Коллегия адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры»

ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНОВИРУСА COVID-19

Правительство РФ по результатам совещания от 18.03.2020 г. по ситуации распространения короновирусной инфекции COVID-19 (2019‑nCoV) на территории Российской Федерации подготовило поручения, направленные, в частности, на приостановление назначения выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок (Поручение Правительства РФ от 18.03.2020 г. № ММ-П36-1945, далее – «Поручение»). Согласно тексту Поручения, федеральным органам исполнительной власти поручено до 01.05.2020 г. приостановить [1]:

  • проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «ФЗ № 294»);
  • выездные налоговые проверки;
  • выездные таможенные проверки.
Исключение составляют внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Поручение Правительства РФ от 18.03.2020 г. содержит рекомендацию высшим должностным лицам субъектов РФ и муниципальных образований довести аналогичные указания до органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных правовыми актами (п. 4 Поручения). Данная рекомендация уже находит исполнение, в частности: уже исполнена на территории Московской области (Постановление Губернатора Московской области от 19.03.2020 г. № 133-ПГ[2]).

1. Меры, принятые со стороны Федеральной налоговой службы РФ

В целях минимизации рисков возникновения и распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в рамках Поручения Правительства РФ Федеральная налоговая служба РФ (далее – «ФНС») издала Приказ ФНС России от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» [3], обязывающий территориальные налоговые органы временно:

1). приостановить до 01.05.2020 г. в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов), в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение. Для реализации данного приказа в соответствии с п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ (далее – «НК РФ») территориальные налоговые органы обязаны вынести решения о приостановлении проведения проверок;
2). приостановить до 01.05.2020 г. инициирование и проведение проверок:
  • за соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
  • за соблюдением банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов в отношении которых применяются положения ФЗ № 294.
3). приостановить до 01.05.2020 г. инициирование и проведение проверок соблюдения валютного законодательства. Исключением станут случаи, когда по уже инициированным ранее проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020 г. (в таких случаях допускается проведение проверок соблюдения валютного законодательства и осуществление административного производства только в части таких нарушений);4). исключить до особого распоряжения проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками, свидетелями, иными лицами (в том числе, нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.);5). осуществлять до особого распоряжения ознакомление с материалами дел о налоговых правонарушениях, рассмотрение жалоб (в том числе вышестоящими органами) и вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст.ст. 101, 101.4 НК РФ) путем использования телекоммуникационных каналов связи.2. Меры, принятые со стороны Центрального Банка РФ

Центральный Банк РФ также отреагировал последствия влияния пандемии короновирусной инфекции COVID-19 и Поручение Правительства РФ и выпустил Письмо от 23.03.2020 г. № 015-55/2060 «О мерах по поддержке участников рынка ценных бумаг в условиях пандемии коронавируса»[4].

В соответствии с Письмом от 23.03.2020 г. Банк России вводит регуляторные и надзорные послабления для участников рынка ценных бумаг временного характера, а именно:
  • приостанавливаются инспекционные проверки организаций и их саморегулируемых организаций. В то же время запланированные инспекционные проверки переносятся на период после 01.07.2020 г.;
  • приостанавливается реализация контактных мероприятий поведенческого надзора на период до 01.07.2020 г. Исключением стали случаи, требующие неотложного реагирования;
  • планируется увеличивать срок исполнения предписаний и запросов надзорного характера в каждом отдельном случае;
  • ограничивается применение административных наказаний к организациям (их должностным лицам).
В дополнение Центральный Банк РФ выпустил письмо от 20.03.2020 г. № 015-54/2082 «О комплексе мер по поддержке рынка коллективных инвестиций» [5], которым вводит временные регуляторные и надзорные послабления для участников рынка коллективных инвестиций:
  • приостанавливаются инспекционные проверки, завершение которых предусмотрено после 31.03.2020 г. В то же время запланированные инспекционные проверки переносятся на период после 01.07.2020 г.;
  • ограничиваются применение административных наказаний участникам коллективных инвестиций (их должностным лицам). При этом из письма не следует в каком виде и формате будет ограничиваться применение административных наказаний;
  • планирует увеличивать срок исполнения предписаний и запросов надзорного характера до 1 (одного) месяца.
3. Меры, принятые со стороны Федеральной антимонопольной службы

Вместе с тем Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – «ФАС») в рамках Поручения Правительства РФ опубликовало информационное сообщение [6], в соответствии с которым ФАС временно приостанавливает назначение и проведение проверок.

Под исключения попадают только внеплановые проверки за соблюдением антимонопольного законодательства, связанные с защитой жизни и здоровья граждан, законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и законодательства в сфере государственного оборонного заказа по Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Также сообщается, что будут внесены изменения в работу комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях. Как в случае с ФНС, такие мероприятия будут проходить дистанционно с использованием программ видеосвязи или будут временно отложены с учетом соблюдения всех необходимых сроков. При этом все заинтересованные лица будут заблаговременно оповещены службой о возможности дистанционного участия в запланированных мероприятиях. В то же время порядок такого уведомления информационным сообщением не детализирован.

