических представительств России. Данной генеральной лицензией также полностью отменяется действие Генеральной лицензии № 53 от 10.11.2022 (General license No. 53), в соответствии с которой допускались сделки, необходимые для деятельности дипломатических представительств России вне зависимости от банка.
b)Генеральная лицензия № 55C (General license No. 55C), разрешающая до 28.06.2025 совершение сделок, связанных с морской транспортировкой сырой нефти, добытой в рамках проекта «Сахалин-2» (“Sakhalin-2 byproduct”), при условии, что транспортировка сырой нефти предназначается для дальнейшего импорта в Японию. До 28.06.2025 также разрешается совершать транзакции, связанные с проектом «Сахалин-2» посредством внесенного в санкционный список SDN-List Газпромбанка или организаций, в которых Газпромбанк владеет долей 50 и более процентов, включая операции с Sakhalin Energy LLC. Данной генеральной лицензией полностью отменяется действие Генеральной лицензии № 55B (General license No. 55B), в соответствии с которой допускались аналогичные действия вне зависимости от банка.
c)Генеральная лицензия № 113 (General license No. 113), разрешающая до 20.12.2024 совершение сделок с банками, которые были включены в санкционный список SDN-List 21.11.2024, а также организациями, в уставных капиталах которых указанные банки владеют долями 50 и более процентов. При этом речь о сделках, необходимых для завершения операций, в которых участвуют кредитные учреждения, попавший в санкционный список SDN-List 21.11.2024.
d)Генеральная лицензия № 114 (General license No. 114), разрешающая до 20.12.2024 произвести отчуждение доли в уставных капиталах Газпромбанка и Межгосударственного банка (ОГРН 1027739567228 ) (действия, направленные на упрощение транзакций по отчуждению долей) и погасить долговые обязательства перед ними, а также с любыми лицами, в уставных капиталах которых указанные организации владеют долями в размере 50 и более процентов. Основным условием для разрешения является возникновение обязательств до 21.11.2024.
Таким образом, очередным санкционным пакетом США ввели ограничения в отношении финансового сектора России. Ограничения коснулись российских и иностранных организаций, физических лиц, связанных с финансовым сектором России, и скорее всего затруднят международные расчеты с зарубежными контрагентами и платежи за экспорт сырьевой продукции.
Ксения Степанищева (советник)
(21.11.2024)
21.11.2024 Министерством финансов США совместно с Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC) было объявлено о введении новых санкционных ограничений в отношении России, а также лиц, связанных с Россией. Новый санкционный пакет в особенной степени затронул финансовый сектор России.
(Russia-related Designations and Updates; Issuance of Russia-related General Licenses and Frequently Asked Questions; Publication of Russia-related OFAC Alert // Press Release // 21.11.2024).
Новые ограничения
(1)Расширение санкционного списка
21.11.2024 в SDN-list были добавлены новые лица, связанные с Россией.
Так, в санкционный список было внесено 16 физических лиц, среди которых:
- Бакина Алла Станиславовна (директор департамента национальной платежной системы Банка России);
- Чистюхин Владимир Викторович (первый заместитель председателя Банка России);
- Тулин Дмитрий Владиславович (первый заместитель председателя Банка России);
- Данилова Елизавета Олеговна (директор департамента финансовой стабильности Банка России);
- Хайдаршина Гульнара Артуровна (директор департамента сотрудничества с международными организациями Банка России);
- Ковригин Михаил Анатольевич (директор департамента организации международных расчетов Банка России);
- Полякова Ольга Васильевна (заместитель председателя Банка России);
- Морозов Александр Геннадьевич (директора департамента исследований и прогнозирования Банка России);
- и проч.
В санкционный список также были добавлены и иные лица, в том числе, связанные с Банком ВТБ старшие менеджеры по работе с клиентами в г. Шанхай) и Сбербанком.
Помимо физических лиц, в санкционный список было включено 103 юридических лица, среди которых есть банковские организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и проч.
