Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ НАДЕЛЯЮТ НОТАРИУСА ШИРОКИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРИ ВЫХОДЕ УЧАСТНИКА ИЗ ООО

20 февраля 2020 г. в Государственную Думу РФ были внесены два законопроекта, предлагающие изменить процедуру выхода участника из общества с ограниченной ответственностью: законопроект № 905956-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части совершенствования процедуры внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества»
(далее – Законопроект № 905956-7) и законопроект № 905955-7 «О внесении изменения в статью 94 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект № 905955-7). Процедура выхода, предложенная вышеуказанными законопроектами, существенно увеличивает роль нотариуса в процессе оформления выхода участника из ООО, в частности, возлагает на него обязанность по подаче заявления в ЕГРЮЛ для внесения изменений в сведения об участниках. В настоящее время для выхода из общества участнику необходимо составить заявление и передать нотариусу для удостоверения (п.1 ст. 26 ФЗ «Об ООО»). Следующий этап: подача участником заявления о выходе в общество посредством направления на имя генерального директора, который в свою очередь ставит на таком заявлении подпись. Доля считается перешедшей от участника к обществу с момента получения обществом (вручения Генеральному директору) заявления участника общества о выходе из общества (пп.2 п.7 ст.23 ФЗ «Об ООО»). Моментом подачи такого заявления следует рассматривать дату его передачи участником совету директоров либо генеральному директору общества, а также работнику общества, в обязанности которого входит передача заявления надлежащему лицу, а в случае направления заявления по почте – день поступления его в экспедицию либо к работнику общества, выполняющему эти функции (Постановление Пленума ВС РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 г. «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об ООО»). В случае отправления по почте сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом (п. 3 ст. 54 ГК РФ). В течение месяца после получения заявления генеральный директор обязан обратиться в регистрирующий орган в целях регистрации изменений (п. 6 ст. 24 Федерального закона «Об ООО»). Доля вышедшего участника должна быть перераспределена обществом между участниками либо предложена для приобретения участникам или третьим лицам в течение года со дня перехода доли к обществу (п.2 ст. 24 ФЗ «Об ООО»). В противном случае данная доля погашается, а уставный капитал уменьшается на величину стоимости доли (п.5 ст. 24 ФЗ «Об ООО»).

В то же время в законодательстве не предусмотрено никакой ответственности за неподачу заявления о выходе в регистрирующий орган. На практике возникают ситуации, когда руководители не обращаются в регистрирующие органы по тем или иным причинам, таким образом, для третьих лиц правовой статус участника сохраняется до тех пора пока изменения в ЕГРЮЛ не будут внесены. Существует практика, когда участник, нотариально удостоверивший заявление о выходе из общества, направил его нотариальную копию на юридический адрес общества ценным письмом, однако письмо было ему возвращено за истечением срока хранения. Истец подал заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ как об участнике, на основании чего была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Впоследствии участник обратился в суд к обществу с требованием об исключении его из числа участников. Суд подтвердил, что общество обязано обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 4 октября 2018 г. по делу № А45-29302/2018). При этом необходимо отметить, что с заявлением об изменении состава участников общества вправе обратиться только само общество, даже в случае его бездействия участник не вправе требовать исключения сведений о себе непосредственно от регистрирующего органа (Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 августа 2018 г. по делу № А79-343/2018).

Поправки, содержащиеся в Законопроекте № 905956-7, переносят обязанность обратиться в регистрирующий орган за внесением изменений на нотариуса. После удостоверения заявления нотариус обязан обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, не позднее двух рабочих дней со дня заверения. В течение трех дней со дня получения от регистрирующего органа подтверждения внесения в ЕГРЮЛ изменений нотариус передает обществу копию заявления о выходе путем направления по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и (или) по адресу электронной почты. Законопроект № 905956-7 уточняет, что все действия нотариуса, связанные с организацией выхода участника, представляют собой единое нотариальное действие.

В связи с вышеописанными нововведениями предлагается изменить и момент перехода доли к обществу в результате выхода участника. Поскольку с участника «снимается» обязанность по предоставлению заявления в общество, моментом перехода доли предлагается считать дату получения обществом заявления от нотариуса либо дату внесения изменений в ЕГРЮЛ в зависимости от того, какое из этих событий наступит ранее. Законопроект № 905955-7 вносит изменения в Гражданский Кодекс РФ в части определения даты перехода доли вышедшего участника к обществу, таким образом, в случае принятия обоих законопроектов исключается противоречие между Гражданским Кодексом РФ и ФЗ «Об ООО».

Обращаем внимание, что описанные изменения не затрагивают кредитные организации, выход из которых будет осуществляться по старым правилам.

Отдельная часть поправок, вводимых Законопроектом № 905956-7, посвящена уставному регулированию правил выхода участника из общества. Действующее законодательство допускает выход из общества, если это предусмотрено в уставе. Предложенные поправки уточняют, что возможно предусмотреть в уставе выход на определенных условиях. В частности, уставом можно предусмотреть право выхода участника:
  • при наступлении или ненаступлении определенных обстоятельств, сроков или сочетания этих обстоятельств;
  • по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками единогласно;
  • для определенных участников, прямо поименованных в уставе либо отвечающих определенным признакам.
На наш взгляд, внесение поправок, предусмотренных Законопроектом № 905955-7 и Законопроектом № 905956-7, способствует наилучшей реализации права участников на выход, поскольку исключается ситуация, когда организация не спешит вносить изменения, и интересы участника, решившего покинуть общество, ущемляются. Данные поправки предложены в рамках мероприятий по направлению VIII «Регистрация юридических лиц» плана «Трансформация делового климата» (Распоряжение Правительства РФ от 17 января 2019 г. № 20-р «Об утверждении плана мероприятий «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ») и направлены на гармонизацию порядка ведения ЕГРЮЛ и обеспечение корректности вносимых в него сведений посредством возложения на нотариусов обязанности по заверению заявлений о выходе и их подаче в налоговый орган.
Как показывает практика, в случае неисполнения обществом обязанности по обращению в регистрирующий орган участнику необходимо разрешать данный вопрос в судебном порядке, а затем ждать исполнения судебного решения, поскольку участник лишен права самостоятельного обращения в регистрирующий орган. В случае если данные функции будут возложены на нотариуса, участникам, вероятно, реже придется сталкиваться с данными трудностями. Указание законом на возможность определить в уставе условия выхода участников свидетельствует о гибком подходе законодателя к процедуре выхода участника из общества, предложенные изменения отражают диспозитивный подход к регулированию корпоративных отношений между обществом и его участниками.

Авторы:
Ксения Степанищева, советник
Екатерина Почтарева, помощник юриста
Аналитика Ксения Степанищева 2020 Поддержка бизнеса