Между тем все вышеперечисленные меры, как отмечается, носят временный характер и продлятся с 19.03.2020 г. по 10.04.2020 г. включительно.

4. Меры, принятые со стороны Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

В соответствии с Поручением Правительства РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – «Ростехнадзор») 18.03.2020 г. издала информационное сообщение [7] руководителя Ростехнадзора А.В. Алешина, согласно которому Ростехнадзор приостановил до 01.05.2020 г. назначение проверок, в отношении которых применяются положения ФЗ № 294.

При этом исключением стали внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий и иных документов разрешительного характера.

5. Меры, принятые со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

В соответствии с Поручением Правительства РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – «Роспотребнадзор») издала Приказ от 19.03.2020 г. № 171 «О приостановлении назначения проверок и приостановлении назначенных проверок»[8].

Согласно положениям приказа Роспотребнадзора от 19.03.2020 г. территориальные органы Роспотребнадзора обязаны приостановить до 01.05.2020 г. назначение проверок, в отношении которых применяются положения ФЗ № 294.

Между тем все ранее назначенные проверки также приостанавливаются до 01.05.2020 г.

Под исключения, как в случаях с другими ведомствами, подпадают проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, иных документов, имеющих разрешительный характер.

6. Меры, принятые со стороны Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация)

После того, как Президент Российской Федерации 25.03.2020 г. обратился к гражданам России по вопросу развития ситуации с эпидемией короновируса COVID-19 в мире Федеральная служба по аккредитации (далее – «Росаккредитация») выпустило информационное сообщение [9], согласно которому настоятельно рекомендует участникам национальной системы аккредитации (экспертным организациям, экспертам по аккредитации, а также заявителям на аккредитацию и аккредитованным лицам) перенести назначенные на указанный период выездные экспертизы соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации на более поздний срок.

При этом срок, на который рекомендуется перенести подобные мероприятия, в сообщении не указан.

7. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Вместе с тем необходимо отметить оперативную законодательную инициативу Правительства РФ, результатом которой стал Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – «ФЗ № 98»)[10].

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 98 закрепляется запрет на проведение проверок, на которые распространяется ФЗ № 294, с 01.04.2020 по 31.12.2020, кроме проверок, основаниями для проведения которых является причинение вреда или угроза причинению вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 17 ФЗ № 98 Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению особенностей организации и осуществления видов контроля, в отношении которых применяются положения 294-ФЗ, в том числе предмета, сроков, оснований таких проверок.

Таким образом, по результатам Поручения Правительства РФ от 18.03.2020 г. № ММ-П36-1945 был принят ряд мер со стороны федеральных и региональных министерств и ведомств (например, ФНС, ФАС, Банк России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росаккредитация) по сокращению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства в условиях пандемии короновируса COVID-19 на территории Российской Федерации, экономического кризиса, и, как следствие, уменьшения экономической активности и перехода многих компаний на дистанционную работу.

В частности были приостановлены многие проверки (налоговые (в том числе по применению ККТ и валютному контролю), таможенные, в области защиты конкуренции, ряда проверок участников рынка ценных бумаг и другие).

Существующая обстановка повлекла за собой и принятие ФЗ № 98, который позволит защитить интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения экономической и эпидемиологической ситуации и исключить проведение проверок согласно ФЗ № 294 в 2020 году.

Существенно важный факт, что принятие ФЗ № 98 позволило распространить запрет на проведение проверок на всей территории РФ в течение 2020 года, а региональным органам власти не потребуется принимать соответствующие приказы для выполнения Поручения Правительства РФ и приказов федеральных профильных министерств и ведомств, а исполнять непосредственно нормы федерального законодательства.

В результате вышеуказанных мер государство рассчитывает минимизировать экономический вред, который получат субъекты предпринимательства в условиях пандемии короновируса COVID-19 на территории Российской Федерации и тяжелой экономической ситуации в мире.

Авторы:
Ксения Степанищева, Советник
Игорь Саврыга, Младший Юрист

Ссылки:
[1]
http://government.ru/orders/selection/401/39205/;

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347943/

[2]
https://mosreg.ru/download/document/1060036

[3]
https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs_fts/9685945/

[4]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348834/

[5]
https://cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20200320_in_015_44-25.pdf

[6]
https://fas.gov.ru/news/29577

[7]
http://www.gosnadzor.ru/news/64/3038/

[8]
http://rospotrebnadzor.ru/images/files/Prikaz_171.pdf

[9]
https://fsa.gov.ru/press-center/covid-19/10427/;

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348559/#utm_campaign=fw&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=body

[10]
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010072?index=0&rangeSize=1
Ксения Степанищева Аналитика 2020 Налоги и штрафы Поддержка бизнеса Антимонопольное право