Банковские организации (и дочерние организации российских банковских организаций в иностранных юрисдикциях):
- АО «Банк Агророс» (ОГРН: 1026400001770);
- Банк «ИТУРУП» (ООО) (ОГРН: 1026500002286);
- ББР Банк (АО) (ОГРН: 1027700074775);
- АО «БКС Банк» (ОГРН: 1055400000369);
- «Братский АНКБ» АО (ОГРН: 1023800000069);
- АО АКБ «ЦентроКредит» (ОГРН: 1027739198387);
- КБ «Энерготрансбанк» (АО) (ОГРН: 1023900000080);
- АО КБ «Хлынов» (ОГРН: 1024300000042);
- «Банк Кремлевский» ООО (ОГРН: 1027739881223);
- АО «КАБ «Викинг» (ОГРН: 1027800000250);
- ООО «Банк БКФ» (ОГРН: 1027739542050);
- АКБ «Фора-Банк» (АО) (ОГРН: 1027739553764);
- КБ «Гарант-Инвест» (АО) (ОГРН: 1037739429320);
- Gazprombank Schweiz Ag (регистрационный номер: 529900I9DRT12XN43G84);
- Bank GPB International S.A. (Luxembourg) (регистрационный номер: 529900VVDOKMRRAHZ894);
- GPB Africa And Middle East Pty Ltd (регистрационный номер: 2014/043520/07 (South Africa));
- GPB Financial Services Hong Kong Limited (регистрационный номер: 62825785 (Hong Kong));
- GPB Financial Services Limited (регистрационный номер: C246301 (Cyprus));
- GPB-DI Holdings Limited (регистрационный номер: HE145737 (Cyprus));
- Банк ГПБ (АО) (Газпромбанк) (совместно с подразделениями в Монголии, Казахстане, Индии и Китае) (ОГРН: 1027700167110);
- АКБ «НРБанк» (АО) (ОГРН: 1027700458224);
- АКБ «Славия» (АО) (ОГРН: 1027739228758);
- ПАО «Акибанк» (ОГРН: 1021600000839);
- АО «Авто Финанс Банк» (ОГРН: 1025500003737);
- АО «Банк Акцепт» (ОГРН: 1025400000427);
- АО «Банк ДОМ.РФ» (ОГРН: 1037739527077);
- АО «Банк Финсервис» (ОГРН: 1087711000013);
- АО Банк «Объединенный капитал» (ОГРН: 1027800003505);
- АО «Углеметбанк» (ОГРН: 1024200006434);
- АО КБ «Урал ФД» (ОГРН: 1025900000048);
- АО «Гута-Банк» (ОГРН: 1026900005307);
- АО «НС Банк» (ОГРН: 1027739198200);
- АО «НДБанк» (ОГРН: 1027739461694);
- АО «Банк СГБ» (ОГРН: 1023500000160);
- АО АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ОГРН: 1022400000160);
- ЭКСИ-Банк (АО) (ОГРН: 1027800000942);
- АКБ «Энергобанк» (АО) (ОГРН: 1021600000289);
- ООО «Камкомбанк» (ОГРН: 1021600000840);
- ООО Банк Оранжевый (ОГРН: 1023800000322);
- ООО «Банк Раунд» (ОГРН: 1027700140753»);
- ООО «Крона-Банк» (ОГРН: 1023800000245);
- АО Банк «Национальный стандарт» (ОГРН: 1157700006650);
- КБ «НМБ» ООО (Новый московский банк) (ОГРН: 1027700128796);
- АО «НК Банк» (ОГРН: 1027739028536);
- ООО «Примтеркомбанк» (ОГРН: 1022500001325);
- АКБ «Держава» ПАО (ОГРН: 1027739120199);
- ПАО Банк «Александровский» (ОГРН: 1027800000194);
- АО Банк Синара (ОГРН: 1026600000460);
- ПАО Финстар Банк (ОГРН: 1022400003944);
- ПАО «Меткомбанк» (ОГРН: 1026600000195);
- Банк «Траст» (ПАО) (ОГРН: 1027800000480);
- ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» (ОГРН: 1022500001061);
- МКИБ «Россита-Банк» ООО (ОГРН: 1027739254036);
- ПАО «РосДорБанк» (ОГРН: 1027739857958);
- «Русьуниверсалбанк» (ООО) (ОГРН: 1027739671288);
- АО «Витабанк» (ОГРН: 1027800000183);
- «Вэйбанк» АО (ОГРН: 1027744003231).
Введение санкций в отношении новых банков приводит к еще большему затруднению денежных переводов из России за рубеж. Наличие подсанкционных банков в цепочке переводов денежных средств за пределы России может повлечь блокировку транзакций зарубежными финансовыми учреждениями.
Помимо кредитных учреждений в санкционный список были добавлены российские регистраторы и депозитарии:
- АО «Агентство «РНР» (ОГРН: 1027100964527);
- АО «Депозитарная компания «Регион» (ОГРН: 1037708002144);
- АО «Независимый специализированный депозитарий» (ОГРН: 1027739470197);
- АО «Межрегиональный регистраторский центр» (ОГРН: 1021900520883);
- АО «Национальная специализированная финансовая компания» (ОГРН: 1235400017423);
- АО «НРК – Р.О.С.Т.» (ОГРН: 1027739216757);
- АО «Профессиональный регистрационный центр» (ОГРН: 1023802254574);
- АО «Специализированный регистратор «Компас» (ОГРН: 1024201467510);
- АО «Реестр» (ОГРН: 1027700047275);
- АО «Специализированный депозитарий «Инфинитум» (ОГРН: 1027739039283);
- ООО «Евроазиатский Регистратор» (ОГРН: 1021603631224);
- и проч.
В санкционный список были включены и иные юридические лица. Представленный перечень не является исчерпывающим.
Напомним, что в соответствии с разд. 2 Указа Президента США № 14024 (Executive Order 14024), внесение лиц в санкционный список (SDN-List) приводит к невозможности получения от таких лиц, равно как и предоставления таким лицам денежных средств, товаров и услуг.
Внесение российских регистраторов и депозитариев в санкционный список приводит к возникновению рисков для иностранных акционеров, связанных с регистрацией перехода прав на акции российских компаний, а также трудностям для российских акционеров, владеющих иностранными ценными бумагами.
Внесение российских регистраторов и депозитариев в санкционный список, вероятнее всего, является ответом на принятие Президентом России Указа от 02.10.2024 № 840 «О временном порядке учета некоторых ценных бумаг», в соответствии с которым российским профессиональным участникам рынка ценных бумаг совместно с уже подсанкционным Национальным расчетным депозитарием предписывается открыть специальные лицевые счета номинальных держателей типа «С» и перевести на них российские акции со счетов Национального расчетного депозитария.
(2)Риски, связанные с использованием СПФС
21.11.2024 OFAC опубликовало информационное сообщение, в котором разъяснило риски, связанные с использованием российской Системы передачи финансовых сообщений (СПФС).
(Sanctions Risk for Foreign Financial Institutions that Join Russian Financial Messaging System, System for Transfer of Financial Messages // Alert // dated 21.11.2024).
В информационном сообщении OFAC разъяснено, что СПФС является частью финансового сектора российской экономики, поскольку основной задачей системы СПФС является обеспечение взаимодействия между финансовыми учреждениями внутри российской финансовой системы.
В связи с этим OFAC предупреждает, что использование любыми лицами системы СПФС может быть расценено как осуществление деятельности в финансовом секторе России по смыслу Указа Президента США № 14024, в связи с чем лица, использующие СПФС, могут быть включены в санкционный список США (SDN-List).
Напомним, что ранее, в рамках 14 пакета санкций ограничения на использование СПФС ввел ЕС (ст. 5ac Регламента Совета ЕС № 833/2014). Подробнее – в нашем обзоре: [обзор].
Лицензии-изъятия
Одновременно с обновлением санкционного списка OFAC’s SDN-list и разъяснениями OFAC относительно использования СПФС были изданы лицензии-изъятия, разрешающие совершение сделок с подсанкционными лицами при соблюдении определенных условий.
Всего было издано 4 лицензии:
a)Генеральная лицензия № 53A (General license No. 53A), бессрочно разрешающая совершение сделок, в которых принимает участие Банк ГПБ (АО) (Газпромбанк) или организация, в которой Газпромбанк владеет долей 50 и более процентов, необходимых для деятельности дипломатических представительств России, в том числе необходимых для выплаты вознаграждений сотрудникам дипломатических представительств России. Данной генеральной лицензией также полностью отменяется действие Генеральной лицензии № 53 от 10.11.2022 (General license No. 53), в соответствии с которой допускались сделки, необходимые для деятельности дипломатических представительств России вне зависимости от банка.
b)Генеральная лицензия № 55C (General license No. 55C), разрешающая до 28.06.2025 совершение сделок, связанных с морской транспортировкой сырой нефти, добытой в рамках проекта «Сахалин-2» (“Sakhalin-2 byproduct”), при условии, что транспортировка сырой нефти предназначается для дальнейшего импорта в Японию. До 28.06.2025 также разрешается совершать транзакции, связанные с проектом «Сахалин-2» посредством внесенного в санкционный список SDN-List Газпромбанка или организаций, в которых Газпромбанк владеет долей 50 и более процентов, включая операции с Sakhalin Energy LLC. Данной генеральной лицензией полностью отменяется действие Генеральной лицензии № 55B (General license No. 55B), в соответствии с которой допускались аналогичные действия вне зависимости от банка.
c)Генеральная лицензия № 113 (General license No. 113), разрешающая до 20.12.2024 совершение сделок с банками, которые были включены в санкционный список SDN-List 21.11.2024, а также организациями, в уставных капиталах которых указанные банки владеют долями 50 и более процентов. При этом речь о сделках, необходимых для завершения операций, в которых участвуют кредитные учреждения, попавший в санкционный список SDN-List 21.11.2024.
d)Генеральная лицензия № 114 (General license No. 114), разрешающая до 20.12.2024 произвести отчуждение доли в уставных капиталах Газпромбанка и Межгосударственного банка (ОГРН 1027739567228 ) (действия, направленные на упрощение транзакций по отчуждению долей) и погасить долговые обязательства перед ними, а также с любыми лицами, в уставных капиталах которых указанные организации владеют долями в размере 50 и более процентов. Основным условием для разрешения является возникновение обязательств до 21.11.2024.
Таким образом, очередным санкционным пакетом США ввели ограничения в отношении финансового сектора России. Ограничения коснулись российских и иностранных организаций, физических лиц, связанных с финансовым сектором России, и скорее всего затруднят международные расчеты с зарубежными контрагентами и платежи за экспорт сырьевой продукции.
Ксения Степанищева (советник)
Павел Кусмаев (юрист)